к делу № №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Гулькевичи15 февраля 2011 года
Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующегоЛогачевой Е.Д.,
при секретареЕгеновой Т.А.,
с участием помощника прокурора Гулькевичского района Дедикова О.В.,
представителя администрации Новоукраинского сельского поселения Гулькевичского района, по доверенности Гавриленко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Гулькевичского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Новоукраинского сельского поселения Гулькевичского района
у с т а н о в и л:
Прокурор Гулькевичского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации Новоукраинского сельского поселения Гулькевичского района, выразившееся в непринятии мер по использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Новоукраинского сельского поселения, охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории Новоукраинского сельского поселения.
В судебном заседании, помощник прокурора Дедиков О.В. поддержал заявленные требования, указав, что объект культурного наследия: мемориал «Защитникам отечества»,расположенный в с.Новоукраинском по ул. Красной, перешедший в собственность муниципальному образованию по передаточному акту, до настоящего времени не прошел государственную регистрацию земельного участка, на котором он расположен, не получили охранные документы, вследствие чего есть вероятность использования земельного участка третьими лицами, так как границы его не определены, что может в свою очередь повлечь не целевое назначение и земли и самого объекта культурного наследия.
В судебном заседании, представитель администрации Новоукраинского сельского поселения Гулькевичского района, по доверенности Гавриленко А.Н. признал частично заявленные требования. Пояснил суду, что 20 ноября 2006 года приняли по передаточному акту имущество, в том числе и объект культурного наследия, мемориал «Защитникам отечества». Источниками финансирования мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия регионального значения и выявленных объектов культурного наследия являются средства краевого бюджета и внебюджетные поступления. Таким образом, возложение на бюджет поселения, в полном объеме, расходов по содержанию указанного объекта, по его мнению, является неправомерным. Решением сессии выделяют средства на его содержание и проведение ежегодного ремонта, около двухсот тысяч рублей. Для заключения охранного договора необходим комплекс документов, в том числе обязательно наличие реализованного генерального плана поселения, план реализации генерального плана поселения, ставится в прямую зависимость от изготовления и утверждения карты поселения. Изготовление карты поселения финансируется из средств Краевого бюджета. Запланированные в 2010 году средства на изготовление карты поселения, Краевым бюджетом не выделены. Согласно представленной им информации Департамента архитектуры и градостроительства Краснодарского края, указанные средства планируются к выделению в 4 квартале 2011 года. Но даже после изготовления и утверждения карты, процедура реализации генерального плана занимает в пределах восьми месяцев. Если суд придет к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора, то просим дать отсрочку исполнения решения, поскольку средства на эти мероприятия не заложены в бюджет, организации, выполняющие заказ на изготовление технического паспорта, определения границ земельного участка, так же по их заявке не сразу выполнять работы.
Суд, выслушав помощника прокурора, представителя администрации, по доверенности Гавриленко А.Н., изучив материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства относятся решения и действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Гулькевичского района проведена проверка соблюдения законодательства об охране, использовании, сохранении объектов культурного наследия.
28 июля 2006 года Законом Краснодарского края № 1097-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Гулькевичский район, между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным образованием Гулькевичский район, в состав которого они входят» утвержден перечень имущества, передаваемого муниципальным образованием Гулькевичский район вновь образованным городским и сельским поселениям, входящим в его состав, в том числе Новоукраинскому сельскому поселению.
В перечень имущества также вошел объект культурного наследия: мемориал «Защитникам отечества» по адресу с. Новоукраинское, ул. Красная. Указанному объекту культурного наследия регионального значения присвоен номер 1044 по государственному списку недвижимых памятников истории культуры.
Статьей 2 Закона Краснодарского края № 1097-КЗ определено, что право собственности на имущество у поселений наступает после подписания соответствующего передаточного акта, который должен быть подписан в трехнедельный срок со дня вступления в силу настоящего Закона.
Однако, право собственности, охранные документы, в том числе охранные обязательства в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Гулькевичский отдел не зарегистрированы, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений № 15/015/2011-003 от 4 февраля 2011 года.
Статьей 44 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно п.13 ч.1 ст.14, п.7 ч.1 ст.14.1, п.6 ч.1 ст.15.1 ФЗ РФ № 131- ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Органы местного самоуправления поселения (муниципального района) имеют право на оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории поселения и муниципального района.
В порядке ст.48 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться вфедеральнойсобственности,собственностисубъектовРоссийской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Особенности владения и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским, градостроительным и земельным законодательством Российской Федерации. Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем, данным объектом культурного наследия.
При государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.
Статьей 36 Закона Краснодарского края № 558-КЗ от 06.02.2003 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края» предусмотрен порядок и условия использования объектов культурного наследия, устанавливаемый органом охраны объектов культурного наследия и определяется для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности соответствующим охранным документом: охранным обязательством, охранным договором, договором аренды объекта культурного наследия (охранно-арендным договором), договором безвозмездного пользования объектом культурного наследия.
Охранное обязательство регистрируется в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Гулькевичский отдел одновременно с регистрацией договора купли-продажи.
Договор аренды объекта культурного наследия, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, заключается между краевым органом охраны объектов культурного наследия и физическим или юридическим лицом.
Обязательным условием заключения договора аренды объекта культурного наследия, является охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия. Охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия должно включать в себя требование к содержанию объекта культурного наследия, с условиями доступа к нему граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по его сохранению, а также иные обеспечивающие сохранность объекта требования.
Объекты культурного наследия используются с обязательным оформлением их собственниками и (или) пользователями в краевом органе охраны объектов культурного наследия соответствующих охранных документов.
Таким образом, должностные лица администрации Новоукраинского сельского поселения не принимают мер по использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Новоукраинского сельского поселения, а именно мемориал «Защитникам отечества» в с. Новоукраинском по ул. Красной, охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории Новоукраинского сельского поселения. Правом на оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации не пользуются, что влечет не оформление охранных обязательств в отношении объектов культурного наследия, а также государственной регистрации одновременно с договором купли-продажи.
Принимая во внимание, что для выполнения мероприятий, связанных с регистрацией права собственности на земельный участок под объект культурного значения, и оформление охранных документов требует значительного времени, суд считает возможным предоставить шестимесячный срок для исполнения решения суда, удовлетворив ходатайство представителя Новоукраинского сельского поселения. Руководствуясь ст.ст. 254-258,194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконным бездействия администрации Новоукраинского сельского поселения Гулькевичского района, выразившееся в непринятии мер по использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Новоукраинского сельского поселения, охраны объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории Новоукраинского сельского поселения.
Обязать администрацию Новоукраинского сельского поселения в течение шести месяцев оформить охранные документы на мемориал «Защитникам отечества» расположенный в с. Новоукраинское по ул. Красная, зарегистрировать право собственности на земельный участок под указанным объектом культурного наследия в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение 10 дней со дня принятия.
Председательствующий