О восстановлении льготной очереди получения жилья



Дело Номер обезличен – 623 / 2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 апреля 2010 года г. Гурьевск

Гурьевский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Куракиной И.В., при секретаре Жарковой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Звездова Сергея Васильевича к Администрации Гурьевского муниципального района о восстановлении в льготной очереди на получение жилья,

У С Т А Н О В И Л:

Звездов С.В. обратился в Гурьевский районный суд с иском к Администрации Гурьевского муниципального района о восстановлении его в льготной очереди на получение жилья, указывая, что является офицером запаса. 13.07.1995 года был исключен из списков части и уволен в запас по сокращению штатов, и ему назначена пенсия за выслугу лет с 13 сентября 1995 года. Выслуга на день увольнения по сокращению штатов составила 21 год 9 месяцев. В период службы в Вооруженных силах истцу и членам его семьи, состоящей из 4 человек, была предоставлена двухкомнатная квартира, общей площадью 47,1 кв.м, жилой площадью 27,3 кв.м. Другого жилья ни истец ни члены его семьи не имеют. В 1992 году квартира была приватизирована на членов семьи, за исключением истца. 08.12.1996 года Звездов С.В. встал на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации Гурьевского района, в льготную очередь, как военнослужащий. За весь период истцу дополнительная площадь не предоставлялась. Обратившись 03.12.2009 года в Администрацию Гурьевского района, истец узнал, что числится в общей очереди под номером 224 и исключен из льготной очереди военнослужащих постановлением главы администрации Гурьевского района № 1456 от 24.10.2003 года. Считает, что указанным постановлением Администрации нарушены его права, предусмотренные Конституции РФ и Законом «О статусе военнослужащих», просит признать решение Администрации об исключении Звездова С.В. из льготной очереди на получение жилья военнослужащим незаконным и обязать ответчика восстановить его в льготной очереди.

В судебное заседание истец Звездов С.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела.

Представители истца Звездова С.В. – Звездова Л.И. и Колесник Ю.Н., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования Звездова С.В. поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить, пояснив, как указано выше.

Представитель ответчика Администрации Гурьевского муниципального района – Швец М.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Звездова С.В. не признал, пояснив, что лица, состоящие в очереди нуждающихся в услучшении жилищных условий при Администрации района должны ежегодно проходить перерегистрацию, подтверждать сведения о том, что они нуждаются в предоставлении жилья. Поскольку Звездов С.В. не подтверждал такие сведения в течение нескольких лет, постановлением главы Администрации Гурьевского района № 1456 от 24.10.2003 года Звездов С.В. был исключен из льготной очереди военнослужащих на получение жилья и включен в общую очередь. В настоящее время он состоит в общей очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий под номером 224. Просил в удовлетворении иска отказать.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования Звездова С.В. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Звездов С.В. приказом Министра Обороны Украины № 0488 от 25 марта 1995 года был уволен с воинской службы военно-воздушных сил Украины в запас в связи с сокращением штатов с правом ношения военной формы одежды. Выслуга лет в календарном исчислении составила 21 год 9 месяцев.

Он обратился с просьбой о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрацию Гурьевского района Калининградской области и в 1996 году был зачислен в льготную очередь военнослужащих.

В дальнейшем постановлением главы Администрации Гурьевского района № 1456 от 24.10.2003 года Звездов С.В. был исключен из льготной очереди военнослужащих на получение жилья и включен в общую очередь. В настоящее время он состоит в общей очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий под номером 224.

Статьей 13 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24.12.1992 года № 4218-1 установлено, что порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяют органы государственной власти и управления РФ, субъектов РФ в соответствии с существующей очередью на улучшение жилищных условий, а также с учетом льгот по предоставлению жилых помещений, установленных органами государственной власти и управления Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 21.04.1997 № 68-ФЗ).

В соответствии со ст.115 Конституции Российской Федерации, Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Таким образом, Правительство РФ в рамках указанной конституционной нормы и ст.13 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики», принимая Постановление № 1054 от 06.09.1998 года, утвердило Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

Согласно подпункту «в» пункта 10 Правил, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 года (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 г.).

После распада СССР и образования Содружества Независимых Государств в целях реализации Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» № 4455-1 от 11.02.1993 года статьей 56 указанного Закона и Постановлением Верховного Совета РФ № 4457-1 от 11.02.1993 года был установлен переходный период, который продолжался до 31.12.1994 года.

В соответствии со ст.62 указанного Закона, гражданин РФ, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохраняет правовое положение военнослужащего, предусмотренное законом Российской Федерации, в том числе и по обеспечению его жилыми помещениями, только до окончания переходного периода.

