К делу №2-358\11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Гулькевичи30 марта 2011 года
Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего:-Бочко И.А.
С участием заместителя прокурора Гулькевичского района -Запорожец К.Э.
С участием представителя Администрации МО Гулькевичский район по доверенности от 26 января 2011 года № 111-292\11-01-19 -Шкилевой Е.В.
С участием представителя МУЗ «ЦРБ Гулькевичского района» по доверенности №736 от 25 марта 2011 года - Фроловой В.С.
С участием представителя МУЗ «ЦРБ Гулькевичского района» по доверенности б\н от 29 марта 2011 года - Федотова Р.Л.
При секретаре: Замлелой Л.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Гулькевичского района в защиту прав неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Муниципального образования Гулькевичский район и МУЗ ЦРБ Гулькевичского района по не исполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в части технического и санитарного состояния зданий, в которых расположены медицинские учреждения,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Гулькевичского района обратился в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Муниципального образования Гулькевичский район и МУЗ ЦРБ Гулькевичского района по не исполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в части технического и санитарного состояния зданий, в которых расположены медицинские учреждения. Просит обязать администрацию муниципального образования Гулькевичский район профинансировать мероприятия по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, указанных в предписании от 02.12.2010 года № 567п-33-2010 должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический контроль, обязать МУЗ ЦРБ Гулькевичского района устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, указанных в предписании от 02.12.2010 года № 567п-33-2010 должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический контроль.
В судебном заседании заместитель прокурора Гулькевичского района поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Администрации МО Гулькевичский район по доверенности Шкилева Е.В. требования прокурора Гулькевичского района, заявленные в защиту неопределенного круга лиц, не признала по тем основаниям, что администрация МО Гулькевичский район не была поставлена в известность о выявленных нарушениях МУЗ «ЦРБ Гулькевичского района». С актом проверки №750\714р-33-2010 от 02 декабря 2010 года по результатам выявленных нарушений должностных лиц администрации МО Гулькевичский район не ознакомили. С актом проверки ознакомлен только главный врач МУЗ ЦРБ Чичайкин Д.В. В адрес администрации акт направлен не был.
Представители МУЗ «ЦРБ Гулькевичского района» Федотов Р.Л. и Фролова В.С. требования прокурора Гулькевичского района признали в полном объеме.
Заслушав стороны, изучив письменные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора Гулькевичского района в защиту прав неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Гулькевичского района по заданию прокуратуры края проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего вопросы технического и санитарного состояния зданий, в которых расположены медицинские учреждения, и законности расходования бюджетных средств, выделяемых на их содержание, строительство ремонт.
По результатам анализа деятельности территориального отдела Роспотребнадзора установлено, что в период с 09.11.2010 года по 02.12.2010 года территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю проведена проверка в отношении МУЗ ЦРБ Гулькевичского района. Указанной проверкой выявлены ряд нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности подведомственных лечебно-профилактических организаций, в том числе на предмет соответствия технического и санитарного состояния зданий. Данные обстоятельства послужили основанием привлечения юридического и должностных лиц к административной ответственности по составам предусмотренными статьями 6.3, 6.4, 6.6, ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ. Кроме того должностным лицам лечебно-профилактических организаций выданы предписания об устранении выявленных нарушений.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
-выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
-разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; -проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.
15,16 марта 2011 года прокуратурой района с привлечением специалиста территориального отделения Роспотребнадзора по Краснодарскому краю проверено соблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства в зданиях, в которых расположены муниципальное учреждение здравоохранения «Центральная районная больница Гулькевиского района» на территории Гулькевичского района.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения санитарных правил и норм в деятельности медицинских учреждений.
