иск прокурора о понуждении к совершению действий



Дело № .../2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Гурьевск 08.02.2011г.

Гурьевский городской суд Кемеровской области в составе

председательствующего Дорошенко И.И.

при секретаре Дульцевой С.М.

с участием:

помощника Гурьевского межрайонного прокурора Тимофеевой Е.С.

представителя ответчика, Администрации Гурьевского муниципального района Ш. действующего на основании доверенности от ... ...,

представителя ответчика, МУ «Управление образования Администрации

Гурьевского района», Е. действующей на основании доверенности от ...,

представителя ответчика, Военного комиссариата Кемеровской области Р., действующего на основании доверенности от ... ...,

представителя ответчика, МОУ Средняя общеобразовательная школа №25 г. Салаира», А., действующей на основании доверенности ... от ...,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гурьевского межрайонного прокурора к МУ «Управление образования Администрации Гурьевского района», Администрации Гурьевского района, Военному комиссариату Кемеровской области МОУ Средняя общеобразовательная школа №25 г. Салаира» о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Гурьевский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к МУ «Управление образования Администрации Гурьевского района», Отделу Военного комиссариата Кемеровской области по городам Белово, Гурьевск и Беловскому району о понуждении к совершению действий, мотивировав свои требования тем, что Гурьевской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о военно-патриотическом воспитании и воинской обязанности в муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 25», которой установлено, что в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы согласно части 7 статьи 14 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 марта 1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций.

Согласно пунктам 2, 4, 5 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 № 1441, обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций независимо от формы собственности. Граждане мужского пола получают начальные знания в области обороны в соответствии с примерной программой обучения, согласованной с Министерством обороны Российской Федерации.

В соответствии с п. 8 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 96, Минобрнауки РФ N 134 от 24.02.2010г. (далее по тексту – Инструкция), подготовка по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола и проводится в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение последних 2 лет обучения. Военные комиссариаты: участвуют в организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях и учебных пунктах; участвуют в совершенствовании учебно-материальной базы, необходимой для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

Согласно п. 9 Инструкции органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования: организуют обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в муниципальных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; принимают участие в проведении конкурса среди субъектов Российской Федерации на лучшую подготовку граждан к военной службе, организацию и проведение призыва на военную службу.

В соответствии с пунктом 13 Инструкции обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»- в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.

Пункт 14 Инструкции предусматривает, что в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

Рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы приведены в приложении №1 к настоящей Инструкции.

Проведенной проверкой Гурьевской межрайонной прокуратурой выявлено, что в муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 25» спортивный городок с элементами полосы препятствий находится в удовлетворительном состоянии; отсутствуют: предметный кабинет, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер); Конституция Российской Федерации по количеству обучающихся в классе, федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» по количеству обучающихся в классе, общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации по количеству обучающихся в классе, учебник по основам безопасности жизнедеятельности по количеству обучающихся, наставления по стрелковому делу: Основы стрельбы из стрелкового оружия в количестве 1 штуки, 7, 62-мм (или 5, 45-мм) модернизированный автомат Калашникова в количестве 1 штуки, учебное пособие по основам медицинских знаний по количеству обучающихся; по одному комплекту плакатов или электронных изданий по теме: нормативы по радиационной, химической и биологической защите, мины Российской армии, фортификационные сооружения; массогабаритный макет 7, 62-мм (или 5, 45 - мм) автомата Калашникова в количестве 2 штук; средства индивидуальной защиты: общевойсковой противогаз по количеству обучающихся, общевойсковой защитный комплект в количестве 1 штуки, респираторы в количестве 5 штук; приборы: радиационной разведки в количестве 1 штуки, химической разведки в количестве 1 штуки; бытовой дозиметр в количестве 1 штуки; макет простейшего укрытия в разрезе или формате ЭОИ в количестве 1 штуки; макет убежища в разрезе или формате ЭОИ в количестве 1 штуки; компас по количеству обучающихся; визирная линейка по количеству обучающихся; электронные образовательные издания на магнитных и оптических носителях по тематике программы (ЭОИ) в количестве 1 комплекта; комплект аппаратуры для демонстрации ЭОИ в количестве 1 штуки; индивидуальные средства медицинской защиты: аптечка АИ в количестве 1 штуки, пакеты перевязочные ППИ в количестве 1 штуки, пакеты противохимические индивидуальные ИПП-11 в количестве 1 штуки; сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи - сумка СМС - в количестве 1 штуки; перевязочные средства и шовные материалы, лейкопластыри: бинт марлевый медицинский нестерильный, размером 7м Х14 см в количестве 3 штук, бинт марлевый медицинский нестерильный, размером 5м Х 10 см в количестве 3 штук, вата медицинская компрессная весом 0,1 кг., медицинские расходные предметы:

