судебное решение земельный спор



Дело Номер обезличен - 233 / 2010 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата обезличена 2010 года г. Гурьевск

Гурьевский районный суд Калининградской области РФ в составе:

Председательствующего судьи Бондаревой Е.Ю.,

при секретаре Фильчиной В.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Правительства Калининградской области о признании незаконным постановления главы администрации Гурьевского муниципального района № 7919 от 24.12.2008 года «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков принадлежащих ДНП «Прохладное», о понуждении администрации Гурьевского муниципального района к отмене указанных постановлений, с участием заинтересованных лиц администрации Гурьевского муниципального района Калининградской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, Агентства по градостроению Правительства Калининградской области, Дачного некоммерческого партнерства «Прохладное»

У С Т А Н О В И Л:

Правительство Калининградской области, в лице представителя Глущенко А.В., действующего на основании доверенности, в защиту государственных интересов обратилось в суд с заявлением о признании незаконным постановления главы администрации Гурьевского муниципального района № 7919 от 24.12.2008 года «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков принадлежащих ДНП «Прохладное» и понуждении к отмене указанного постановления, указывая, что оно было издано с существенными нарушениями норм федерального и регионального законодательства, существенно нарушает права и законные интересы Правительства КО в связи с чем подлежит отмене.

В обоснование заявленный требований указано, что 24.12.2008 года главой администрации МО «Гурьевский муниципальный район» было издано постановление № 7919 «Об изменении вида разрешенного использования земельных, вблизи пос. Новомосковское принадлежащих ДНП «Прохладное» в соответствии с которым был изменен вид разрешенного использования земельного участка с КН 39:03:08 08 11:0050, площадью 191604 кв.м., расположенного по адресу: Калининградская область Гурьевский район вблизи пос. Новомосковское с двух километрах от пос. Ушаково, между а/д Ущаково-Новомосковское и р. Прохладная, с разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» на разрешенное использование «для дачного строительства».

При этом Правительство КО полагает, что в соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ вид разрешенного использования земель определяется в соответствии с зонированием территории, а также исходя из принадлежности земель в той или иной категории. Кроме того, в соответствии с ч.1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей. Считает, что земли сельскохозяйственного назначения не могут быть использованы для ведения дачного хозяйства, то есть не имеют такого разрешенного использования как дачное хозяйство.

Также в обоснование заявленных требований указано, что согласно Указу Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", п.5 Рекомендаций Роскомзема от 11 августа 1992 г. N 570 по применению основных положений Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", п. 1.3 параграфа 2 Рекомендаций по реорганизации колхозов и совхозов (утв. Минсельхозом РФ 14 января 1992 г., приложение 1 к рекомендациям Роскомзема от 11 августа 1992 г. N 570) распределение и выдача в счет земельных паев (долей) земель бывших колхозов и совхозов осуществлялась из земель сельскохозяйственного назначения из сельскохозяйственных угодий.

В соответствии с п.1 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Считает, что земли сельскохозяйственного назначения не могут быть использованы для ведения дачного хозяйства, то есть не имеют такого разрешенного использования как дачное хозяйство.

Таким образом, перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию на территории Калининградской области осуществляется исключительно Правительством, как высшим органом исполнительной власти КО, а органы местного самоуправления не наделены полномочиями в области перевода земельных участков с категорией «земли сельскохозяйственного назначения» в иную категорию.

Просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме, признать незаконным постановление главы администрации МО «Гурьевский муниципальный район» от 24.12.2008 года № 7919 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка вблизи пос. Новомосковское, принадлежащего ДНП «Прохладное» и обязать администрацию МО «Гурьевский муниципальный район» его отменить.

В судебном заседание представитель заявителя Правительства КО Глущенко А.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал. Просит их удовлетворить в полном объеме, Дополнительно пояснил, что из представленных в судебном заседании материалов землеустроительного и регистрационного дела следует, что земельный участок, принадлежащий ДНП «Прохладное» сформирован из состава земель бывшего ТОО «Прибрежное-1», относящихся к сельскохозяйственным угодьям – пашня и сенокос. Кроме того, пояснил, согласно представленному фрагменту дежурной карты Калининградской области земельный участок, принадлежащий ДНП «Прохладное», расположен в запретной зоне.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области – Стреляева Е.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала. Не возражает против их удовлетворения в полном объеме. В пояснениях, данных в ходе предыдущих судебных заседаний указала, что в соответствии с ЗК РФ пользователь земельного участка выбирает вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с зонированием, а поскольку зонирование не проводилось, оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене. Правовой режим земельного участка определяется исходя из целевого назначения и зонирования территории. Из чего следует, что право выбора и разрешения использования не может быть произвольно разрешено.

