к делу № 2-439/2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Гулькевичи15 апреля 2011 года
Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Логачевой Е.Д.,
при секретаре Егеновой Т.А.,
с участием старшего помощника прокурора Гулькевичского района, юриста 3 класса, Колесникова А.Н.,
представителя Администрации Новоукраинского сельского поселения Гулькевичского района, по доверенности Сороченко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Гулькевичского района о признании незаконным бездействия Администрации Новоукраинского сельского поселения Гулькевичского района по оформлению права собственности на земельные участки под общественными кладбищами
у с т а н о в и л:
Прокурор обратился в суд с заявлением и просит признать незаконным бездействие Администрации Новоукраинского сельского поселения Гулькевичского района, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию муниципального имущества, а именно бездействие по принятию мер для государственной регистрации права собственности на земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, расположенные на территории поселения, а именно в с. Новоукраинском по ул. Восточной, по ул. Красной, по ул. Подгорной, по ул. Прикубанской. Просит обязать устранить выявленные нарушения, путем принятия в соответствии с законодательством мер по государственной регистрации права собственности.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что прокуратурой Гулькевичского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления федерального законодательства при захоронении умерших граждан. В ходе проверки установлено, что органами местного самоуправления Новоукраинского сельского поселения Гулькевичского района ненадлежащим образом реализуются полномочия по организации содержания мест захоронения, отнесенных к вопросам местного значения, в том числе содержание муниципального имущества.
Старший помощник прокурора Гулькевичского района Колесников А.Н. в судебном заседании поддержал требования, указав, что непринятием мер по государственной регистрации права собственности нарушаются права муниципального образования Гулькевичский район, поскольку после передачи имущества в 2006 году в ведение сельского поселения никаких мер по оформлению права собственности не принимается, земельные участки висят в воздухе, нарушаются и права граждан, так как нет обозначенной площади земельных участков под кладбищами, следовательно не обозначена и санитарная зона, где нельзя выделять земельные участки под строительство жилых домов, необходима посадка лесополос в санитарной зоне и т.д. За четыре года не проведена топосьемка, не определены границы земельных участков, не изготовлены кадастровые паспорта на земельные участки, не подготовлены документы и для регистрирующих органов.
Представитель Администрации Новоукраинского сельского поселения Гулькевичского района, по доверенности Сороченко Е.А. в судебном заседании требования признала частично, пояснила, что на территории сельского поселения находятся четыре кладбища. Из них три закрыты по ул. Восточной, по ул. Красной, по ул. Прикубанской. Действующее кладбище находится в поле с. Новоукраинского по ул. Подгорной. Все четыре кладбища переданы Администрации по акту. С 2006 года работа по оформлению территорий земельных участков не велась, в бюджете деньги на эти цели не заложены. По действующему кладбищу есть только за 1998, 2001 годы документы предварительного выбора земельного участка. В этом году этот вопрос перед депутатами не ставили, так как средств нет, и есть задолженность по оплате услуг ООО «Град» г. Омск за изготовление генерального плана поселка, в размере трехсот шестидесяти тысяч рублей, а также занимаются оформлением документов на земельные участки под памятник воинам.
Суд, выслушав старшего помощника прокурора, представителя Администрации Новоукраинского сельского поселения Гулькевичского района, изучив материалы дела, находит, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства относятся решения и действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
В судебном заседании установлено, что Законом Краснодарского края № 1097-КЗ от 28 июля 2006 года «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Гулькевичский район, между вновь образованными городскими поселениями и муниципальным образованием Гулькевичский район, в состав которого они входят» в соответствии с требованиями ст. 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 31 Федерального закона от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», на основании согласованных предложений соответствующих органов местного самоуправления осуществляется разграничение имущества, находящегося в собственности муниципального образования Гулькевичский район, между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным образованием Гулькевичский район, в состав которого они входят. Приложением № 9 данного закона в состав переданного в собственность имущества вошли кладбища, расположенные на территории поселения, в том числе в с. Новоукраинском по ул. Восточной, площадью 8800 кв.м, по ул. Красной, площадью 3400 кв.м, по ул. Подгорной, площадью 3000 кв.м, и по ул. Прикубанской, площадью 1220 кв.м.
В ходе проведенной прокуратурой Гулькевичского района проверки выявлены нарушения по осуществлению организации содержания мест захоронения, отнесенных к вопросам местного значения, в том числе содержание муниципального имущества.
На основании ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежит право собственности, право хозяйственного ведения, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
Аналогичные требования о государственной регистрации права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним предусмотрены и ст. 4 Федерального закона РФ от 21 июля 2007 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии п. 1, 2 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица указанные в ст. 125 настоящего кодекса. В соответствии с п.п. 22 п. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения поселения.
Статьей 8 Федерального закона РФ от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища отнесены к ведению органов местного самоуправления; в соответствии с п. 1 ст. 4 местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
В нарушение вышеуказанных требований закона земельные участки под эксплуатацией кладбищ, расположенных на территории Новоукраинского сельского поселения до настоящего времени в установленном порядке не зарегистрированы, не принято никаких мер к решению этого вопроса, не проведена топосьемка участка, не получены кадастровые паспорта, не проведено межевание, нет сведений о санитарной зоне и т.д.
Таким образом, должностные лица Администрации Новоукраинского сельского поселения Гулькевичского района не принимают мер по надлежащему содержанию муниципального имущества, в том числе меры для государственной регистрации права собственности.
С учетом вышеизложенного суд считает необходимым признать незаконным бездействие Администрации Новоукраинского сельского поселения Гулькевичского района по принятию мер для государственной регистрации права собственности, обязать Администрацию Новоукраинского сельского поселения Гулькевичского района устранить допущенные нарушения, путем принятия мер по государственной регистрации права собственности в соответствии с законодательством на земельные участки общественных кладбищ Новоукраинского сельского поселения.
Руководствуясь ст. ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконным бездействие Администрации Новоукраинского сельского поселения Гулькевичского района Краснодарского края по принятию мер для государственной регистрации права собственности земельных участков, предназначенных для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, расположенных в с. Новоукраинском по ул. Восточной, ул. Красной, ул. Подгорной, ул. Прикубанской.
Обязать Администрацию Новоукраинского сельского поселения Гулькевичского района устранить выявленные нарушения путем принятия в соответствии с законодательством мер по государственной регистрации права собственности на указанные земельные участки.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение 10 дней со дня принятия.
Председательствующий