решение по заявлению прокурора Гулькевичского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Скобелевского сельского поселения Гулькевичского района



к делу №2-192/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Гулькевичи16 февраля 2011

Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующегоХайрутдиновой О.С.,

при секретареГучуа Н.Ю.,

с участием помощника прокурора Гулькевичского района Дедикова О.В.,

главы администрации Скобелевского сельского поселения Гулькевичского района Велькер Ю.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Гулькевичского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Скобелевского сельского поселения Гулькевичского района

у с т а н о в и л:

Прокурор Гулькевичского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации Скобелевского сельского поселения Гулькевичского района, выразившееся в непринятии мер по использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Скобелевского сельского поселения, охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории Скобелевского сельского поселения.

В судебном заседании, помощник прокурора Дедиков О.В. поддержал заявленные требования, указав, что объекты культурного наследия: братская могила по адресу ст.Скобелевская ул. Школьная и захоронение неизвестного солдата по адресу х.Сергеевский, перешедшие в собственность муниципальному образованию по передаточному акту, до настоящего времени не прошли государственную регистрацию земельных участков, на которых они расположены, не получили охранные документы, вследствие чего есть вероятность использования земельных участков третьими лицами, так как границы их не определены, что может в свою очередь повлечь не целевое назначение земли и самих объектов культурного наследия.

В судебном заседании, глава администрации Скобелевского сельского поселения Гулькевичского района, Велькер Ю.А. признал заявленные требования. Пояснил суду, что указанные объекты в 2006 году были приняты по передаточному акту. Источниками финансирования мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия регионального значения и выявленных объектов культурного наследия являются средства краевого бюджета и внебюджетные поступления. Бюджет поселения на данный период уже утвержден, средств для надлежащего оформления земли в настоящее время нет. Однако на очередном заседании сессии вопрос будет рассмотрен и по нему принято решение. Просил суд, при принятии решения, дать отсрочку исполнения решения, для принятия решения по бюджету и технических вопросов, так как организации, выполняющие заказ на изготовление технического паспорта, определения границ земельного участка, не сразу выполнят работы.

Суд, выслушав помощника прокурора, главу администрации Велькер Ю.А., изучив материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства относятся решения и действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Гулькевичского района проведена проверка соблюдения законодательства об охране, использовании, сохранении объектов культурного наследия.

28 июля 2006 года Законом Краснодарского края № 1097-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Гулькевичский район, между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным образованием Гулькевичский район, в состав которого они входят» утвержден перечень имущества, передаваемого муниципальным образованием Гулькевичский район вновь образованным городским и сельским поселениям, входящим в его состав, в том числе Скобелевскому сельскому поселению.

В перечень имущества вошли объект культурного наследия: братская могила по адресу ст.Скобелевская ул. Школьная и захоронение неизвестного солдата х. Сергеевский. Указанным объектам культурного наследия регионального значения присвоены номера: братская могила - 1056, захоронение неизвестного солдата – 1055, по государственному списку недвижимых памятников истории культуры.

Статьей 2 Закона Краснодарского края № 1097-КЗ определено, что право собственности на имущество у поселений наступает после подписания соответствующего передаточного акта, который должен быть подписан в трехнедельный срок со дня вступления в силу настоящего Закона.

Однако, право собственности, охранные документы, в том числе охранные обязательства в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Гулькевичский отдел не зарегистрированы, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений №, от 04.02.2011 г., № от 4 февраля 2011 года.

Статьей 44 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно п.13 ч.1 ст.14, п.7 ч.1 ст.14.1, п.6 ч.1 ст.15.1 ФЗ РФ № 131- ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

Органы местного самоуправления поселения (муниципального района) имеют право на оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории поселения и муниципального района.

В порядке ст.48 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться вфедеральнойсобственности,собственностисубъектовРоссийской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Особенности владения и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским, градостроительным и земельным законодательством Российской Федерации. Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем, данным объектом культурного наследия.

При государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.

Статьей 36 Закона Краснодарского края № 558-КЗ от 06.02.2003 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края» предусмотрен порядок и условия использования объектов культурного наследия, устанавливаемый органом охраны объектов культурного наследия и определяется для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности соответствующим охранным документом: охранным обязательством, охранным договором, договором аренды объекта культурного наследия (охранно-арендным договором), договором безвозмездного пользования объектом культурного наследия.

Охранное обязательство регистрируется в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Гулькевичский отдел одновременно с регистрацией договора купли-продажи.

Договор аренды объекта культурного наследия, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, заключается между краевым органом охраны объектов культурного наследия и физическим или юридическим лицом.

Обязательным условием заключения договора аренды объекта культурного наследия, является охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия. Охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия должно включать в себя требование к содержанию объекта культурного наследия, с условиями доступа к нему граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по его сохранению, а также иные обеспечивающие сохранность объекта требования.

Объекты культурного наследия используются с обязательным оформлением их собственниками и (или) пользователями в краевом органе охраны объектов культурного наследия соответствующих охранных документов.

Таким образом, должностные лица администрации Скобелевского сельского поселения не принимают мер по использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Скобелевского сельского поселения, а именно братской могилы в ст.Скобелевской, ул. Школьная, и захоронения неизвестному солдату в х.Сергеевский,охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории Скобелевского сельского поселения. Правом на оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации не пользуются, что влечет не оформление охранных обязательств в отношении объектов культурного наследия, а также государственной регистрации одновременно с договором купли-продажи.

Принимая во внимание, что для выполнения мероприятий, связанных с регистрацией права собственности на земельный участок под объект культурного значения, и оформление охранных документов требует значительного времени, суд считает возможным предоставить шестимесячный срок для исполнения решения суда, удовлетворив ходатайство главы Скобелевского сельского поселения. Руководствуясь ст.ст. 254-258,194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконным бездействия администрации Скобелевского сельского поселения Гулькевичского района, выразившееся в непринятии мер по использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Скобелевского сельского поселения, охраны объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории Скобелевского сельского поселения.

Обязать администрацию Скобелевского сельского поселения в течение шести месяцев оформить охранные документы на братскую могилу в ст.Скобелевскаяул.Школьная и захоронение неизвестному солдату расположенное в х. Сергеевский, зарегистрировать право собственности на земельный участок под указанными объектами культурного наследия в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий