Дело № РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГ гор. Гурьевск Калининградской области Гурьевский райсуд Калининградской области в составе председательствующего судьи Мариной С.В., при секретаре Гарине Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.С.М. к Управлению Пенсионного Фонда России (ГУ) в Гурьевском районе Калининградской области о признании неправомерными действий по отказу в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, включении в специальный трудовой стаж периодов работы, периода нахождения на курсах повышения квалификации, в отпуске по уходу за ребенком, назначении досрочной пенсии по старости с 20 июня 2011 года, УСТАНОВИЛ: Истец К.С.М. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда России (ГУ) в Гурьевском районе Калининградской области, с учетом последних уточнений, просит признать неправомерными действия Управления Пенсионного Фонда России (ГУ) в Гурьевском районе Калининградской области по отказу в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ, обязать ответчика включить в специальный педагогический стаж период работы в должностях вожатой пионерского лагеря средней школы №4 г Калининграда с 29.07.1985 г. по 14.08.1985 г. (16 дней); заведующей методическим кабинетом Реабилитационного центра ДЦП с 05.01.1997 г. по 17.11.1997 г. (10 месяцев 13 дней); зам. директора по УВР реабилитационного центра ДЦП с 18.11.1997 г. по 20.08.2000 г. (2 года 9 месяцев 3 дня), а также включить в специальный педагогический стаж период нахождения истицы на курсах повышения квалификации (всего 2 месяца 14 дней), а также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком - 12.08.1991 года рождения до достижения им возраста 1,5 лет - с 06.10.1992 г. по 12.02.1993 г. (4 месяца 7 дней) и назначить досрочную пенсию по старости в связи с педагогической работой с момента обращения за ней, то есть с 20 июня 2011 года, указывая, что при обращении к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ, истицей к заявлению были приложены все необходимые документы, подтверждающие право на назначение досрочной пенсии, как лица не менее 25 лет осуществлявшего педагогическую деятельность в учреждениях для детей. 04 сентября 2011 года ею был получен ответ Управления Пенсионного Фонда России (ГУ) в Гурьевском районе Калининградской области от 01.09.2011 г. за №1051, из которого следовало, что в назначении трудовой пенсии по старости ей отказано. По мнению ответчика в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, отсутствуют должности «вожатая пионерского лагеря», «заведующая методическим кабинетом», а также не предусмотрено наименование учреждения «Реабилитационный центр ДЦП». На этом основании ответчиком было отказано в зачислении в специальный стаж следующих периодов работы: в должности вожатой пионерского лагеря средней школы №4 г. Калининграда с 29.07.1985 г. по 14.08.1985г. (16 дней); в должности заведующей методическим кабинетом Реабилитационного центра ДЦП с 05.01.1997 г. по 17.11.1997 г. (10 месяцев 13 дней); в должности зам. директора по УВР Реабилитационного центра ДЦП с 18.11.1997 г. по 20.08.2000 г. (2 года 9 месяцев 3 дня). Также ответчиком не были засчитаны в специальный стаж периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации (всего 2 месяца 14 дней), а также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком - 12.08.1991 года рождения до достижения им возраста 1,5 лет- с 06.10.1992 г. по 12.02.1993 г. (4 месяца 7 дней). Полагает, что отказ Управления Пенсионного Фонда России (ГУ) в Гурьевском районе Калининградской области в назначении ей досрочно трудовой пенсии по старости нарушает её права и законные интересы, поскольку выводы ответчика, изложенные в оспариваемом отказе от 01.09.2011 г. (№1051) противоречат: содержанию п.1 графы «Наименование должностей» списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781; содержанию п.1.5. графы «Наименование учреждений» списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781; содержанию п. 1.13. графы «Наименование учреждений» списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781; содержанию п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781; правовой позиции Президиума ВС РФ, изложенной в п. 10. Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2007 г. Также указала, что предусмотренных законом оснований для отказа в досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ у Управления Пенсионного Фонда России (ГУ) в Гурьевском районе Калининградской области не имелось. В судебное заседание истец К.С.М. не явилась, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием не поступало, ее представитель Ольский А.Ж. исковые требования своего доверителя, с учетом последних уточнений, подержал в полном объеме, просит их удовлетворить, свои доводы в обоснование иска изложив так, как они изложены в иске. Представители ответчика Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Гурьевском районе Калининградской области –Солончук А.В. и Воронина Т.Е., с исковыми требованиям К.С.М. не согласились в полном объеме, просили в их удовлетворении отказать, указав, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации, основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста в соответствии с пп. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ имеют лица, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Согласно п. 2 ст. 27 № 173-ФЗ списки соответствующих работ, профессий, должностей, учреждений, с учетом которых назначается пенсия, правила исчисления периодов работы утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вступившего в силу 13.11.2002 г. Согласно п. 3 данных Правил в стаж педагогической деятельности засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке. В соответствии с п. 2 Правил, при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516. Определение права на досрочное пенсионное обеспечение производится с учетом положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П, которые позволяют применять нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа до введения в действие нового правового регулирования, то есть действовавшие по состоянию на 31.12.2001 г.: постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» (распространяется на периоды работ до 01.11.1999г.); постановление Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» (распространяется на периоды работ с 01.11.1999 г. по Руководствуясь вышеназванными нормами права, на основании заявления Корициной С.М. от 20.06.2011 г. и на основании проведенных документальных проверок, проведя всесторонний анализ представленных заявителем документов, в назначении истице досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ было обоснованно отказано из-за отсутствия требуемых 25 лег специального стажа. В специальный стаж истицы не были включены следующие периоды: - период работы в должности вожатой пионерского лагеря общеобразовательной средней школы № 4 г. Калининграда с 29.07.1985 г. по 14.08.1985г. (16 дней); период работы в должности заведующей методическим кабинетом Областного государственного учреждения социального обслуживания «Калининградский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Детство» (далее Реабилитационный центр ДЦП) с 05.01.1997 г. по 17.11.1997 г. (10 месяцев 13 дней). Данные периоды не были засчитаны в педагогический стаж, так как данные должности не предусмотрены в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463. - период работы в должности заместителя Директора по учебно- воспитательной работе Реабилитационного центра ДЦП с 18.11.1997 г. по 31.10.1999 г. (1 год 11 месяцев 13 дней) не подлежит зачету в спецстаж, поскольку данное учреждение не было предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463. Однако период работы истицы в той же должности с 01.11.1999 г. по 20.08.2000 г. (9 месяцев 20 дней) может быть засчитан в специальный стаж, так как в соответствии с п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, вступившим в силу 01.11.1999 г., в льготный стаж засчитывается работа в соответствующих должностях в общеобразовательных школах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений и организаций, не предусмотренных Списком. Поэтому работа в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в структурном подразделении Реабилитационного центра ДЦП – школе подлежит зачету с момента вступления в законную силу вышеуказанного нормативного правового акта. -период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им -периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 23.09.2002 г. по 24.09.2002 г.; с 30.09.2002 г. по 01.10.2002 г.; с 11.10.2002 г. по 12.10.2002 г.; с 18.10.2002 г. по 19.10.2002 г.; с 06.06.2005 г. по 24.06.2005 г.; с 10.10.2005 г. по 27.10.2005 г.; с 07.11.2005 г. по 11.11.2005 г.; с 07.11.2006 г. по 17.11.2006 г.; с 01.12.2006 г. по 06.12.2006 г.; с 18.11.2008 г. по 20.11.2008 г.; с 24.11.2009 г. по 27.11.2009 г., а всего 2 месяца 14 дней. Пунктами 4, 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г., предусмотрено включение в специальный стаж периодов работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в случае временной нетрудоспособности, а также периодов нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, включая дополнительные. Зачет в спецстаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации Правилами не предусмотрен. Следовательно, льготный стаж К.С.М. по состоянию на 20.06.2011 г. составил 22 года 5 месяцев и 19 дней, что не дает права на досрочное назначение пенсии. Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и материалы пенсионного отказного дела суд считает требования истицы К.С.М. подлежащими удовлетворению в части. Так, подлежат зачету в трудовой стаж К.С.М., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей периоды работы: с 29 июля 1985 года по 14 августа 1985 года в должности вожатой пионерского лагеря средней школы №4 гор. Калининграда; с 18 ноября 1997 года по 20 августа 2000 года в должности заместителя директора по УВР Реабилитационного центра ДЦП; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 23 сентября 2002 года по 24 сентября 2002 года, с 30 сентября 2002 года по 01 октября 2002 года, с 11 октября 2002 года по 12 октября 2002 года, с 18 октября 2002 года по 19 октября 2002 года, с 06 июня 2005 года по 24 июня 2005 года, с 10 октября 2005 года по 27 октября 2005 года, с 07 ноября 2005 года по 11 ноября 2005 года, с 07 ноября 2006 года по 17 ноября 2006 года, с 01 декабря 2006 года по 06 декабря 2006 года, с 18 ноября 2008 года по 20 ноября 2008 года, с 24 ноября 2009 года по 27 ноября 2009 года; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06 октября 1992 года по 12 февраля 1993 года по следующим основаниям. Так, право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста в соответствии с пп. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ имеют в том числе лица, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781. В разделе "Наименование должностей" Списка должность пионервожатой не указана. Не предусматривалась вышеназванная должность и действовавшими до 1 января 2002 года нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Вместе с тем согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности. Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии. Так, в силу п. 4 данного Положения период работы в должности "пионервожатая" засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности "пионервожатая". С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации спорные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Эти условия у истицы соблюдены, поскольку ее трудовая деятельность связана с педагогической работой в учреждениях для детей. Таким образом, истец К.