Дело № .../2011г.
Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации
г. Гурьевск 05.03.2011г.
Гурьевский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего Дорошенко И.И.
при секретаре Бедаревой Н.А.
с участием:
представителя истца Г.А., действующего на основании нотариальной доверенности от 09.11.2010г.,
представителя истца М., действующей на основании нотариальной доверенности от 26.04.2010г.,
представителя ответчика, Администрации Гурьевского муниципального района З., действующей на основании доверенности от 19.10.2010г. №...,
представителя третьего лица, МУ «Управление образования Администрации Гурьевского района», Д., действующей на основании доверенности от 08.09.2010г. №...,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Х.С. к Администрации Гурьевского муниципального района о понуждении к действию,
УСТАНОВИЛ:
Х.С. обратился в суд с иском к Администрации Гурьевского муниципального района о понуждении к действию, мотивировав свои требования тем, что он является сиротой, оставшимся без попечения родителей. Данное обстоятельство подтверждается справкой МУ «Управление образования Администрации Гурьевского района». С 1993 г. по 1998г. Х.С. находился на воспитании в муниципальном образовательном учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей школе-интернате ... .... В этом же учреждении воспитывался его старший брат Х.А. Младший брат истца, Х.Н. и сестра, Х.С., воспитывались в детском доме ....
Х.С. ссылается на то обстоятельство, что его братья и сестра зарегистрированы в списках граждан льготной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Когда Х.С. обратился в жилищный отдел Администрации Гурьевского района по вопросу предоставления ему жилья, ему ответили, что имеется письмо о том, что за ним закреплено жилое помещение за подписью заведующего отделом образования К.С. Х.С. обратился к К.С. по поводу данного письма, на что он пояснил, что подпись на письме не его, а кроме него подобные письма никто не мог подписывать. Поэтому данный документ, по мнению Х.С., является подложным доказательством.
Из справки за подписью начальника отдела по строительству, ЖКХ, ДХ, транспорту и связи Администрации Гурьевского района О.А. следует, что он не зарегистрирован в льготных списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Х.С. также ссылается на то обстоятельство, что в настоящее время он вынужден проживать там, где придется, зарегистрирован он в доме, который в настоящее время расселен, собственного жилья он имеет.
Х.С. в иске ссылается п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которому вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
Х.С. также ссылается на ст.ст. 1,8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ, согласно которым лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Х.С. указывает на п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 N 124-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому органы местного самоуправления были наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Х.С. также ссылается на Закон Кемеровской области от 16.05.2006г. N 67-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым установлены особенности принятия на учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также определено, что порядок предоставления жилых помещений устанавливается Коллегией Администрации Кемеровской области.
Х.С. ссылается на Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.08.2006 N 165 «Об утверждении порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Х.С. указывает на то обстоятельство, что упомянутые нормативные документы определили, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам органами местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления первоначально приобретают помещения в муниципальную собственность, а потом предоставляют данные жилые помещения детям-сиротам по договору социального найма.
Денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете.
На основании изложенного Х.С. просил суд:
признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий по льготной категории граждан и поставить на учет по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
обязать Администрацию Гурьевского района предоставить ему по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте г. Гурьевска, общей площадью не менее нормы предоставления.
Впоследствии Х.С. отказался от исковых требований признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий по льготной категории граждан и поставить на учет по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Определением Гурьевского городского суда от 14.10.2010г. отказ Х.С. от вышеуказанной части требований был принят судом, производство по делу прекращено.