булавка безопасная в количестве 3 штук, шина проволочная (лестничная) для ног в количестве 1 штуки, шина проволочная (лестничная) для рук в количестве 1 штуки, шина фанерная длиной 1 метр в количестве 1 штуки; аппараты, приборы и принадлежности для травмотологии и механотерапии манекен тренажер для реанимационных мероприятий в количестве 1 штуки, шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей(модернизированная) в количестве 1 штуки; санитарно-хозяйственное имущество инвентарное: знак нарукавного Красного креста в количестве 2 штук, лямка медицинская носилочная в количестве 1 штуки, флаг Красного креста в количестве 1 штуки.

По мнению истца, отсутствие в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» необходимой материально-технической базы и оснащения образовательного процесса делает невозможным обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в указанном учреждении.

На основании изложенного, Гурьевский межрайонный прокурор просил суд:

обязать муниципальное учреждение «Управление образования Гурьевского района» и Отдел Военного комиссариата Кемеровской области по городам Белове, Гурьевск и Беловскому району усовершенствовать предметный кабинет, спортивный городок с элементами полосы препятствий в МОУ «Средней общеобразовательной школе № 25» и оснастить необходимой материально-технической базой в соответствии с Приказом Министра обороны РФ N 96, Минобрнауки РФ N 134 от 24.02.2010 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах;

в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий до 01.09.2011.

Определением Гурьевского городского суда от 28.10.2010г. в дело в качестве соответчиков были привлечены Администрация Гурьевского муниципального района, Военный комиссариат Кемеровской области.

Определением Гурьевского городского суда от 23.12.2010г. в дело в качестве соответчика было привлечено Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №25 г. Салаира».

Впоследствии Гурьевский межрайонный прокурор, уточнив исковые требования исковые требования, просил суд:

обязать Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №25 г. Салаира» (ОГРН 1024200663541 ИНН/КПП 4204004265/420401001) в срок до 01.09.2011г. оборудовать предметный кабинет для обучения несовершеннолетних граждан начальным знаниям в области обороны, их подготовки к основам военной службы, обеспечить его необходимой материально-технической базой и оснащением образовательного процесса: Конституцией Российской Федерации по количеству обучающихся в классе, федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» по количеству обучающихся в классе, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации по количеству обучающихся в классе, учебником по основам безопасности жизнедеятельности по количеству обучающихся, наставлениями по стрелковому делу: Основы стрельбы из стрелкового оружия в количестве 1 штуки, 7, 62-мм (или 5, 45-мм) модернизированный автомат Калашникова в количестве 1 штуки, учебными пособиями по основам медицинских знаний по количеству обучающихся; по одному комплекту плакатов или электронных изданий по теме: нормативы по радиационной, химической и биологической защите, мины Российской армии, фортификационные сооружения; массогабаритный макет 7,62 мм (или 5, 45 -мм) автомата Калашникова в количестве 2 штук; средства индивидуальной защиты: общевойсковой противогаз по количеству обучающихся, общевойсковой защитный комплект в количестве 1 штуки, респираторы в количестве 5 штук; приборы: радиационной разведки в количестве 1 штуки, химической разведки в количестве 1 штуки; бытовой дозиметр в количестве 1 штуки; макет простейшего укрытия в разрезе или формате ЭОИ в количестве 1 штуки; макет убежища в разрезе или формате ЭОИ в количестве 1 штуки; компас по количеству обучающихся; визирная линейка по количеству обучающихся; электронные образовательные издания на магнитных и оптических носителях по тематике программы (ЭОИ) в количестве 1 комплекта; комплект аппаратуры для демонстрации ЭОИ в количестве 1 штуки; индивидуальные средства медицинской защиты: аптечка АИ в количестве 1 штуки, пакеты перевязочные ППИ в количестве 1 штуки, пакеты противохимические индивидуальные ИПП-11 в количестве 1 штуки; сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи - сумка CMC - в количестве 1 штуки; перевязочные средства и шовные материалы, лейкопластыри: бинт марлевый медицинский нестерильный, размером 7мХ 14 см в количестве 3 штук, бинт марлевый медицинский нестерильный, размером 5мХ 10 см в количестве 3 штук:, вата медицинская компрессная весом 0,1 кг.; медицинские расходные предметы: булавка безопасная в количестве 3 штук, шина проволочная (лестничная) для ног в количестве 1 штуки, шина проволочная (лестничная) для рук в количестве 1 штуки, шина фанерная длиной 1 метр в количестве 1 штуки; аппараты, приборы и принадлежности для травматологии и механотерапии: манекен-тренажер для реанимационных мероприятий в количестве 1 штуки, шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей (модернизированная) в количестве 1 штуки; санитарно-хозяйственным имуществом инвентарным: знаком нарукавного Красного креста в количестве 2 штук, лямкой медицинская носилочная в количестве 1 штуки, флагом Красного креста в количестве 1 штуки;