Представитель ДНП «Прохладное» - Вязников А.А., действующий на основании доверенности, с требованиями не согласилась. Пояснил, что выводы представителя Правительства КО не соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела. Считает, что категория земель, принадлежащих ДНП «Прохладное» не менялась, только изменен вид разрешенного использования. Из заключения независимой оценки следует, что земли ДНП не относятся к особо ценным. Из карт предоставленных Управлением Росреестром по Калининградской области следует, что на земельном участке ДНП «Прохладное» имеется лесополоса, дороги, болота, кустарники – что подтверждается условными обозначениями на карте. Считает, что доводы заявителя о том, что запрещено использование земельного участка сельскохозяйственного назначения для дачного строительства – не соответствует законодательству. Полагает, что Правительство КО не верно трактует нормы ЗК РФ. ДНП не собирается вносить, принадлежащий ему земельный участок в границы населенного пункта. Считает, что на их деятельность распространяется действие федерального закона № 66 - ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», в котором под дачным земельным участком понимается – земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля). Полагает, что в нормах действующего законодательства не имеется запрета на использование сельскохозяйственных угодий под дачное строительство. Считает заявление необоснованным и не подлежащими удовлетворению.

Представитель Агентства по градостроению Калининградской области в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще. Ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлено.

Представитель Администрации Гурьевского муниципального района в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлено.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела в их совокупности, заслушав судебные прения, суд находит требования Правительства КО обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что 24.12.2008 года главой администрации МО «Гурьевский муниципальный район» было издано постановление № 7919 «Об изменении вида разрешенного использования земельных, вблизи пос. Новомосковское принадлежащих ДНП «Прохладное» в соответствии с которым был изменен вид разрешенного использования земельного участка с КН 39:03:08 08 11:0050, площадью 191604 кв.м., расположенного по адресу: Калининградская область Гурьевский район вблизи пос. Новомосковское с двух километрах от пос. Ушаково, между а/д Ушаково-Новомосковское и р. Прохладная, с разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» на разрешенное использование «для дачного строительства».

Земельный участок ранее был выделен и сформирован из состава земель ТОО «Прибрежное-1» Гурьевского района Калининградской области и относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, что подтверждается картой земель ТОО «Прибрежное», материалами по схеме землеустройства перераспределения земель ТОО «Прибрежное»

В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

При этом одним из основных принципов оборота является сохранение целевого использования земельных участков.

В соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли в РФ по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, в том числе сельскохозяйственного назначения и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии со ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с ч.1 ст.78 Земельного Кодекса Российской Федерации - земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: гражданами, в том числе ведущими крестьянские /фермерские/ хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

В соответствии со ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Как установлено в судебном заседании спорные земельные участки, находящиеся в собственности ДНП «Прохладное», ранее были сформированы и выделены участникам долевой собственности из земель ТОО «Прибрежное – 1», для крестьянского хозяйства.

В соответствии со ст. 81 ЗК РФ предусмотрено право на предоставление земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства. Из правового смысла части 2 указанной нормы следует, что Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, а также федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан. Из чего следует вывод, что существует специальная процедура по предоставлению земельных участков гражданам и их объединениям для дачного строительства, то есть не имеющим ранее прав на такой земельный участок.

В соответствии со ст. 12 ФЗ-66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусматривается зонирование территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.(в ред. Федерального закона от Дата обезличена N 118-ФЗ) Заказчиками схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений выступают органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 14 ФЗ-66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков. (в ред. Федерального закона от Дата обезличена N 122-ФЗ). Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.

В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты (ч. 2); в градостроительном регламенте указываются виды разрешенного использования земельных участков (п. 1 ч. 6).

Согласно ч. 6 ст. 36 ГСК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются, в частности, для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с ч.ч. 3 и 5 ст. 37 Градостроительного Кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Пунктом 4 ст. 4 Федерального закона Номер обезличенФЗ от Дата обезличена года «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» предусмотрено право главы местной администрации на принятие решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4-1 настоящего Федерального закона.

Пунктом 2 ст. 4-1 названного Федерального закона установлено, что в случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.

Поскольку для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения не устанавливается градостроительный регламент, порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка, относящегося к сельхозугодьям, регулируется пунктом 2 ст. 4-1 Федерального закона № 191-ФЗ от 29 декабря 2004 года, которым предусмотрено обязательное изменение категории такого земельного участка в случае изменения его разрешенного использования.

В силу ч. 1 ст. 8 ЗК РФ, ст.ст. 2, 3, 7 Федерального закона № 172-ФЗ от 21 декабря 2004 года «о переводе земель и земельных участков из одной категории в другую», ст.ст. 33, 34 Закона Калининградской области от 21 декабря 2006 года № 105 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области» перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию на территории Калининградской области осуществляется Правительством области, при этом такой перевод может иметь место только в исключительных случаях.

