Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Гурьевск ДД.ММ.ГГ
Гурьевский райсуд в составе председательствующего судьи Мариной С.В. при секретаре Коренецкой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Целлер ФИО1 об установлении факта применения политических репрессий с участием заинтересованного лица Управления Внутренних дел по Калининградской области и Областного государственного учреждения «Центр социальной поддержки населения»,
УСТАНОВИЛ:
Целлер С.С. обратилась в суд с заявлением «о признании факта применения политических репрессий и реабилитации», указывая, что её мать Целлер П. И. приговором Военного трибунала НКВД по <адрес > была осуждена по ч.2 ст. 54-10 УК УСССР к <данные изъяты> годам лишения свободы и отбывала наказание в <адрес >, из мест лишения свободы была освобождена в ДД.ММ.ГГ году, и как лицо немецкой национальности» взята на учет спецпоселения на территории <адрес >. Из спецпоселения она была освобождена в ДД.ММ.ГГ году, в настоящее время Президиумом <адрес >, её мать была реабилитирована. Сама она родилась в период нахождения её матери на спецпоселении, в ДД.ММ.ГГ году, документов, подтверждающих факт применения к ней политических репрессий, не имеется, её обращения в компетентные органы трех государств: Российской Федерации Казахстана и Украины) результатов не принесли. На основании изложенного? она просит установить данный факт в судебном порядке.
В судебном заседании заявитель Целлер С.С., уточнив, что просит установить факт применения к ней политических репрессий в виде нахождения вместе со своей матерью ФИО2 на спецпоселении в <адрес > с момента рождения, с ДД.ММ.ГГ года, т.е. до освобождения её матери из спецпоселения, для реализации своего права на реабилитацию в соответствии с положениями Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», поскольку в силу названного закона дети, находившиеся вместе с репрессированными родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, и спецпоселении приравниваются к лицам, подвергшимся политическим репрессиям, просила свое заявление удовлетворить, поскольку в ином порядке, помимо судебного, данный факт установить не представилось возможным. Также полагает, что поскольку Российская Федерация является правопреемником Союза СССР по его обязательствам, то соответственно, несмотря на применение репрессий в отношении её и её матери на территории, в настоящее время иностранных государств, но входивших ранее в состав СССР, то действие Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» подлежит распространению и на лиц, в отношении которых применение таких репрессий имело место на территории таких государств, в том числе в её отношении, тем более, что государственные органы, применявшие данные репрессии на территории союзных республик, руководствовались законодательством и указаниями центральных органов СССР.
Представители заинтересованных лиц Управления Внутренних дел по Калининградской области и ОГУ «Центр социальной поддержки населения» в судебное заседание не явились, от УВД по Калининградской области поступили письменные возражения против заявления Целлер С.С. со ссылкой на то обстоятельство, что положения Закона «О реабилитации жертв политических репрессий» в соответствии со ст. 2 названного Закона распространяются на граждан Российской Федерации, граждан государств - бывших союзных республик СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергшихся политическим репрессиям на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, по материалам проверки было установлено, что на территории Российской Федерации заявитель политическим репрессиям не подвергалась, в силу чего, правовых оснований для решения вопроса о реабилитации заявителя на территории РФ, не имеется.
Заслушав объяснения заявителя, исследовав материалы дела, суд считает заявление Целлер С.С. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Так согласно ст. 268 ГПК РФ решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение.
При этом юридическая значимость фактов, устанавливаемых судом в порядке особого производства, определяется материальным правом и при этом у заявителя должна наличествовать правовая цель. Заявитель в соответствии со ст. 56, 57 ГПК РФ обязан представить суду доказательства наличия таковой и её определенность материальным правом. Как следует из заявления Целлер С.С. правовой целью установления факта применения репрессий, заявителем указано на реализацию права на реабилитацию в соответствии с положениями Закона «О реабилитации жертв политических репрессий», со ссылкой при этом, в частности на ст. 1.1. названного Закона.
Между тем, данная ссылка является несостоятельной. Действительно, в соответствии с положениями ст. 1.1. указанного закона подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении; дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 2 названного Закона, настоящий Закон в части порядка реабилитации распространяется: на граждан Российской Федерации, граждан государств - бывших союзных республик СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергшихся политическим репрессиям на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года; на лиц, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, репрессированных советскими судебными и административными органами, действовавшими за пределами СССР, либо военными трибуналами, либо центральными судами Союза ССР и внесудебными органами (Верховным Судом СССР и его коллегиями, Коллегией ОГПУ СССР, Особым совещанием при НКВД - МГБ - МВД СССР, Комиссией НКВД СССР и Прокуратуры СССР по следственным делам); на иностранных граждан, репрессированных по решению судов Союза ССР или внесудебных органов за пределами СССР по обвинению в деяниях против граждан СССР и интересов СССР. Вопросы реабилитации иностранных граждан, репрессированных по решению судов Союза ССР или внесудебных органов за пределами СССР на основании международных законов за деяния против интересов Объединенных Наций во второй мировой войне, решаются в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации с заинтересованными государствами.
В судебном заседании установлено, и это усматривается, и из заявления самой Целлер С.С. и её объяснений в судебном заседании, что мать заявителя была репрессирована на территории Украинской ССР и сама заявитель родилась на территории Казахской ССР.
Тогда как целью Закона «О реабилитации жертв политических репрессий», согласно абзацу третьему его преамбулы является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба. Соответственно статья 2 названного закона является конкретизацией данной цели закона, направленного на защиту прав лиц, репрессированных на территории Российской Федерации.
Т.о. заявитель не представил доказательств наличия юридической цели установления юридического факта и у суда не имеется оснований для удовлетворения заявления заявителя Целлер С.С.
На основании изложенного, суд, руководствуясь ст. 194-198, ст. ст. 268 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Целлер ФИО1 в удовлетворении заявления об установлении факта применения политических репрессий, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Калининградского облсуда через Гурьевский райсуд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной мотивированной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГ.
Судья С.В. Марина