на основании ст.120 ГК РФ в случае недостаточности денежных средств у Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №25 г. Салаира» возложить на Администрацию Гурьевского муниципального района субсидиарную ответственность по исполнению вышеуказанных действий.

В судебном заседании прокурор Тимофеева Е.С. поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика, Администрации Гурьевского муниципального района, Ш., исковые не признал в полном объеме, суду пояснил, что согласно Положению о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 № 1441, финансирование мероприятий по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе осуществляется из федерального бюджета. Следовательно, Администрация Гурьевского муниципального района является ненадлежащим ответчиком. Подготовка граждан Российской Федерации к военной службе в муниципальных образовательных учреждениях осуществляется в соответствии с указанным Положением согласно федеральным образовательным стандартам в рамках преподавания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». По мнению Ш., Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 96, Минобрнауки РФ №134 от 24.02.2010г., носит рекомендательный характер и не является обязательной для исполнения.

Представитель ответчика, Военного комиссариата Кемеровской области, Р., в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, суду пояснил, что согласно п.8 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 96, Минобрнауки РФ N 134 от 24.02.2010г., военные комиссариаты только участвуют в совершенствовании учебно-материальной базы, необходимой для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, но не обеспечивают ее создание. Нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, указанные в приложение №1 к Инструкции), являются рекомендованными, а не обязательными. Согласно п. 11 Инструкции руководители образовательных учреждений обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, но не военные комиссариаты.

Представитель ответчика, МУ «Управление образования Администрации Гурьевского района», Е., в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, суду пояснила, что оснащать образовательные учреждения материально-технической базой в соответствии Инструкцией об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной Приказом Министра обороны РФ №96, Минобрнауки РФ №134 от 24.02.2010г., нет возможности, т.к. средства на эти цели не предусмотрены в местном бюджете и сметах образовательных учреждений. Кроме того, оснащать подобной материально-технической базой средние образовательные учреждения нет необходимости, т.к. подготовка граждан Российской Федерации к военной службе в муниципальных образовательных учреждениях осуществляется в соответствии с федеральными образовательными стандартами в рамках преподавания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Упомянутая Инструкция носит рекомендательный характер и не обязательна для исполнения. Преподавание теоретической части раздела «Основы военной службы» предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» возможно при помощи информационных технологий. Оснащение материально-техническая базой образовательных учреждений в соответствии с Инструкцией является излишним, ставящим образовательные учреждения в трудное материальное положение. Без помощи заинтересованных ведомств образовательные учреждения не в состоянии обеспечить себя всем необходимым оснащением в соответствии с Инструкцией, т.к. многие предметы (общевойсковые уставы, ОВЗК, приборы химической и радиационной разведки и т.п.) образовательные учреждения приобрести самостоятельно не могут.

Представитель ответчика, Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №25 г. Салаира», А., в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, суду дала пояснения, аналогичные пояснениям представителя МУ «Управление образования Администрации Гурьевского района», Е. Кроме того, А. суду пояснила, что предметный кабинет для обучения несовершеннолетних граждан начальным знаниям в области обороны, их подготовки к основам военной службы, оборудованный в соответствии с требованиями Инструкции, в школе отсутствует.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, присутствующих в судебном заседании, изучив письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению в отношении Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №25 г. Салаира», а в отношении МУ «Управление образования Администрации Гурьевского района», Администрации Гурьевского муниципального района, Военного комиссариата Кемеровской области – подлежащими отклонению в полном объеме.

В соответствии со ст.59 Конституции РФ гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 28.03.1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.

Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона от 28.03.1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций.

Согласно ч.2 ст.11 вышеуказанного Закона обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно пунктам 2, 4, 5 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 № 1441, обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций независимо от формы собственности. Граждане мужского пола получают начальные знания в области обороны в соответствии с примерной программой обучения, согласованной с Министерством обороны Российской Федерации.