С учетом изложенного и, приведенных выше норм суд приходит к выводу, что постановление главы администрации Гурьевского муниципального района № 7919 от 24.12.2008 года принято с нарушением компетенции Правительства Калининградской области и по сути направлено на безосновательное изменение категории принадлежащего ДНП «Прохладное» земельного участка, относящегося к сельскохозяйственным угодьям. Таким образом, в соответствии со ст. 13 ГК РФ указанное постановление органа местного самоуправления является незаконным и как следствие недействительным.

В судебном заседании установлено, что Администрацией Гурьевского муниципального района, не было проведено необходимое зонирование территории, не соблюдены требования градостроительного и технического регламентов при принятии решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего ДНП «Прохладное».

Кроме того, представленным в судебном заседании фрагментом дежурной карты Калининградской области подтверждается, что принадлежащий ДНП «Прохладное» земельный участок расположен в границах запретного района, утвержденных постановлением главы администрации Калининградской области от 25 мая 2001 года № 271 «Об утверждении границ запретных зон и районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований...».

На основании п. 8 Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации..., утв. постановлением Правительства РФ от 17.02.2000 года № 135, на территории запретного района запрещается строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, проведение ландшафтно-реабилитационпых, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военному складу и сохранности находящегося там имущества. В случае особой необходимости строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения на территории запретного района может разрешаться в каждом конкретном случае органами исполнительной власти субъектов Российском Федерация, на территории которых находятся военные склады, но согласованию с органами военного управления, в ведении которых они находятся.

Кроме того, судом установлено и не оспаривается представителем ДНП «Прохладное», что спорные земельные участки не выделялись ДНП специально для ведения дачного строительства, и действительно являются землей сельскохозяйственного назначения - сельскохозяйственные угодья, принадлежащие ранее ТОО «Прибрежное».

Из представленных фрагментов схемы землеустройства и перераспределения земель ТОО «Прибрежное» Гурьевского района Калининградской области в разрезе земель по угодьям следует, что спорный земельный участок, в настоящее время принадлежащий ДНП «Прохладное» обозначен условным знаком угодий – ПАШНЯ, что также подтверждается представленными представителем Росреестра картами земель ТОО «Прибрежное» и ведомостью к ней с описанием земель и картой ГУВСП «300 лет ВМФ». Из указанных документов усматривается, что земельный участок, принадлежащий ДНП «Прохладное» определен как пашни.

Суд соглашается с мнением представителя заинтересованного лица ДНП «Прохладное» в том, что дачное строительство может быть размещено на землях сельскохозяйственного назначения, однако считает, что действующим законодательством допускается использование для дачного строительства только тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые были предоставлены для этих целей в установленном законом порядке.

Учитывая установленные обстоятельства, вопреки доводам представителя заинтересованного лица ДНП «Прохладное» суд считает, что в соответствии со ст. 254 ГПК РФ Правительство Калининградской области вправе обратиться в суд с заявленными требованиями, поскольку требования об оспаривании постановления главы администрации Гурьевского муниципального района № 7919 от 24.12.2008 года заявлены в защиту государственных интересов, связанных с осуществлением контроля за использованием земель сельскохозяйственного назначения, то есть в публичных интересах, связанных с реализацией органом государственной власти РФ возложенных на него властных полномочий.

При таких обстоятельствах, заявление Правительства Калининградской области о признании постановления главы администрации Гурьевского муниципального района № 7919 от 24 декабря 2008 года незаконным, а соответственно и недействительным, подлежит удовлетворению, что является основанием для понуждения органа местного самоуправления – администрации Гурьевского муниципального района Калининградской области к отмене данного постановления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Правительства Калининградской области о признании незаконным постановления главы администрации Гурьевского муниципального района № 7919 от 24.12.2008 года «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка вблизи пос. Новомосковское, принадлежащего ДНП «Прохладное», о понуждении администрации Гурьевского муниципального района к отмене указанного постановления, удовлетворить.

Признать постановление главы администрации Гурьевского муниципального района Калининградской области № 7919 от 24.12.2008 года «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка вблизи пос. Новомосковское, принадлежащего ДНП «Прохладное», которым изменен вид разрешенного использования с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «для дачного строительства», земельного участка площадью 191 604 кв.м, с кадастровым номером 39:03:08 08 11:0050 — незаконным и недействительным и обязать администрацию Гурьевского муниципального района Калининградской области отменить указанное постановление.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Калининградского областного суда через Гурьевский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено Дата обезличена года.

Судья: Е.Ю. Бондарева