В судебном заседании представитель истца Г.А. поддержал исковые требования в полном объеме, суду пояснил, что, по его мнению, жилищным законодательством предусмотрен заявительный порядок постановки на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», достаточным является сам факт наличия соответствующего статуса, и обращение с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося не требуется. Х.С. с 2000г. проживал в общежитии по адресу: г. Гурьевск, ул. ... которое ему было предоставлено Администрацией г.г. Гурьевска и Салаира. Квартира по адресу: г. Гурьевск, ул. ..., которая была закреплена за Х.С., являлось помещением, непригодным для проживания и, следовательно, Х.С. не мог считаться обеспеченным жильем. В договор социального найма квартиры, расположенной по адресу: г. Салаир, ул. ... которая была предоставлена отцу Х.С., Х.В., истец был включен в качестве члена семьи нанимателя помимо его воли. Кроме того, истец не мог являться членом семьи Х.В., т.к. последний был лишен в отношении истца родительских прав. По мнению Г.А., факт проживания Х.С. в общежитии по адресу: г. Гурьевск, ул. ... ..., доказывает то обстоятельство, что он был признан органом местного самоуправления лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, как лицо из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Истец Х.С. в судебное заседание не явился, в суд представил письменное ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием его представителя Г.А. В предыдущем судебном заседании Х.С. пояснил, что обращался в 2000г. Администрацию г.г. Гурьевска и Салаира в первый раз 2000г. после освобождения из мест лишения свободы. Ему была предоставлена комната в общежитии по адресу: г. Гурьевск, ул. .... С 2000г. по 2004г. Х.А. вновь находился в местах лишения свободы. После освобождения он обращался в отдел ЖКХ Администрации г.г. Гурьевска и Салаира, а именно, к начальнику отдела А., в целях решения вопроса о предоставлении ему жилого помещения. Был поставлен на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Представитель ответчика, Администрации Гурьевского муниципального района, З. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, суду пояснила, что за Х.С. было закреплено жилое помещение - квартира по адресу: г. Гурьевск, ул. .... Взамен ветхого жилого помещения по вышеуказанному адресу, Х.С., как члену семьи Х.В., была предоставлена г. Салаир, ул. .... Х.С. был включен в договор социального найма. Данный договор Х.С. не оспаривался.
Представитель третьего лица, МУ «Управление образования Администрации Гурьевского района», Д., в судебном заседании вопросе об удовлетворении либо отказе в удовлетворении требований Х.С. полагалась на усмотрение суда.
Суд, изучив письменные материалы дела, допросив свидетелей, изучив письменные материалы дела, находит исковые требования необоснованными, подлежащими отклонению.
Так, свидетель А. суду показала, что ранее работала начальником отдела по предоставлению жилья Администрации г.г. Гурьевска и Салаира. Х.А. обращался к ней по вопросу предоставления жилья и для того чтобы, встать на очередь по улучшению жилищных условий. Специального помещения для предоставления жилья детям-сиротам в то время не было. Детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наряду с другими гражданами селили в общежитие по ул. ... в г. Гурьевска. Она не помнит, селила ли она Х.А. в общежитие по ул. ... в г. Гурьевска, т.к. прошло уже больше 10 лет. Она также не помнит, в какой год обращался к ней Х.А. в 2004 г. или 2005г. Х.А. обращался к ней для постановки его на очередь как сироты, но ему было более 18 лет. Брат и сестра Х.А. стояли на очереди по предоставлению жилья, а его не было в списках. Х.А. был включен в список как гражданин, за которым закреплено право нанимателя ветхого жилья в доме по адресу: г. Гурьевск, ул. ... В дальнейшем данный дом был включен в программу сноса ветхого жилья. Граждан из данного дома планировали переселить в новый построенный дом, но в г. Салаире. Брат и сестра истца были на учете, т.к. их родители были лишены родительских прав. Х.А. в то время было предложено найти нужные документы о том, что он Х.А. состоял в очереди, но он их не предоставил. Она работала начальником отдела с 2001г. по 31.12.2005г.
Свидетель Г.В. суду показал, что ему известно, что родителей Х.А. Сергея лишили родительских прав. Они жили по ул. ..., точно он не помнит адрес, здание было кирпичное. Это был полусарай, полуздание. Дом был двухквартирный, с одной стороны жили соседи, а с другой - семья Х.А.. Х.С. после освобождения прибыл в г. Гурьевск на постоянное место жительства. Жить с отцом у него не было возможности, т.к. родители были лишены родительских прав. Х.С. жил у родственников в деревянном двухквартирном бараке. Он пришел к Г.В. и попросил помочь собрать документы на жилье. Это было в 2004г. У Халтурина не было денег даже на проезд. Он брал у Г.В. деньги, а Г.В. помогал ему собирать документы. Сергей сам ходил и сдавал документы, Г.В. с ним не ходил. За детьми ранее отдел образования закреплял право на проживание. Они давали такие документы, которые свидетельствовали о том, что за детьми закрепляется право на жилое помещение. При этом составляли акт осмотра. Справку о закреплении жилья в интернат направляли. Справка давалась на том основании, если ребенок прописан в жилом доме. Но позже стали строже подходить к этому вопросу, т.к. согласно закону за год до окончания учебного заведения необходимо подать все документы. Он подписывал акт обследования жилищных условий в отношении Х.Н. Акт составляется на каждого ребенка, которая затем вкладывалась в личное дело ребенка в детском доме. Справка о закреплении жилого помещения выписывается, когда жилье находится в пригодном состоянии, и находится в муниципальной собственности, тогда должна выписываться справка. В справке указывалось, чтобы сделки с жилым помещением не совершались. Он плохо помнит, но, вроде бы, Х.А. Сергей проживал в общежитии на вокзале, это общежитие принадлежало Стройуправлению. Там расселяли детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Некоторых даже селили без документов и прописки, т.к. у комнат не было номеров. Если у ребенка есть право на жилое помещение по найму, то вкладываются копии документов в личное дело каждого ребенка.