Согласно п. 6 Положения подготовка граждан по основам военной службы проводится в соответствии с государственными образовательными стандартами.

В соответствии с п.16 Положения с гражданами женского пола в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования проводятся отдельно от граждан мужского пола занятия по углубленному изучению основ медицинских знаний.

В соответствии с п.27 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления:

организуют и обеспечивают проведение подготовки граждан по военно - учетным специальностям;

осуществляют контроль за состоянием учебно - материальной базы образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования и ежегодно, до 15 ноября, проводят инвентаризацию вооружения, техники и имущества, переданных указанным образовательным учреждениям в оперативное управление;

представляют в органы военного управления заявки на получение, ремонт и списание вооружения, техники и имущества, необходимых для подготовки граждан по военно - учетным специальностям.

В соответствии с ч.7 ст.14 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы.

Приказом Министра обороны РФ N 96 и Министра образования и науки РФ №134 от 24.02.2010г., утверждена Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах.

В п.2 Инструкции указано, что она определяет функции Минобрнауки России, Минобороны России, штабов военных округов и Балтийского флота (далее именуются - штабы военных округов (флота)), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, военных комиссариатов субъектов Российской Федерации (далее именуются - военных комиссариатов), органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, командиров соединений и воинских частей, а также руководителей образовательных учреждений, начальников учебных пунктов в части обеспечения организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

Согласно п.8 Инструкции военные комиссариаты: участвуют в организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях и учебных пунктах; участвуют в совершенствовании учебно-материальной базы, необходимой для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

В соответствии с п.9 Инструкции органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования организуют обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в муниципальных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.

В соответствии с. п.11. Инструкции руководители образовательных учреждений:

организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы;

обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

организуют работу в образовательном учреждении по военно-патриотическому воспитанию граждан;

оказывают содействие военному комиссариату в постановке граждан на воинский учет;

участвуют в организации учебных сборов;

взаимодействуют с военными комиссариатами и воинскими частями по вопросам организации и проведения учебных сборов.

Согласно пунктам 13, 14 Инструкции обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.

В образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

Рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы приведены в приложении №1 к настоящей Инструкции.

По мнению суда, если рассматривать приложение №1 к настоящей Инструкции во взаимосвязи с ее п.п.13,14, то приведенный в приложении уровень материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы следует расценивать как необходимый, т.к. Инструкция (п.п.13,14) предусматривает обязательное наличие предметного кабинета с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивного городка с элементами полосы препятствий, стрелкового тира или места для стрельбы (электронного стрелкового тренажера).

Согласно Приказу Минобразования РФ от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 19.10.2009) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» включает в себя получение следующих знаний:

в части Основ обороны государства:

оборона государства - система мер по защите его целостности и неприкосновенности. Основные положения Концепции национальной безопасности и Военной доктрины Российской Федерации. Основные угрозы военной безопасности России;

основные этапы создания, боевые традиции и воинские символы российской армии и Вооруженных Сил Российской Федерации;

вооруженные Силы Российской Федерации, их правовой статус. Состав Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил и рода войск, их предназначение и задачи. Другие войска, их состав и предназначение;

модернизация вооружения, военной и специальной техники. Техническая оснащенность и ресурсное обеспечение Вооруженных Сил;

в части основ военной службы:

правовые основы военной службы. Воинская обязанность. Основные положения Федеральных законов «О воинской обязанности и военной службе» и «Об альтернативной гражданской службе;

прохождение военной службы по призыву, контракту. Альтернативная гражданская служба;

общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации;

моральные, индивидуально-психологические и профессиональные качества гражданина, необходимые для военной службы;

психические свойства личности и психология воинского коллектива. Формы общения в воинском коллективе. Профилактика неуставных взаимоотношений;

права и ответственность военнослужащих. Нормы международного гуманитарного права;

в части элементов начальной военной подготовки:

основы строевой подготовки. Строевые приемы и движения с оружием и без оружия. Строй отделения: развернутый, походный;

основы огневой подготовки. Назначение и боевые свойства личного оружия. Порядок неполной разборки и сборки оружия (на примере автомата Калашникова). Приемы и правила стрельбы. Выполнение начального упражнения стрельбы из автомата на базе воинской части;

основы тактической подготовки. Обязанности солдата в бою. Способы метания ручных осколочных и противотанковых гранат. Способы ориентирования на местности. Движение по азимуту;

основы технической и прикладной физической подготовки. Занятия специальными упражнениями (упражнения на специальных снарядах, преодоление полос препятствий, плавание, марш-броски, спортивное ориентирование и др.;

обеспечение безопасности военной службы. Общие требования к безопасности военной службы. Предупреждение гибели и травматизма военнослужащих. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих.

