Дело № 2-191/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 марта 2011 года г. Гурьевск Гурьевский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Шкарупиной С.А., при секретаре Солоненко О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лединского В.К., Синицыной С.И., Гречановской М.Г., Дубалеко М.Г. к главе Храборовского сельского поселения, главе администрации Храбровского сельского поселения о признании незаконными действия должностных лиц, о понуждении к обнародованию решений сессий сельского Совета депутатов, У С Т А Н О В И Л: Лединский В.К., Синицына С.И., Гречановская М.Г., Дубалеко М.И. обратились в суд к указанным выше ответчикам с требованиями об обнародовании решений следующих сессий Храбровского сельского Совета депутатов:4,6,7,11,15,20,22,23,25. В ходе рассмотрения дела истцы требования дополнили и просят признать действия должностных лиц Храбровского сельского поселения главы Храбровского сельского поселения Цирка А.Д., главы администрации Храбровского сельского поселения Рабазанова М.К. неправомерными; обязать должностных лиц Храбровского сельского поселения обнародовать решения следующих сессий Храбровского сельского Совета депутатов: 4,6,7,9,11,15,20,22,23,25 в средствах массовой информации: «Наше время»; обязать должностных лиц Храбровского сельского поселения обнародовать решения следующих сессий Храбровского сельского Совета депутатов: 4,6,7,9,11,15,20,22,23,25 в сети Интернет на сайте «Органы местного самоуправления Гурьевского муниципального района» в разделе Храбровское сельское поселение; обязать должностных лиц Храбровского сельского поселения обнародовать решения №1,2,3,4,5,6 первой сессии Храбровского сельского Совета депутатов, решения № 8, 11, 12, 13, 14, 16, 18,1 9, 20, 21, 24, 25, 26, 29, 30, 33, 34, 36, 37, 41, 43, 47, 51, 52, 58, 59, 60, 61, 62, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74 неизвестно каких сессий Храбровского сельского Совета депутатов. В обоснование заявленных требований заявители указали, что в соответствии с п.1,п.2 ст.3 Конституции РФ и в соответствии с гл.5 ФЗ №131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» одними из форм непосредственного участия населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления являются: территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, собрания граждан, опрос граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления… и др. формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении. В соответствии со ст.4, ст.13, ст.74 Регламента сельского Совета депутатов МО «Храбровское сельское поселение» Храбровский сельский Совет депутатов осуществляет свою деятельность на принципах законности, гласности и подконтрольности населению муниципального образования. Доступ жителей на заседания сельского Совета является свободным, кроме случае, когда сельский Совет проводит закрытое заседание. Жителям пос.Храброво не предоставляется возможность присутствовать на заседаниях сельского Совета депутатов по причине сокрытия информации об их проведении. Председатель сельского Совета депутатов согласно п.2 ст.33 ФЗ-131 и ст.74 Регламента сельского Совета депутатов обязан содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления и принимает меры по обеспечению гласности и учета общественного мнения в работе сельского Совета. В результате неправомерных действий ответчиков решения отдельных сессий не обнародуются, а наоборот, скрываются. В результате нарушаются их права и законные интересы об информировании по существу принятых решений. Для населения эти решения содержатся в тайне. Фактически никакой информации о дате, времени, месте, повестке проводимых сессий и исполнений решений проводимых сессий ответчики не дают. В результате жители поселка Храброво не имеют возможности присутствовать на заседаниях Совета депутатов, принимать участие в обсуждении принимаемых решений, что является недопустимым и незаконным. Их требования о понуждении должностных лиц Храбровского сельского поселения обнародовать указанные выше решения сессий основаны на ст.24, 29 Конституции РФ, ст.3, ст.8 ФЗ от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст.6, ст.8 ФЗ от 09.02.2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В судебном заседании глава Храбровского сельского поселения Гурьевского муниципального района Калининградской области Цирк А.Д., глава администрации Храбровского сельского поселения Рабазанов М.К. возражали против удовлетворения заявленных требований, считая их необоснованными, поскольку те решения сессий, которые подлежали опубликованию, были опубликованы, а остальные решения сессий в силу требований закона опубликованию не подлежат. Считают, что права и законные интересы истцов не нарушаются, поскольку они вправе участвовать в заседаниях сессий сельского Совета депутатов и знать об обсуждаемых вопросах и принимаемых решениях. Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования истцов необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с требованиями ст.3 ГПК РФ, 11 ГК РФ судебной защите подлежат нарушенные либо оспоренные гражданские права. В ч.8 ст.44 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» указывается, что устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Согласно ст.47 названного Закона муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. Обнародование – это доведение информации об принято нормативном акте до граждан, которое может производиться различными способами, и одним из них является официальное опубликование акта. Официальное опубликование правого акта является самостоятельной стадией правотворческого процесса, а в случае если нормативным правовым актом затрагиваются права, свободы и обязанности человека и гражданина – обязательным условием вступления его в силу. Судом установлено, что Устав Храбровского сельского поселения Гурьевского муниципального района Калининградской области был зарегистрирован 10.04.2009 г. и официально опубликован в газете «Наше время». Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, порядок вступления в законную силу нормативных правовых актов, принятых сельским Советом, предусмотрены ст.28 Устава Храбровского сельского поселения Гурьевского муниципального района Калининградской области. Из требований приведенного выше закона и положений Устава Храбровского сельского поселения Гурьевского муниципального района Калининградской области следует, что опубликованию (обнародованию) подлежат муниципальные правовые акта, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, при этом обязанность опубликования (обнародования) ненормативных актов законом не предусмотрена. Таким образом, требования истцов о возложении на должностных лиц Храбровского сельского поселения Гурьевского муниципального района Калининградской области обнародовать все решения указанных выше сессий Храбровского сельского Совета депутатов не основаны на законе. Доводы стороны истца о том, что неопубликование решений сессий, которыми приняты муниципальные правовые акты, влечет нарушение их прав и законных интересов также не основаны на законе. Так, в ч.3 ст.15 Конституции РФ предусматривается, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Таким образом, в случае, если нормативный правовой акт не был официально опубликован, то он не влечет для граждан каких-либо правовых последствий и применению не подлежит. Заявляя указанные выше требования, истцы не конкретизировали в чем именно заключается нарушение их прав и законных интересов, связанные с неопубликованием того или иного решения сессий Храбровского сельского Совета депутатов. Ссылки истцов об отсутствии у них доступа к информации о решениях, принимаемых на сессиях Храбровского сельского Совета депутатов, необоснованна, поскольку сессии Совета являются открытыми, в связи с чем, истцы не лишены права присутствовать на заседаниях сессий Совета и наблюдать за принимаемыми решениями. В силу требований закона право на доступ граждан к информации, непосредственно затрагивающей их права и свободы, общее и не предполагает обязательного опубликования всех решений сессий Храбровского сельского Совета депутатов Гурьевского муниципального района Калининградской области. При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных истцами исковых требований о признании действий должностных лиц неправомерными, о понуждении к опубликованию решений сессий Храбровского сельского Совета, суд не находит. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Лединского В.К., Синицыной С.И., Гречановской М.Г., Дубалеко М.Г. к главе Храбровского сельского поселения, главе администрации Храбровского сельского поселения о признании незаконными действия должностных лиц, о понуждении к обнародованию решений сессий сельского Совета депутатов, отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Калининградского областного суда через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательном виде. Мотивированное решение изготовлено 28 марта 2011 года. Судья С.А.Шкарупина