о предоставлении жилого помещения



Дело ...г.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Гурьевск 09.11.2011г.

Гурьевский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего Дорошенко И.И.

при секретаре Журавлевой М.В.

с участием

истицы Г.Е.,

представителя истицы Б.В., действующего на основании заявления истицы,

представителя ответчика, Администрации Гурьевского района Ш.И., действующего на основании доверенности от 08.11.2010г. ...,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г.Е. к Администрации Гурьевского муниципального района о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Г.Е. обратилась в суд с иском к Администрации Гурьевского муниципального района о предоставлении жилого помещения, мотивировав свои требования тем, что она является сиротой, оставшейся без попечения родителей. С 19.07.1995 года по 03.06.2004 года она находилась на воспитании в Социальном приюте для детей и подростков Гурьевского района, расположенном в .... 15.11.2010 года на имя Главы Гурьевского района ею было подано заявление о предоставлении ей по договору социального найма пригодного для проживания жилого помещения, однако до настоящего времени ей на заявление не ответили, жилое помещение не предоставили. Она нуждается в обеспечении жильем, так как ни в собственности, ни на основании муниципального найма жилья не имеет.

Г.Е. в иске ссылается п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которому вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

Г.Е. также ссылается на ст.ст. 1,8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ, согласно которым лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Г.Е. указывает на то обстоятельство, что упомянутые нормативные документы определили, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам органами местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления первоначально приобретают помещения в муниципальную собственность, а потом предоставляют данные жилые помещения детям-сиротам по договору социального найма.

Денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете.

На основании изложенного Г.Е. просила суд обязать Администрацию Гурьевского района предоставить ей по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в г. Гурьевске, либо в пос. Сосновка Гурьевского района, общей площадью не менее 13 кв.м.

В судебном заседании истица Г.Е. и ее представитель Б.В. поддержали исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истица Г.Е. пояснила суду, что в социальном приюте пос. Урск она находилась с возраста 6 лет, т.к. родители были лишены родительских прав. Она зарегистрирована в .... Однако дома фактически нет, он разрушен. В социальном приюте она находилась до 2004 года, потом поступила в училище. При выходе из приюта, когда ей исполнилось 16 лет, представитель органа опеки снял с ее сберегательной книжки деньги для приобретения жилья. С согласия представителя органа опеки она приобрела дом в д. Каменушка, который она продала в 2006 году, т.к. проживала с парнем и они планировали купить другой дом, но сделка не состоялась. Представитель органа опеки ей не разъяснял положения законодательства о том, какими льготами в части обеспечения жильем пользуются дети-сироты. Она согласилась, чтобы ей был приобретен дом в д. .... На сберегательной книжке у нее были накопления, т.к. она получала пенсию по инвалидности. Впоследствии инвалидность была снята. В настоящее время ей негде жить, просит обязать Администрацию Гурьевского района предоставить ей, как сироте, жилье.

Представитель Г.Е., Б.В., в судебном заседании пояснил, что считает обоснованными требования Г.Е. о предоставлении ей жилого помещения, как оставшейся без попечения родителей, так как ей негде жить. После нахождения в приюте, ей, по его мнению, орган опеки незаконно, воспользовавшись безграмотностью Г.Е., потратил денежные средства инвалида Г.Е. на жилой дом в д. Каменушка. Деньги следовало тратить обеспечение Г.Е. всем необходимым, а приют приобрел дом, несмотря на то, что Г.Е. имела право на бесплатное обеспечение жилым помещением за счет государства. Г.Е., совершая сделку по приобретению дома в собственность, была введена в заблуждение представителем органа опеки, не разъяснившим ей положения законодательства о том, какими льготами в части обеспечения жильем пользуются дети-сироты.