организация и подготовка к учебным сборам на базе воинской части. Ознакомление с примерным учебным планом по организации и проведению учебных сборов на базе воинской части, режимом дня, условиями пребывания в воинской части, правилами безопасности во время учебных сборов;

в части военно-профессиональной ориентации:

цели и задачи военно-профессиональной ориентации. Овладение военно-учетными специальностями. Занятия военно-прикладными видами спорта;

военная служба по призыву как этап профессиональной карьеры. Классы сходных воинских должностей, командные воинские должности;

подготовка офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования. Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации, МВД России, ФСБ России, МЧС России;

основные виды образовательных учреждений военного профессионального образования. Порядок подготовки и поступления в военные учреждения профессионального образования Минобороны России, МВД России, ФСБ России, МЧС России и других ведомств по обеспечению безопасности населения.

Как следует из упомянутого федерального стандарта, он не содержит перечня материально-технических средств, необходимых для преподавания гражданам начальных знаний в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

Вышеуказанная Инструкция, являясь нормативным актом Минобразования РФ и Минобороны РФ, более поздним по времени издания, имеет своей целью определить необходимый уровень материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в соответствии с федеральным стандартом предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Как видно из пояснений представителя ответчика, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №25 г. Салаира», А. предметный кабинет для обучения несовершеннолетних граждан начальным знаниям в области обороны, их подготовки к основам военной службы, оборудованный в соответствии с требованиями Инструкции, в школе отсутствует.

Из перечня учебно-методических пособий и оборудования, представленного директором МОУ «Средняя общеобразовательная школа №25 г. Салаира», С. следует, что материально-техническое оснащение для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, указанное в приложении №1 к Инструкции, в школе имеется не в полном объеме (л.д.11-12).

Как видно из п.1.1. Устава МОУ «Средняя общеобразовательная школа №25 г. Салаира», оно является муниципальным гражданским некоммерческим образовательным учреждением. Согласно п.п. 3.1, 3.2. Устава школа по своей организационно-правовой форме являет муниципальным учреждением, является юридическим лицом, имеет смету, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и имуществом. Учредителем школы является Администрация Гурьевского района в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Гурьевский район».

В соответствии с ч.7 ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Согласно ч.ч.1,2 вышеуказанного Закона за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).

Объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.

В соответствии с ч.ч.1,3,8 ст. 41 вышеуказанного Закона финансовое обеспечение деятельности образовательного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст.43 вышеуказанного Закона образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет.

Финансовые и материальные средства образовательного учреждения, закрепленные за ним учредителем, используются им в соответствии с уставом образовательного учреждения и изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

Согласно ч.6.1 ст.29 вышеуказанного Закона обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

Таким образом, как следует из приведенных выше нормативных актов, обязанности по материально-техническому обеспечению образовательного процесса лежит непосредственно на образовательном учреждении.

Таких обязательств на органы управления образованием, военные комиссариаты и органы местного самоуправления приведенные нормативные акты не возлагают.

Следовательно, обязанность по оснащению обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в соответствии с Инструкцией должна быть возложена МОУ «Средняя общеобразовательная школа №25 г. Салаира».

В соответствии со ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Государственный суверенитет и территориальная целостность РФ обеспечиваются различными организационно-правовыми средствами, в том исполнением гражданами воинской обязанности. Закреплением федеральным законодательством положений об обязательной подготовке граждан к военной службе обусловлено вышеуказанной обязанностью конституционной обязанностью защищать свое Отечество, нести военную службу.

На образовательные учреждения законодательством возложена обязанность давать гражданам необходимые начальные знания в области обороны, а также осуществлять их подготовку по основам военной службы, что является необходимым условием исполнения конституционной обязанности граждан защищать свое Отечество.

Согласно абз. 6 п.2 ст.120 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Согласно Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ абзац шестой пункта 2 статьи 120 в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяется к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 года.