Свидетель Х.Н. суду показал, что Х.С. - его родной брат. Брат проживал на вокзале в общежитии. Там весь этаж занимали детдомовцы. В настоящее время Х.Н. состоит в очереди для предоставления жилья. Его и брата (Х.С.) от родителей забрали в один день, а сестру позднее, дней через 15. Он сначала находился в п. Инской вместе с братом, но потом его забрали опекуны Звягинцевы. В 2004г. он «тянул» брата с собой, чтобы вместе пойти и встать на очередь по предоставлению жилья. А получилось так, что его (Х.Н.) поставили на очередь, а брата не поставили. Он не знает, почему так получилось. В 2004году встали на очередь, подписывали вместе документы и вместе вставали на учет, им сказали, что все они находятся в очереди, а когда он зашел узнать свою очередь, то оказалось, что он находится в очереди, а его брат нет.
Свидетель Т. суду показал, что Х.С. - его бывший сосед, они жили ранее по ул. ..., были соседями. Х.А. жили в 1-ой, а они - во 2-ой квартире. Самого Сергея знает плохо, т.к. он был совсем ребенком, когда его родителей лишили родительских прав. Ранее по соседству с нами жили Синевы, им потом дали квартиру, и они уехали. Но вот позже выяснилось, что Синевы держали свиней в своей половине дома. Потом появилась семья Х.А.. Х.А. все почистили после свиней. Когда он заходил к Х.А. в дом, то видел, что потолочная балка обрушилась, и посредине комнаты стоит подпорка. Т. хотел сделать пристройку и даже разрешение взял, но потом понял, что это ничего не решит. В прошлом году дом забрали в собственность муниципалитета. Им дали квартиру площадью 54,7 кв.м. в г. Гурьевске по ул. ... в новом доме.
Свидетель В. суду показала, что работала заместителем начальника Управления образования К.С. Все его полномочия в его отсутствие исполняла она. В справке №50 от 06.04.1998г. ее подпись. Справка была выдана из благих намерений. Чтобы жилье не смогли продать, и чтобы ребенок не остался без угла. Это делается в интересах ребенка, чтобы жилье не смогли продать или поменять. Такая справка выдается на основании акта обследования.
Из справки Отделения УФМС России по Кемеровской области в г. Гурьевске от 11.02.2011г., паспорта гражданина РФ серии 3204 767521 следует, что Х.С. родился ..., зарегистрирован по адресу: г. Гурьевск, ул. ... (л.д.6,82).
Из справки МУ «Управление образования Администрации Гурьевского района» от 20.04.2010г. №... видно, что Х.С. является сиротой, оставшимся без попечения родителей, т.к. его отец и мать лишены родительских прав (л.д. 7).
Из справки начальника отдела по строительству, ДХ транспорту и связи Администрации муниципального образования «Гурьевский район» О.А. от 02.08.2010г. №... видно, что Х.С. на территории муниципального образования «Гурьевский район» в льготных списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не зарегистрирован (л.д.8).
Согласно справке директора МОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа – интернат №2 для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, города Белово» Ч. от 24.03.2010г. №... в архивном деле Х.В. имеется документ отдела образования г. Гурьевска от ... о закреплении жилья по адресу: г. Гурьевск, ул. ..., за несовершеннолетним Х.В. (л.д.9).
Из справки Отдела образования Администрации г. Гурьевска от 06.04.1998г. №... следует, что Гурьевский гороно закрепляет жилье по адресу: г. Гурьевск, ул. ... за несовершеннолетним Х.С., который воспитывается в средней школе №... г. Белово и имеет по данному адресу право на жилье в соответствии с законодательством РФ (л.д.83).
