решение о приостановлении деятельности связанной с перевозкой пассажиров, до получения в установленном порядке лицензии на данный вид деятельности



Дело №2-1383/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 ноября 2011 года г. Гурьевск

Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Шкарупиной С.А.,

с участием помощника Калининградского транспортного прокурора Шевцовой Н.В.,

при секретаре Солоненко О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калининградского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Север-Юг» о приостановлении деятельности связанной с перевозкой пассажиров, до получения в установленном порядке лицензии на данный вид деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Калининградский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Север-Юг», в котором просит приостановить деятельность по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом, осуществляемую ООО «Север-Юг» на внутренних водных путях Калининградской области до получения указанным юридическим лицом в установленном законом порядке лицензии на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом; взыскать с ответчика госпошлину в доход местного бюджета.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 19 июля 2011 года Калининградской транспортной прокуратурой выявлен факт осуществления ООО «Север-Юг» перевозке пассажиров внутренним водным транспортом в пределах реки Преголя. Место посадки-высадки пассажиров являлся причал, расположенный на Набережной Баграмяна г. Калининграда в районе спортивного комплекса «Юность». Согласно записи от 31 июля 2009 года в судовом билете маломерного судна Г маломерное судно «<данные изъяты>», регистрационный номер принадлежит Артемьевой Е.В., ее доля в праве составляет 50%. ООО «Север-Юг» использует данное судно на основании доверенности. Факт перевозки пассажиров подтверждается материалами оперативно-розыскной деятельности ОБЭП ЛОМ на водном транспорте ЗЛУВДТ, согласно которым работники ООО «Север-Юг» 19 июля 2011 года приняли от гражданина Пинчука Р.В. денежные средства за водную прогулку с экскурсионными целями продолжительностью менее 1 часа на маломерном судне «<данные изъяты>» с регистрационным номером в пределах реки Преголя. В подтверждение оказанной услуги ФИО10 выдан кассовый чек ООО «Север-Юг» от 19 июля 2011 года на сумму 200 рублей. Таким образом, ООО «Север-Юг» 19 июля 2011 года осуществил деятельность по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом без лицензии, по настоящее время ООО «Север-Юг» лицензии на осуществление данного вида деятельности не имеет, однако деятельность по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом при оказании экскурсионно-прогулочных услуг не прекратил. Приостановление деятельности ООО «Север-Юг» в части перевозки пассажиров внутренним водным транспортом не противоречит общественным интересам.

Помощник Калининградского транспортного прокурора Шевцова Н.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить по доводам изложенным выше.

Представитель ответчика ООО «Север-Юг» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещен.

Третье лицо Артемьева А.Н. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещена.

Выслушав мнение участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования Калининградского транспортного прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Исходя из положений пунктов 1 и 4 ст. 7 Закона РФ от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей», потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.

В соответствии с подпунктом 58 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки внутренним водным транспортом пассажиров подлежат лицензированию.

Согласно статье 5 Закона о лицензировании Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании конкретных видов деятельности, определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, и устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов.

Реализуя указанные положения Правительство Российской Федерации Постановлением от 13 августа 2006 года №490 утвердило Положение о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом пассажиров, которым определен порядок лицензирования перевозок внутренним водным транспортом пассажиров осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями; установлены лицензионные требования и условия, предъявляемые при осуществлении перевозок пассажиров.

Статьей 23 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что по внутренним водным путям плавание судов осуществляется под Государственным флагом Российской Федерации. Такое право возникает с момента государственной регистрации судна в Государственном судовом реестре Российской Федерации, реестре арендованных иностранных судов или судовой книге.

В силу пункта 1 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге.

Согласно пункту 1 статьи 17 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации Государственная регистрация самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, а также любых пассажирских и наливных судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации осуществляется государственными речными судоходными инспекциями бассейнов.

Государственную регистрацию судов, не указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, осуществляют органы, уполномоченные на то Правительством Российской Федерации. Порядок государственной регистрации судов в судовой книге устанавливается указанными органами. (пункт 4 указанной статьи)

Постановлением правительства Российской Федерации 23 декабря 2004 года №835 утверждено Положение о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В силу подпункта 4 пункта 5 данного положения Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет в установленном порядке классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.

В соответствии с пунктом 2 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам, утвержденных приказом Министерства российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29 июня 2005 года №500, государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах.

Анализируя приведенные выше нормы права, суд приходит к выводу, что критерием определения лицензируемого вида деятельности является осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, в том числе осуществление перевозок внутренним водным транспортом, безотносительно к тому, каким типом судна осуществляется перевозка.

В судебном заседании установлено, что маломерное судно «Лидия», согласно записи в судовом билете, зарегистрировано ГИМС МЧС России по Калининградской области с присвоением бортового номера , судовладельцу выдан судовой билет серии Г№ маломерного судна пассажировместимостью 12 человек, оборудованного двигателем мощностью 50 л.с. (подвесной мотор «Меркурий»), согласно отметке в судовом билете ежегодное техническое освидетельствование пройдено 26 апреля 2011 года. Судовладельцем вышеуказанного судна является Артемьева Е.В. ее доля составляет 50%.

Таким образом, маломерное судно «<данные изъяты>» в соответствии с требованиями Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации допущено к плаванию по внутренним водным путям под Государственным флагом Российской Федерации с даты его государственной регистрации в судовой книге.

Из материалов дела, материалов прокурорской проверки установлено, что 19 июля 2011 года ООО «Север-Юг» осуществляло перевозку пассажиров внутренним водным транспортом в пределах реки Преголя с использованием маломерного судна «<данные изъяты>» в отсутствии лицензии на осуществление перевозки пассажиров.

Отсутствие соответствующей лицензии у ООО «Север-Юг» также подтверждается ответом №КЛО-11/67 от 20 июля 2011 года Северо-западного управления государственного морского и речного надзора Калининградского линейного отдела.

ООО «Север-Юг» зарегистрировано в качестве юридического лица 23 октября 2008 года за основным государственным регистрационным номером , и внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц 11 января 2010 года за государственным регистрационным номером .

В соответствии с уставом ООО «Север-Юг» осуществляет, в том числе, и перевозку пассажиров, грузов и багажа, почты и т.п. любым видом транспорта на территории РФ и за рубежом, их подготовка и обеспечение.

В силу требований ст. 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судовладелец осуществляет обеспечение безопасности судоходства, обеспечивает безопасную практику эксплуатации судов и за несоблюдение требований обеспечения безопасности судоходства судовладелец несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

        При таких обстоятельствах, учитывая, что ООО «Север-Юг» осуществляет деятельность на внутренних водных путях Калининградской области, создающую угрозу и опасность для жизни, здоровья неопределенного круга лиц, и осуществляет деятельность по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом без лицензии, то требования прокурора Калининградской транспортной прокуратуры о приостановлении деятельности ООО «Север-Юг» в части перевозки пассажиров внутренним водным транспортом до получения указанным юридическим лицом в установленном законом порядке лицензии на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом подлежат удовлетворению.

Согласно ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Калининградского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Север-Юг» о приостановлении деятельности связанной с перевозкой пассажиров, до получения в установленном порядке лицензии на данный вид деятельности удовлетворить в полном объеме.

Приостановить деятельность ООО «Север-Юг» по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом, осуществляемую на внутренних водных путях Калининградской области, до получения данным юридическим лицом в установленном законом порядке лицензии на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом.

Взыскать с ООО «Север-Юг» государственную пошлину в местный бюджет в размере 4000 рублей

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 07 ноября 2011 года.

Судья С.А. Шкарупина