Следовательно, требования истца о возложении на Администрацию Гурьевского муниципального района субсидиарной ответственности в случае недостаточности денежных средств на МОУ «Средняя общеобразовательная школа №25 г. Салаира» не основаны на законе.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает, что указанный истцом срок исполнения решения до 01.09.2011г. является для Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №25 г. Салаира» слишком непродолжительным, т.к. школа была привлечена в дело в качестве соответчика только 23.12.2010г., т.е. спустя 2 месяца после поступления иска в Гурьевский городской суд.

Поэтому суд считает необходимым установить МОУ «Средняя общеобразовательная школа №25 г. Салаира» срок для исполнения действий, указанных в предмете иска, до 31.12.2011г.

Согласно п.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.59 Конституции РФ, Законом РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 28.03.1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положением о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 № 1441, Инструкцией об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах,утвержденной Приказом Министра обороны РФ №96 и Министра образования и науки РФ №134 от 24.02.2010г., ст. 120 ГК РФ, ст.ст.103, 194-199, 206 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №25 г. Салаира» (ОГРН 1024200663541 ИНН/КПП 4204004265/420401001) в срок до 31.12.2011г. оборудовать предметный кабинет для обучения несовершеннолетних граждан начальным знаниям в области обороны, их подготовки к основам военной службы, обеспечить его необходимой материально-технической базой и оснащением образовательного процесса: Конституцией Российской Федерации по количеству обучающихся в классе, федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» по количеству обучающихся в классе, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации по количеству обучающихся в классе, учебником по основам безопасности жизнедеятельности по количеству обучающихся, наставлениями по стрелковому делу: Основы стрельбы из стрелкового оружия в количестве 1 штуки, 7, 62-мм (или 5, 45-мм) модернизированный автомат Калашникова в количестве 1 штуки, учебными пособиями по основам медицинских знаний по количеству обучающихся; по одному комплекту плакатов или электронных изданий по теме: нормативы по радиационной, химической и биологической защите, мины Российской армии, фортификационные сооружения; массогабаритный макет 7,62 мм (или 5, 45 -мм) автомата Калашникова в количестве 2 штук; средства индивидуальной защиты: общевойсковой противогаз по количеству обучающихся, общевойсковой защитный комплект в количестве 1 штуки, респираторы в количестве 5 штук; приборы: радиационной разведки в количестве 1 штуки, химической разведки в количестве 1 штуки; бытовой дозиметр в количестве 1 штуки; макет простейшего укрытия в разрезе или формате ЭОИ в количестве 1 штуки; макет убежища в разрезе или формате ЭОИ в количестве 1 штуки; компас по количеству обучающихся; визирная линейка по количеству обучающихся; электронные образовательные издания на магнитных и оптических носителях по тематике программы (ЭОИ) в количестве 1 комплекта; комплект аппаратуры для демонстрации ЭОИ в количестве 1 штуки; индивидуальные средства медицинской защиты: аптечка АИ в количестве 1 штуки, пакеты перевязочные ППИ в количестве 1 штуки, пакеты противохимические индивидуальные ИПП-11 в количестве 1 штуки; сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи - сумка CMC - в количестве 1 штуки; перевязочные средства и шовные материалы, лейкопластыри: бинт марлевый медицинский нестерильный, размером 7мХ 14 см в количестве 3 штук, бинт марлевый медицинский нестерильный, размером 5мХ 10 см в количестве 3 штук:, вата медицинская компрессная весом 0,1 кг.; медицинские расходные предметы: булавка безопасная в количестве 3 штук, шина проволочная (лестничная) для ног в количестве 1 штуки, шина проволочная (лестничная) для рук в количестве 1 штуки, шина фанерная длиной 1 метр в количестве 1 штуки; аппараты, приборы и принадлежности для травматологии и механотерапии: манекен-тренажер для реанимационных мероприятий в количестве 1 штуки, шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей (модернизированная) в количестве 1 штуки; санитарно-хозяйственным имуществом инвентарным: знаком нарукавного Красного креста в количестве 2 штук, лямкой медицинская носилочная в количестве 1 штуки, флагом красного креста в количестве 1 штуки.

Отказать Гурьевскому межрайонному прокурору исковых требованиях к МУ «Управление образования Администрации Гурьевского района», Администрации Гурьевского муниципального района, Военному комиссариату Кемеровской области в полном объеме.

Взыскать в доход местного бюджета с Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №25 г. Салаира» (ОГРН 1024200663541 ИНН/КПП 4204004265/420401001) издержки, связанные с рассмотрением дела, в виде государственной пошлины в сумме 4000 рублей.

Мотивированное решение суда составлено 24.02.2011 года.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10-ти дней со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья: И.И. Дорошенко