Дело №2-386/11 Р Е Ш Е Н И Е 11 апреля 2011 года г. Гурьевск Гурьевский районный суд Калининградской области в составе: председательствующего судьи Шкарупиной С.А., при секретаре Солоненко О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Симинягиной ФИО9 к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Гурьевском районе о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии, УСТАНОВИЛ: Симинягина С.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Гурьевском районе, в котором просит признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда РФ в Гурьевском районе Калининградской области в назначении ей досрочной трудовой пенсии, обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Гурьевском районе Калининградской области включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по ст.27 п.1 пп.19 Закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ следующие периоды: с 01.10.1977 г. по 24.10.1986 г. в размере, не противоречащем требованиям п.4 Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397; с 06.10.1992 г. по 02.01.1994 г.; с 28.01.1994 г. по 14.05.1994 г.; с 15.05.1994 г. по 30.06.1994 г.; с 01.07.1994 г. по 14.08.1994 г.; с 03.01.1994 г. по 27.01.1994 г.; с 10.08.1998 г. по 25.08.1998 г.; с 18.01.1999 г. по 31.01.1999 г.; с 12.04.1999 г. по 23.04.1999 г.; обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Гурьевском районе Калининградской области назначить ей и впылатить досрочную трудовую пенсию по старости по ст.27 п.1 пп.19 Закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ со дня обращения за назначением пенсии – с 28.12.2010 г. В обоснование заявленных требований истец указала, что 28.12.2010 г. она обратилась в отдел назначения, перерасчета, выплаты пенсий Управления ПФ РФ в Гурьевском районе за назначением пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью. 27.01.2010 года ей в назначении пенсии было отказано в связи отсутствием необходимого специального стажа и отказом в засчитать указанные выше периоды её трудовой деятельности. В её стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости было засчитано 22 года 01 месяц и 21 день. Считает, что спорные периоды её трудовой деятельности (период работы в органах внутренних дел, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, периоды учебных отпусков) также подлежат зачету в силу требований Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397, пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 20.12.2005 г. Считает, что отказ ответчика включить в специальный стаж оспариваемые периоды работы и в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, по существу, придает обратную силу закону, ухудшает её положение и отменяет приобретенное ею в соответствии с законодательством, действующим на момент осуществления её трудовой деятельности. В судебном заседании истец Симинягина С.Н., её представитель Симинягин Ю.Н., действующий на основании устного ходатайства, исковые требования поддержали в полном объеме, просят их удовлетворить. В судебном заседании представитель ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ в Гурьевском районе Калининградской области – Орлова Т.Ф., действующая на основании доверенности, с иском Симинягиной С.Н. не согласилась, указав следующее. Право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ имеют лица, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях детей. Симинягина С.Н. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Гурьевском районе Калининградской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии 28.12.2010 г. На дату её обращения льготный стаж составил 22 года 01 месяц 21 день. Поскольку необходимый льготный стаж ею не выработан, то в назначении досрочной пенсии по старости было отказано. На дату обращения истца применению подлежит Список должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, Правила исчисления периодов, подлежащих зачету в специальный стаж, утвержденные Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516. Органы внутренних дел не являются учреждениями образования и не предусмотрены Списком, утвержденным Постановлением №781, а также Списком должностей и учреждений, Правилами исчисления специального стажа, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1067. Ссылку заявителя на отмененное с 01.10.1993 г. Положение, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 находит несостоятельной. Поскольку период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет приходится на период после 06.10.1992 г., то он с этой даты зачету не подлежит. Учебные отпуска, предоставленные истцу в период заочного обучения в высших учебных заведениях для сдачи экзаменов на сессии, также считает не подлежащими зачету в специальный стаж в силу требований п.4 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516. Считает, что оспариваемые периоды не учтены в специальный стаж обоснованно, а решение об отказе в назначении пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста вынесено в соответствии с действующим законодательством. Просит в удовлетворении исковых требований Симинягиной С.Н. отказать в полном объеме. Заслушав участников процесс, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Судом установлено, что 28 декабря 2010 г. Симинягина С.Н. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гурьевском районе Калининградской области с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Гурьевском районе Калининградской области от 27 января 2011 года N 74 Симинягиной С.Н. отказано в назначении досрочной пенсии с 28 декабря 2010 года в связи с отсутствием требуемого специального стажа, специальный стаж Симинягиной С.Н. на указанную дату составил 22 года 01 месяц 21 день. В специальный стаж не были включены: период прохождения службы в органах внутренних дел с 01.10.1977 г. по 24.10.1986 г. (9 лет 0 месяцев 23 дня); периоды нахождения в учебных отпусках с 03.01.1994 г. по 27.01.1994 г. (25 дней), с 15.05.1994 г. по 30.06.1994 г. (1 месяц 16 дней), с 10.08.1998 г. по 25.08.1998 г. (16 дней), с 18.01.1999 г. по 31.01.1999 г. (14 дней), с 12.04.1999 г. по 23.04.1999 г. (12 дней); периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 г. по 02.01.1994 г. (1 год 02 месяца 27 дней), 28.01.1994 г. по 14.05.1994 г. (03 месяца 17 дней), 01.07.1994 г. по 14.08.1994 г. (1 месяц 14 дней). Данное решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Гурьевском районе Калининградской области об отказе Симинягиной С.Н. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью является незаконным. Так, положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Отказывая во включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода прохождения Симинягиной С.