Из списка граждан, отнесенных к категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий по состоянию на 01.04.2010г., утвержденного первым заместителем Главы Гурьевского района К., следует, что Х.С. в указанный список не включен. В данный список включены Х.Н., Х.С. на основании поданных заявлений (л.д.15-16).
Из письма первого заместителя Главы Гурьевского района К. от 11.05.2010г. №... Х.С. следует, что жилое помещение по адресу: г. Гурьевск, ул. ..., в 1994г. было признано аварийным, а жилой дом по вышеуказанному адресу, отнесен к категории непригодных для проживания в соответствии с актом обследования ... от ... Межведомственной комиссией, назначенной решением Гурьевского городского Совета народных депутатов ...-р от ... (л.д.103).
Из Постановления Администрации Гурьевского района от 02.02.2010г. №... « О предоставлении жилого помещения по договору социального найма» следует, что переселенцам из ветхого жилищного фонда по адресу: г. Гурьевск, ул. ..., Х.В., Х.С. и Х.С. (состав семьи 3 человека), по договору социального найма предоставляется квартира, расположенная по адресу: г. Салаир, ..., общей площадью 47 кв.м. (л.д.14).
Из договора социального найма на жилое помещение №... от 12.02.2010г. следует, что муниципальное образования «Гурьевский район» (Наймодатель) и Х.В. (Наниматель) заключили договор социального найма на квартиру, расположенную по адресу: Кемеровская область, г. Салаир, ул. ... площадью 47 кв.м. (п.1.1 договора). Из п. 1.3 договора следует, что в указанную квартиру вселяются следующие члены семьи: Х.С., Х.С. Согласно п.7 договора члены семьи Нанимателя, проживающие совместно с ним, имеют равные права и обязанности с Нанимателем, вытекающие из договора (18-22).
Согласно сведениям ИЦ ГУВД Кемеровской области от 22.02.2011г. №... Х.С. находился в местах лишения свободы с 19.01.1999г. по приговору Гурьевского городского суда от ..., освобожден 17.07.2000г. на основании Постановления Государственной Думы РФ. Убыл в г. Гурьевск 26.05.2000г. Также Х.С. находился в местах лишения свободы по приговору Гурьевского городского суда от 02.10.2001г., освобожден по отбытию наказания, 13.02.2004г. убыл в г. Гурьевск (л.д.98).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту – Закон) дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст.8 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Судом установлено, что Х.С. относился к числу детей, оставшихся без попечения родителей.
В льготных списках, как нуждающийся в улучшении жилищных условий Х.С. на территории муниципального образования «Гурьевский район» зарегистрирован не был, что подтверждается списком граждан, отнесенных к категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий по состоянию на 01.04.2010г., справкой начальника отдела по строительству, ДХ транспорту и связи Администрации муниципального образования «Гурьевский район» О.А. от 02.08.2010г. №..., показаниями свидетеля А., согласно которым Х.С. обращался в ней в 2004г. по поводу предоставления жилого помещения в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, но соответствующих документов не представил, и был включен в список граждан, проживающих ветхом жилье.
Показания свидетеля Х.Н. о том, что Х.С. также был включен в льготную очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий суд считает недостоверными, т.к. они опровергаются вышеуказанными письменными доказательствами.
Из показаний свидетеля Г.В. также не следует, что Х.С. обращался в органы местного самоуправления с необходимым пакетом документов для включения в льготную очередь по предоставлению жилья.
Показания свидетеля Т. подтверждают то обстоятельство, что жилое помещение, которое было закреплено за Х.С. в соответствии со справкой Отдела образования Администрации г. Гурьевска от 06.04.1998г. №..., находилось в непригодном для проживания состоянии, на что указывалось письме первого заместителя Главы Гурьевского района К. от 11.05.2010г. №...
Показания свидетеля В. о том, что в справке Отдела образования Администрации г. Гурьевска от 06.04.1998г. №... ее подпись, опровергают довод истца и его представителя о том, что данное доказательство является подложным.
Судом установлено, что Х.С. вместе с Х.В. и Х.С. вместо аварийного жилого помещения адресу: г. Гурьевск, ул. ..., закрепленного за Халтуриным С.В., было предоставлено квартира, расположенная по адресу: Кемеровская область, г. Салаир, ул. ... площадью 47 кв.м. на условиях договора социального найма.
Постановление Администрации Гурьевского района от 02.02.2010г. №... « О предоставлении жилого помещения по договору социального найма», договор социального найма на жилое помещение №... от 12.02.2010г., Х.С., Х.В. и Х.С. не оспаривались.