С.М., работавшая в должности вожатой пионерского лагеря школы № 4 Калининграда, на которую в соответствии с должностной инструкцией, назначались лица, из числа педагогических работников, имеющих высшее или среднее специальное образование, с выполнением нормы педагогической нагрузки на одну ставку, в период с 29 июля 1985 года по 14 августа 1985 года, имеет право на зачет указанного периода работы в специальный стаж. Изменение законодательства на момент решения вопроса о праве на досрочную пенсию поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше. Однако данное обстоятельство не должно нарушать законно возникшее право истицы на льготное пенсионное обеспечение. Также обоснованными являются и требования истицы о включении в специальный стаж трудовой деятельности период работы истицы с 18 ноября 1997 года по 20 августа 2000 года в должности заместителя директора по УВР Реабилитационного центра ДЦП с выполнением нормы педагогической нагрузки. Так, действительно Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" не было предусмотрено таких учреждений, как Реабилитационный Центр ДЦП. Вместе с тем, вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых истец работал и т.п.). Так, в судебном заседании установлено, что МУ «Реабилитационный Центр для детей и подростков с ДЦП» - РЦ ДЦП (правопреемник МУ «Медико-социально-педагогический реабилитационный Центр ДЦП», зарегистрированного 21.11.1995 года), в котором осуществляла трудовую деятельность в указанный выше период истица в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, в соответствии с его Уставом, является медико-социально-педагогическим учреждением, призванным осуществлять комплекс лечебно-реабилитационных мероприятий, учебно-воспитательную, коррекционную деятельность, профориентацию социальную реабилитацию инвалидов с детским Церебральным параличом, и нарушениями опорно-двигательного аппарата, в возрасте от 0 до 21 года с целью обеспечения их максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, в семье, к обучению и к труду. Центр осуществляет образовательную деятельность, руководствуясь Законом «Об образовании», и другими нормативными актами. Целью образовательного процесса является получение детьми-инвалидами основного общего, среднего общего образования и массовой профессии. Одной из его основных задач является в том числе, обучение и воспитание, повышение квалификации сотрудников. Центр является юридическим лицом, в его структуру входит, в том числе, педагогическое отделение. Т.о. Центр безусловно являлся образовательным учреждением для детей, в котором реализовались общеобразовательные программы начального, основного и среднего общего образования. Истица в спорный период с 18 ноября 1997 года по 20 августа 2000 года осуществляла в Центре педагогическую деятельность в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Как видно из должностных обязанностей заместителя директора по УВР, заместитель директора по УВР назначается из числа лиц, с высшим педагогическим образованием, непосредственно руководит работой школы, педагогов, отвечает за качество и эффективность работы всей службы в целом, участвует в решении задач, обеспечивающих максимально эффективный образовательный процесс, несет непосредственную ответственность за реализацию образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, за организацию, постановку и качество образовательной и коррекционно-педагогической работы РЦ в соответствии с уровнем современных достижений специальной педагогики и т.д. Т.о. факт осуществления педагогической деятельности истицы в указанный период в судебном заседании бесспорно установлен. Также в судебном заседании установлено, что период работы истицы в той же должности с 01.11.1999 г. по 20.08.2000 г. (9 месяцев 20 дней) в той же организации ответчиком засчитан в специальный стаж, в соответствии с п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, вступившим в силу 01.11.1999 г.. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что отказ истице во включение спорного периода работы в той же должности, в том же Центре, является необоснованным, произведенным без учета конкретных обстоятельств трудовой деятельности истицы - характера осуществляемой истицей работы, выполняемых ею функциональных обязанностей, целей и задач, а также направлений деятельности учреждения, в котором она работала. Так, функции Центра оставались теми же, характер трудовых функций и обязанностей истицы не изменился, она также продолжала осуществлять именно ту же педагогическую деятельность, что установлено судом и не оспаривается ответчиком. При таких обстоятельствах само по себе отсутствие у учреждения статуса юридического лица или отсутствие в Списке именно такого наименования учреждения, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий лицам, работающим в соответствующих, а тем более в одних и тех же учреждениях, в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ в Постановлении N 25 от 20.12.2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен разрешаться судом их конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в служебном заседании (характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям, профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Также обоснованными являются и требования истицы о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 23 сентября 2002 года по 24 сентября 2002 года, с 30 сентября 2002 года по 01 октября 2002 года, с 11 октября 2002 года по 12 октября 2002 года, с 18 октября 2002 года по 19 октября 2002 года, с 06 июня 2005 года по 24 июня 2005 года, с 10 октября 2005 года по 27 октября 2005 года, с 07 ноября 2005 года по 11 ноября 2005 года, с 07 ноября 2006 года по 17 ноября 2006 года, с 01 декабря 2006 года по 06 декабря 2006 года, с 18 ноября 2008 года по 20 ноября 2008 года, с 24 ноября 2009 года по 27 ноября 2009 года (2 месяца 14 дней). Так повышение квалификации является обязательным условием работы для педагогических работников, в связи с чем, периоды такого обучения должны расцениваться как продолжение педагогической деятельности. Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", (утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г.), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Судом установлено, что в спорные периоды времени истица находилась на курсах повышения квалификации, за ней сохранялось рабочее место и средняя заработная плата, а также производились отчисления в Пенсионный фонд. Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Также обоснованными являются и требования истицы о включении в специальный трудовой стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06 октября 1992 года по 12 февраля 1993 года (4 месяца 7 дней). До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. "3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года. Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии". Принимая во внимание, что отпуск по уходу за ребенком начался у истицы до 6 октября 1992 г. (с 12.08.1991 года), то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 06 октября 1992 года по 12 февраля 1993 года (4 месяца 7 дней) подлежит включению в специальный стаж работы истицы, дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Вместе с тем, не имеется оснований для включения в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии периода работы истицы в должности заведующей методическим кабинетом Областного государственного учреждения социального обслуживания «Калининградский реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Детство» с 05.01.1997 года по 17.11.1997 года. Так, как обоснованно указано ответчиком, данная должность не была предусмотрена в Списке работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, работа в которых дает право на назначение трудовой пенсии по старости, утвержденном Постановлением Правительства Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463. Кроме того, как видно из обозренных судом должностных обязанностей заведующего методическим кабинетом педагогического отделения РЦ ДЦП, выполнение работы по данной должности не было связано с осуществлением истицы непосредственно педагогической деятельности. При таких обстоятельствах истице обоснованно было отказано во включении данного периода работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. На основании изложенного, учитывая, что на день обращения с заявлением о назначении ей досрочно трудовой пенсии по старости (20.06.2011 года), у истицы имелся стаж педагогической деятельности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в 25 лет и 9 дней (16 дней + 01 год 11 месяцев 13 дней + 04 месяца 07 дней +22 года 05 месяцев 19 дней), истице необоснованно было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии за выслугу лет в связи с осуществлением педагогической деятельности. При таких обстоятельствах её требования о понуждении ответчика к назначению ей пенсии является обоснованным. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования К.С.М. удовлетворить в части. Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Гурьевском районе Калининградской области зачесть в трудовой стаж К.С.М., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей периоды работы: с 29 июля 1985 года по 14 августа 1985 года в должности вожатой пионерского лагеря средней школы №4 гор. Калининграда; с 18 ноября 1997 года по 20 августа 2000 года в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе Реабилитационного центра ДЦП; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 23 сентября 2002 года по 24 сентября 2002 года, с 30 сентября 2002 года по 01 октября 2002 года, с 11 октября 2002 года по 12 октября 2002 года, с 18 октября 2002 года по 19 октября 2002 года, с 06 июня 2005 года по 24 июня 2005 года, с 10 октября 2005 года по 27 октября 2005 года, с 07 ноября 2005 года по 11 ноября 2005 года, с 07 ноября 2006 года по 17 ноября 2006 года, с 01 декабря 2006 года по 06 декабря 2006 года, с 18 ноября 2008 года по 20 ноября 2008 года, с 24 ноября 2009 года по 27 ноября 2009 года; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06 октября 1992 года по 12 февраля 1993 года. Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ в Гурьевском районе Калининградской области об отказе в назначении К.С.М. трудовой пенсии по старости досрочно с 20 июня 2011 года. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Гурьевском районе Калининградской области назначить досрочно, в связи с занятостью на работах лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, К.С.М. трудовую пенсию по старости с 20 июня 2011 года. В остальной части иска К.С.М. отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Калининградского облсуда через Гурьевский райсуд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной мотивированной форме. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГ. Судья С.В. Марина.
12.11.2002г.).
возраста 1,5 лет с 06.10.1992 г. по 12.02.1993 г. (4 месяца 7 дней). До 06.10.1992 г., то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 г. № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком включался в льготный стаж, с учетом которого досрочно назначалась трудовая пенсия по старости. Таким образом, период нахождения К.С.М. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 06.10.1992 г. правомерно не был включен в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.