Представитель ответчика, Администрации Гурьевского муниципального района, Ш.И. в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, суду пояснил, что за Г.Е.. было закреплено жилое помещение – жилой дом, расположенный на земельном участке, площадью 1500кв.м., по адресу: ..., общей полезной площадью 27,6кв.м., в том числе жилой – 14,9кв.м. Данное жилое помещение ей было приобретено после выхода ее из социального приюта. Сделка была заключена с участием законного представителя, так как Г.Е. было 16 лет, она также была согласна на приобретение жилого дома, что подтверждается ее подписью в договоре купли-продажи дома. Данный договор Г.Е. не оспаривался. Свое жилье Г.Е. продала, будучи совершеннолетней, тем самым ухудшив свои жилищные условия.

Суд, выслушав стороны, допросив свидетеля, изучив письменные материалы дела, находит исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Так, свидетель Р.Ю. суду показал, что он работает социальным педагогом в Урском социальном приюте. Г.Е.- воспитанница социального приюта. В детский дом Г.Е. устроить не удалось, т.к. в Гурьевском районе, существовавшем до реорганизации муниципальных образований, не было детских домов. Поэтому Г.Е. такое длительное время проживала в приюте. На Г.Е., как на ребенка-сироту, приютом готовился пакет документов для постановки в очередь нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Однако Администрацией района никаких действий по включению Г.Е. в очередь и предоставлению жилья не было предпринято. По выходу из приюта, Г.Е., поскольку она получала пенсию по инвалидности и имела накопления, с разрешения органа опеки и попечительства купили домик в д. Каменушка, сняв деньги с ее сберегательной книжки. В домике все покрасили, побелили своими силами, купили мебель. Возражений от Г.Е. не было, при сделке у нотариуса она была согласна на приобретение ей жилья. В то время было сложно с жильем, поэтому нашли такой выход.

Из справки МУ «Районный социальный приют для детей и подростков» п. Урск Гурьевского района от 03.11.2010года ... видно, что Г.Е. проживала в районном социальном приюте для детей и подростков Гурьевского района с 19.07.1995 года по 03.06.2004 года, находилась на полном государственном обеспечении (л.д.5).

Согласно справке начальника отдела опеки и попечительства МУ «Управление образования» Администрации Гурьевского района следует, что Г.Е. ... года рождения собственного жилья не имеет (л.д.7).

Из копии договора купли-продажи земельного участка с жилым домом от 08.09.2004 года следует, что С.М. и Г.Е., ... года рождения, действующая с согласия Р.Ю. – специалиста по социальной работе районного социального приюта для детей и подростков ..., находясь в здравом уме и твердой памяти, действуя добровольно, заключили настоящий договор о нижеследующем: С.М. продала Г.Е. принадлежащий ей на праве собственности земельный участок площадью 1500кв.м. с кадастровым номером 42:02:01 09003:0005 и размещенный на нем жилой дом в границах кадастрового плана земельного участка, находящийся в д. ... на землях поселений, находящихся в ведении Администрации Гурьевского района Кемеровской области. На земельном участке расположен жилой дом, состоящий из одной комнаты основного бревенчатого строения, общая полезная площадь 27,6кв.м., в том числе жилой – 14,9кв.м.; на указанном земельном участке также расположены холодный пристрой из теса, баня из бревен, летняя кухня дощатая, сарай дощатый, уборная дощатая, забор деревянный. Содержание настоящего договора нотариусом города Гурьевска П.В. его участникам зачитан вслух. Договор подписан продавцом С.М., покупателем Г.Е., с согласия законного представителя Р.Ю. (л.д.17-19).

Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от 14.07.2011 года за ... следует, что правообладателями жилого дома, расположенного по адресу: ... были:

- С.М. ... года рождения, собственность от ..., запись ..., право собственности прекращено ...;

- Г.Е. ... года рождения, собственность от ..., запсиь ..., право собственности прекращено ...

В настоящее время с ... собственником жилого дома является Л.И. ... года рождения, собственность ..., запись .... (л.д.21).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Судом установлено, и этот факт не оспаривался ответчиком, что Г.Е. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, Г.Е. обратилась в орган местного самоуправления до достижения ею возраста в 23 года.

Как следует из преамбулы Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» а также из ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Согласно ч. 3 ст.40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

На необходимость учета имеющихся у государства ресурсов при оказании помощи детям указывает Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. Статья 27 Конвенции признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства - участники принимают необходимые меры по оказанию помощи в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей.