Н. службы в органах внутренних дел, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гурьевском районе Калининградской области исходило из того, что Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, служба в органах внутренних дел не предусмотрена. Вместе с тем, период, когда истец проходила службу в органах внутренних дел с 01.10.1977 года по 24.10.1986 года действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Министерства внутренних дел СССР и органах милиции. В силу пункта 4 названного Положения, в частности, служба в составе Министерства внутренних дел СССР и органах милиции засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию. Принимая во внимание, что на момент обращения Симинягиной С.Н. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ею было выработано не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, период службы в органах внутренних дел подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Далее, отказывая во включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов нахождения Симинягиной С.Н. в учебных отпусках Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гурьевском районе Калининградской области исходило из того, что Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, не предусмотрено включение указанных периодов в специальный стаж педагогических работников. Из материалов дела усматривается, что Приказом N130 от 18.12.1986 года Симинягина С.Н. принята на работу на должность учителя начальных классов в среднюю школу №40 им.Ю.Гагарина г.Калининграда, где продолжает работать по настоящее время. В то же время Симинягина С.Н. в 1994 года окончила Калининградский государственный университет по специальности педагогика и методика начального обучения (период обучения с 1990 г. по 1994 г.), в 1999 году окончила Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка по специальности практическая психология (период обучения с 1997 г. по 1999 г.). Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Положениями п. 21 Рекомендаций Международной организации труда N 148 от 24 июня 1974 года "Об оплачиваемых учебных отпусках" период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике. Основами законодательства Союза ССР и Союзных республик о труде, КЗоТ РСФСР, ТК РФ работникам, совмещающим труд с обучением, работавшим на условиях неполного рабочего времени, гарантировались такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время. Предоставление учебных отпусков Симинягиной С.Н. в периоды с 03.01.1994 г. по 27.01.1994 г., с 15.05.1994 г. по 30.06.1994 г. осуществлялись с сохранением заработной платы, откуда производилась уплата взносов на государственное социальное страхование, а потому, с учетом приведенных выше положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, данные периоды нахождения Симинягиной С.Н. в учебных отпусках подлежали включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости. Поскольку ученические отпуска Симинягиной С.Н. в периоды с 10.08.1998 г. по 25.08.1998 г., с 18.01.1999 г. по 31.01.1999 г., с 12.04.1999 г. по 23.04.1999 г. предоставлялись без сохранения заработной платы, то данные периоды действительно включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости не подлежали, в связи с чем, в данной части исковые требования Симинягиной С.Н. удовлетворению не подлежат. Далее, отказывая во включении в специальный стаж работы периоды нахождения Симинягиной С.Н. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 06.10.1992 г. по 02.01.1994 г., 28.01.1994 г. по 14.05.1994 г., 01.07.1994 г. по 14.08.1994 г., Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гурьевском районе Калининградской области мотивировал это тем, что указанные периоды имели место после даты вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 г. №3543-1. Между тем, до введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. Лишь с принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с настоящим законом. Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности. Кроме того, пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком Симинягиной С.Н. начался с 16.06.1992 года, то есть в период действия названных нормативных актов, то с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч, 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации указанные выше периоды нахождения Симинягиной С.Н. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежат включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию. Таким образом, в целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве в специальный стаж для назначения Симинягиной С.Н. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" надлежит засчитать: периоды нахождения в учебных отпусках с 03.01.1994 г. по 27.01.1994 г. (25 дней), с 15.05.1994 г. по 30.06.1994 г. (1 месяц 16 дней), периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 г. по 02.01.1994 г. (1 год 02 месяца 27 дней), 28.01.1994 г. по 14.05.1994 г. (03 месяца 17 дней), 01.07.1994 г. по 14.08.1994 г. (1 месяц 14 дней), период прохождения службы в органах внутренних дел СССР с 01.10.1977 г. по 24.10.1986 г. Поскольку на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении такой трудовой пенсии 28 декабря 2010 года у Симинягиной С.Н. уже имелся необходимый льготный стаж (с учетом спорных периодов) не менее 25 лет, суд считает возможным удовлетворить исковые требования истца о назначении ей досрочной трудовой пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 28.12.2010 года На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Симинягиной ФИО10 к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Гурьевском районе о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии удовлетворить частично. Признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда РФ в Гурьевском районе Калининградской области в назначении Симинягиной Светлане Николаевне досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Гурьевском районе Калининградской области зачесть в стаж, дающий право Симинягиной Светлане Николаевне на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с осуществлением педагогической деятельности, периоды нахождения в учебных отпусках с 03.01.1994 г. по 27.01.1994 г. (25 дней), с 15.05.1994 г. по 30.06.1994 г. (1 месяц 16 дней), периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 г. по 02.01.1994 г. (1 год 02 месяца 27 дней), 28.01.1994 г. по 14.05.1994 г. (03 месяца 17 дней), 01.07.1994 г. по 14.08.1994 г. (1 месяц 14 дней), период прохождения службы в органах внутренних дел СССР с 01.10.1977 г. по 24.10.1986 г. и назначить Симинягиной Светлане Николаевне досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 28.12.2010 года. В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Калининградского областного суда через Гурьевский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 13 апреля 2011 года. Судья: С.А. Шкарупина
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