Пунктом 5 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.05.1993 года № 4983-1 «О некоторых мерах, связанных с исполнением Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что граждане РФ, проходившие военную службу в воинских частях Вооруженных Сил и других воинских формирований СССР и СНГ до принятия этих воинских формирований в юрисдикцию Российской Федерации и заключившие контракт о прохождении военной службы в национальных армиях государств - республик бывшего СССР, сохраняют правовое положение военнослужащего, предусмотренное законами Российской Федерации, до 31 декабря 1999 года при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих двусторонних межгосударственных договоров. При несоблюдении указанных условий правовое положение указанных лиц, предусмотренное законами Российской Федерации, сохраняется до окончания переходного периода, то есть до 31 декабря 1994 года.

В настоящее время в связи с принятием Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 28.03.1998 года, Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 11.02.1993 г. № 4457-1, Постановления Верховного Совета РФ «О порядке введения в действие Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» и «О некоторых мерах, связанных с исполнением Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 19.05.1993 г. № 4983-1 признаны утратившими силу.

Действующее Российское законодательство не устанавливает общих норм, регламентирующих правовое положение указанной категории граждан Российской Федерации.

14 февраля 1992 года государства - участники Содружества Независимых Государств заключили Соглашение о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, однако оно не содержало норм, регламентирующих вопросов, связанных с обеспечением жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и членов их семей при переезде на постоянное место жительства на территорию другого государства.

Статьей 3 Соглашения об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 28.03.1997 года предусмотрено, что указанная категория лиц при переезде на постоянное место жительства с территории одного на территорию другого государства-участника обеспечиваются по избранному месту жительства жилыми помещениями по нормам, установленным для граждан государства, на территорию которого они прибыли.

Данное Соглашение распространяет свое действие на военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы), проходящих военную службу в государствах - участниках СНГ, состоявших ранее на военной службе в Вооруженных Силах бывшего Союза ССР, в Объединенных Вооруженных Силах СНГ, а также на граждан из числа указанных военнослужащих, уволенных с военной службы после 31 декабря 1991 года, и членов их семей и являющихся иностранными гражданами по отношению к государству их пребывания или имеющих право на приобретение гражданства государства-участника, на территории которого избрано постоянное место жительства.

Это Соглашение было подписано Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией и Таджикистаном.

Соглашение об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах - участниках СНГ от 28.03.1997 года, достигнутое рядом государств, исходя из ранее подписанного Соглашения от 14.02.1992 года, Украиной не подписано и не порождало у приведенных выше лиц прав на обеспечение жилой площадью на территории других государств Содружества.

В силу ч.4 ст.15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

На основании изложенного, при выполнении внутригосударственных процедур и ратификации Соглашения Российская Федерация несет на себе обязанность по обеспечению жилым помещением на условиях социального найма только военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, которые проходили военную службу в государствах - участниках СНГ, состояли ранее на военной службе в Вооруженных Силах бывшего Союза ССР и переехали из Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана на постоянное место жительства в Россию.

Что же касается обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, которые переехали на постоянное место жительства в Россию после 31 декабря 1994 года из других государств - республик бывшего СССР, то данный вопрос при отсутствии международных соглашений может быть урегулирован только национальным законодательством Российской Федерации.

Так, в соответствии с ч.3 ст.40 Конституции РФ определенным в Законе категориям граждан, нуждающихся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статьей 2 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24.12.1992 года № 4218-1 установлено, что право граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади.

Из вышеуказанных норм следует, что Звездов С.В. может реализовать свое право на жилище, гарантированное Всеобщей декларацией прав человека и Конституцией Российской Федерации, на общих основаниях, в связи с чем он и был поставлен в общую очередь на улучшение жилищных условий при Администрации Гурьевского района.

При таких обстоятельствах, требования Звездова С.В. об оспаривании о признании незаконным постановления главы Администрации Гурьевского района № 1456 от 24.10.2003 года об исключении из льготной очереди военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении в общую очередь, а также восстановлении истца в льготной очереди на получение жилья, удовлетворению не подлежат,

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Звездова Сергея Васильевича к Администрации Гурьевского муниципального района о признании незаконным постановления главы Администрации Гурьевского района № 1456 от 24.10.2003 года об исключении из льготной очереди военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении в общую очередь, и восстановлении в льготной очереди на получение жилья - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Калининградского областного суда через Гурьевский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 07 апреля 2010 года.

Судья: И.В. Куракина