Прокурор Гулькевичского района о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения Венцы-Заря Гулькевичского района по оформлению права сосбвенности на земельные участки под общественными кладбищами



к делу № 2-442/2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Гулькевичи15 апреля 2011 года

Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Логачевой Е.Д.,

при секретаре Егеновой Т.А.,

с участием старшего помощника прокурора Гулькевичского района, юриста 3 класса, Колесникова А.Н.,

представителя Администрации сельского поселения Венцы-Заря Гулькевичского района, по доверенности Оленцова Э.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Гулькевичского района о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения Венцы-Заря Гулькевичского района по оформлению права собственности на земельные участки под общественными кладбищами

у с т а н о в и л:

Прокурор Гулькевичского района обратился в суд с заявлением и просит признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Венцы-Заря Гулькевичского района, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию муниципального имущества, а именно бездействие по принятию мер для государственной регистрации права собственности на земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, расположенные на территории поселения, а именно в п. Венцы, п. Заря, х. Духовской, х. Крупский, х. Красная Поляна, п. Лесодача, х. Подлесный. Просит обязать устранить выявленные нарушения, путем принятия в соответствии с законодательством мер по государственной регистрации права собственности.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что прокуратурой Гулькевичского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления федерального законодательства при захоронении умерших граждан. В ходе проверки установлено, что органами местного самоуправления сельского поселения Венцы-Заря Гулькевичского района ненадлежащим образом реализуются полномочия по организации содержания мест захоронения, отнесенных к вопросам местного значения, в том числе содержание муниципального имущества.

Старший помощник прокурора Гулькевичского района Колесников А.Н. в судебном заседании поддержал требования, указав, что непринятием мер по государственной регистрации права собственности нарушаются права муниципального образования Гулькевичский район, поскольку после передачи имущества в 2006 году в ведение сельского поселения никаких мер по оформлению права собственности не принимается, земельные участки висят в воздухе, нарушаются и права граждан, так как нет обозначенной площади земельных участков под кладбищами, следовательно, не обозначена и санитарная зона, где нельзя выделять земельные участки под строительство жилых домов, необходима посадка лесополос в санитарной зоне и т.д. Не проведена топосьемка, не определены границы земельных участков, не изготовлены кадастровые паспорта на земельные участки, не подготовлены документы и для регистрирующих органов.

Представитель Администрации сельского поселения Венцы-Заря Гулькевичского района, по доверенности Оленцова Э.Б. требования не признала, пояснила, что Администрация – это исполнительный орган и вопросы решаются на сессии депутатов сельского поселения. Денежные средства на эти цели в бюджете не заложены. Лимит на оформление бесхозяйственного имущества исчерпан в 2011 году, необходимо 1 491 000 рублей. План по регистрации объектов недвижимости разработан до 2015 года, кладбища, а их на территории поселения девять, в него не включены. Деньги на содержание выделяются ежегодно, кладбища приводятся в порядок, содержатся. Но на проведение регистрации права собственности нет средств. Есть более насущные задачи. Тем более, что сроки для подачи такого заявления не установлены.

Суд, выслушав старшего помощника прокурора, представителя Администрации сельского поселения Венцы-Заря, изучив материалы дела, находит, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства относятся решения и действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

В судебном заседании установлено, что Законом Краснодарского края № 1097-КЗ от 28 июля 2006 года «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Гулькевичский район, между вновь образованными городскими поселениями и муниципальным образованием Гулькевичский район, в состав которого они входят» в соответствии с требованиями ст. 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 31 Федерального закона от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», на основании согласованных предложений соответствующих органов местного самоуправления осуществляется разграничение имущества, находящегося в собственности муниципального образования Гулькевичский район, между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным образованием Гулькевичский район, в состав которого они входят. Приложением № 5 данного закона в состав переданного в собственность имущества вошли кладбища, расположенные на территории поселения, в том числе в п. Венцы два кладбища площадью 26000 кв. м. на ул. Красной, и площадью 30000 кв. м. на юго-западе п. Венцы, в п. Заря площадью 11000 кв. м., в х. Духовской площадью 10000 кв.м, в х. Крупский площадью 8000 кв.м, в х. Красная Поляна площадью 10000 кв.м, в п. Лесодача площадью 11000 кв.м, в х. Подлесный площадью 7000 кв.м., в х. Кравченко площадью 7000 кв. м.

В ходе проведенной прокуратурой Гулькевичского района проверки выявлены нарушения по осуществлению организации содержания мест захоронения, отнесенных к вопросам местного значения, в том числе содержание муниципального имущества.

На основании ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежит право собственности, право хозяйственного ведения, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.

Аналогичные требования о государственной регистрации права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним предусмотрены и ст. 4 Федерального закона РФ от 21 июля 2007 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии п. 1, 2 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица указанные в ст. 125 настоящего кодекса. В соответствии с п.п. 22 п. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения поселения.

Статьей 8 Федерального закона РФ от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища отнесены к ведению органов местного самоуправления; в соответствии с п. 1 ст. 4 местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

В нарушение вышеуказанных требований закона земельные участки под эксплуатацией кладбищ, расположенных на территории сельского поселения Венцы-Заря до настоящего времени в установленном порядке не зарегистрированы, не принято никаких мер к решению этого вопроса, не проведена топосьемка участка, не получены кадастровые паспорта, не проведено межевание, нет сведений о санитарной зоне и т.д.

Поскольку Администрация сельского поселения не принимает меры по надлежащему содержанию муниципального имущества, в том числе меры для государственной регистрации права собственности суд считает необходимым признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Венцы-Заря Гулькевичского района по принятию мер для государственной регистрации права собственности, обязать администрацию сельского поселения Венцы-Заря Гулькевичского района устранить допущенные нарушения, путем принятия мер по государственной регистрации права собственности в соответствии с законодательством на земельные участки общественных кладбищ сельского поселения Венцы-Заря.

Руководствуясь ст. ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Венцы-Заря Гулькевичского района Краснодарского края по принятию мер для государственной регистрации права собственности девяти земельных участков, предназначенных для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, расположенных в п. Венцы(два кладбища), п. Заря, х. Духовской, х. Крупский, х. Красная Поляна, п. Лесодача, х. Подлесный, х.Кравченко.

Обязать администрацию сельского поселения Венцы-Заря Гулькевичского района устранить выявленные нарушения путем принятия в соответствии с законодательством мер по государственной регистрации права собственности на указанные земельные участки.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Председательствующий