Х.С. 23.06.2010г. обратился к Главе Гурьевского района с заявлением о том, что он просит разрешить приватизировать вышеуказанную квартиру, но от приватизации отказывается (л.д.17), т.е. Х.С. воспользовался в данном случае правами на приватизацию жилого помещения, предоставленного ему по договору социального найма.
Таким образом, довод истца о том, что он, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не был обеспечен жилым помещением, опровергается материалами дела.
Суд полагает, что отказ Х.С. от права приватизации жилого помещения не является основанием для предоставления ему жилого помещения повторно.
Из материалов уголовного дела №.../2001, которое обозревалось судом в судебном заседании, следует, что действительно в нем указывается, что Х.С. проживает по адресу: г. Гурьевск, ул. ... (л.д. №1-.../2001 №10, 11, 16, 21-23, 24,54,58, 62, 64а). Из материалов данного уголовного дела также следует, что Х.С. зарегистрирован по адресу: г. Гурьевск, ул. ...(л.д. №1-.../2001 №52).
Из материалов гражданского дела №.../1993, которое также обозревалось судом в судебном заседании, следует, что жилое помещение по адресу: г. Гурьевск, ул. ... находится в антисанитарном состоянии л.д. №.../1993 №9, 15,17,19).
По мнению суда, то обстоятельство, что Х.С. проживал по адресу: г. Гурьевск, ул. ..., а также то обстоятельство, что жилое помещение по адресу: г. Гурьевск, ул. ... находилось в антисанитарном и аварийном состоянии, не свидетельствуют о том, что Х.С. был включен в льготную очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также о том, что на момент рассмотрения дела ему не было предоставлено жилое помещение.
Как следует из материалов дела, Х.С. родился ... года рождения, в льготной очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не зарегистрирован. На момент рассмотрения дела Х.С. исполнилось 27лет.
Как следует из преамбулы Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 17.12.2009 N 315-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» а также из ст. 1 указанного Закона следует, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
Указанное обстоятельство связано и с тем, что осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты своих граждан должно согласовываться в том числе и с имеющимися у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями.
На необходимость учета имеющихся у государства ресурсов при оказании помощи детям указывает и Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. Статья 27 Конвенции признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства - участники принимают необходимые меры по оказанию помощи в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 16.12.2010 N 1590-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки О. на нарушение ее конституционных прав абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется, в том числе тех, кто к моменту вступления в силу данного Федерального закона достиг возраста 23 лет.
Таким образом, на момент рассмотрения дела Х.С. уже не имел статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей и, следовательно, утратил право пользования мерами социальной поддержки, установленными Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ч.4 ст.49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Согласно преамбуле Закона Кемеровской области от 16.05.2006 N 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет дополнительные гарантии и условия реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч.1 ст.1 указанного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом.
Согласно п.2 ст.1 Закона жилое помещение предоставляется лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с учетом особенностей, установленных статьей 2 настоящего Закона.
Согласно п. 3 ст.2 Закона указанные в пункте 2 настоящей статьи документы должны быть представлены в соответствующие органы местного самоуправления не позднее чем за год до окончания пребывания лица в соответствующих учреждениях, приемной семье, детских домах семейного типа, окончания срока установления опеки (попечительства) либо достижения им совершеннолетия. Документы подаются самостоятельно лицом, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, в случае достижения им совершеннолетия либо администрацией соответствующего учреждения, опекуном, попечителем, приемным родителем, родителем - воспитателем, если лицо, указанное в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, является несовершеннолетним.
Судом установлено, что Х.В. после достижения им совершеннолетия не обращался в Администрацию Гурьевского района с пакетом документов, подтверждающих ее нуждаемость в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями указанного Закона и, следовательно, у ответчика не было оснований для принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и, соответственно, в предоставлении жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.49, 52 ЖК РФ, Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Кемеровской области от 16.05.2006 N 67-ОЗ (в ред. от 30.06.2007) «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Отказать Х.С. в исковых требованиях к Администрации Гурьевского муниципального района о возложении обязанности на Администрацию Гурьевского муниципального района предоставления по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, пригодного для проживания, отвечающего санитарным и техническим требованиям, расположенного в черте г. Гурьевска, общей площадью не менее нормы предоставления.
Мотивированное решение суда составлено 14.03.2011 года.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10-ти дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья: И.И. Дорошенко