Из заявления Г.Е. на имя Главы Гурьевского муниципального района М.С. от 15.11.2010г. следует, что она просила предоставить ей жилое помещение как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, заявление поступило в Администрацию Гурьевского муниципального района 15.11.2010г. (л.д.6).

Из паспорта гражданина РФ на имя Г.Е. Е.В. серии ..., выданного отделением УФМС России по Кемеровской области 22.03.2010г. (л.д.78) следует, что Г.Е. родилась ...

Таким образом, на момент обращения в Администрацию Гурьевского муниципального района Г.Е. имела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей и, следовательно, не утратила право пользования мерами социальной поддержки, установленными Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно преамбуле Закона Кемеровской области от 16.05.2006 N 67-ОЗ (в ред. от 30.06.2007) «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет дополнительные гарантии и условия реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ч.1 ст.1 указанного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом.

Согласно п.2 ст.1 Закона жилое помещение предоставляется лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», с учетом особенностей, установленных статьей 2 настоящего Закона.

Согласно ст.4 Закона расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Согласно ч.1 ст.4 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 N 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета Кемеровской области.

Согласно частям 1, 2 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как видно из материалов дела, показаний свидетеля Р.Ю., органом опеки и попечительства не были предприняты меры по включению Г.Е. в очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлению ей жилого помещения в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по выходу из приюта.

Суд не может расценивать действия органа опеки по приобретению в собственность Г.Е. вышеуказанного дома, как предоставление ей жилого помещения за счет государства либо как закрепление за ней жилого помещения, т.к., жилое помещение должно предоставляться по договору социального найма бесплатно; закрепление жилого помещения за несовершеннолетним должно иметь место при поступлении несовершеннолетнего в соответствующее учреждение, когда он являлся его правообладателем.

Из показаний свидетеля Р.Ю., пояснений истицы следует, что вышеуказанный дом приобретался Г.Е. по инициативе приюта за счет денежных средств, принадлежащих Г.Е.. Ответчиком данный факт не оспаривается.

Ответчиком не представлено доказательств закрепления за Г.Е. жилого помещения при направлении ее в Урской социальный приют.

Согласно п.1 ст.31 ГК РФ опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан.

В соответствии с п.1 ст.37 ГК РФ доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Суд не может расценить действия органа опеки по приобретению Г.Е. дома за счет ее личных денежных средств, как действия, направленные исключительно на защиту ее интересов, т.к. обязанности по постановке Г.Е. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также по предоставлению Г.Е. жилого помещения органом опеки не были выполнены. По договору социального найма жилое помещение Г.Е. не было предоставлено.

Согласно ч. 2 ст.206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика Ш.И., в настоящем финансовом году средства на приобретение жилого помещения истице не могут быть выделены, т.к. для данной категории граждан он предусматриваются в областном бюджете, а затем в виде субвенций выделяются местным бюджетам. Кроме того, необходимо время для приобретения квартиры в муниципальную собственность для предоставления ее Г.Е.

Суд, учитывая пояснения представителя ответчика, а также нормы Закона Кемеровской области от 14.11.2005 N 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», считает разумным и достаточным установление ответчику 6- месячного срока для исполнения решения суда с момента его вступления в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь Конвенцией о правах ребенка, ст.40 Конституции РФ, Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Кемеровской области от 16.05.2006 N 67-ОЗ (в ред. от 30.06.2007) «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Кемеровской области от 14.11.2005 N 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст. 194-199, 206 ГПК,

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию Гурьевского муниципального района предоставить Г.Е., ... года рождения, уроженке ..., за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 13 кв.м., юридически и фактически свободное, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Гурьевского муниципального района.

Установить Администрации Гурьевского муниципального района для исполнения вышеуказанных действий срок в 6 (шесть) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Мотивированное решение суда составлено ....

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Гурьевский городской суд в течение 10-ти дней со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья: И.И. Дорошенко