Так, проверкой МУЗ ЦРБ Гулькевичского района установлено, что процедурная чистой хирургического отделения № 1 имеет дефект стеновой и половой плитки, палатная секция имеет дефекты стенового и потолочного покрытия (щели, трещины), поверхность стен в местах установки раковин имеет дефекты плиточного покрытия, в процедурной гнойной линолеум с дефектами (трещины, дыры), в потолке щель штукатурки, в процедурной травматологического отделения, палатная секция имеет дефекты стенового и потолочного покрытия (щели, трещины), в оперблоке дефекты стеновой плитки, штукатурка потолка отходит от основания, в роддоме в родзале дефекты плиточного покрытия, в гинекологическом кабинете палатная секция имеет многочисленные дефекты стенового, полового и потолочного покрытий, в смотровой щели в линолеуме, в женской консультации дефекты покрытия стен в кабинетах приема врачей, процедурном кабинете (щели в штукатурке стен и потолка), в малой операционной (щель в штукатурке потолка), в стоматологической поликлинике многочисленные дефекты полового покрытия в кабинетах (щели в линолеуме), что не позволяет качественно проводить обработку с применением дезинфицирующих средств в нарушение п. 4.2, 4.3, 4.4., 4.6 гл.1., п. 3.6 гл. 5 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ № 58 от 18 мая 2010 г. (далее СанПиН).
В нарушение п.п. 3.1, 3.5, 3.4 СанПиН 2.1.2.2646-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных» в прачечной имеются многочисленные дефекты плиточного покрытия стен, пола и потолка, прачечная оборудована только вытяжной вентиляцией из стирального цеха.
В кабинетах стоматологической поликлиники - кабинет ортодонта имеются дефекты полового линолеумного покрытия, в кабинете гигиены на потолке отслоившаяся штукатурка, в коридорах, холле стены имеют трещины, что является нарушением п. 4.3 СанПиН 2.1.3.2630-10.
В овощном цехе пищеблока потолок не окрашен, не белен, на оконных проемах краска осыпается. Раковина для мытья рук с нарушение целостности эмалевого покрытия, ржавая. Для хранения пищевых продуктов (сырые, овощи) используется эмалированная посуда с нарушением эмалевого покрытия в нарушение п. 6.9 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», п. 14.12 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
В акушерском отделении бактериологический контроль работы паровых стерилизаторов не осуществляется, в 2010 году не проведена поверка манометров на автоклавах (последняя поверка в марте 2009 года). С мая 2010 года не проводятся исследования смывов, материала на стерильность (инструментарий, перевязочный материал, руки хирурга, операционное поле и т.д.) что является нарушением п.п. 2.35, 2.36, 3.4 главы 2 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
Во взрослом инфекционном отделении в предбоксниках боксов, для госпитализации инфекционных больных №№ 6, 4, 3, 8 отсутствуют раковины для мытья и дезинфекции рук (демонтированы из за неисправностей), в результате чего медперсонал не имеет возможности проводить гигиеническую обработку рук в рамках очаговой дезинфекции, что не соответствует п. 1.5 главы 2, п.п. 5.6, 15.19.1 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10.
В детском инфекционном отделении в предбоксниках боксов № 15, 11, 14 не функционируют раковины для мытья и обработки рук персонала, в результате чего медперсонал не имеет возможности проводить гигиеническую обработку рук в рамках очаговой дезинфекции, что не соответствует п. 1.5 главы 2, п.п. 5.6, 15.19.1 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10.
В нарушение п. 2.3.5 СП 1.3.2322-08 клинико-диагностической лаборатории объемно-планировочные решения, расстановка оборудования, набор помещений лаборатории не обеспечивает движение ПБА 3-4 гр. патогенности и персонала. Механическая вентиляция в помещениях лаборатории не предусмотрена, вытяжной шкаф в паразитологическом отделе отсутствует.
Бактериологическая лаборатория в нарушение п. 2.3.3 СП 1.3.2322-08 имеет 1 вход для поступления материала для исследования и входа сотрудников.
Отделка помещений, лабораторной мебели (стульев) в КДЛ, покрытие рабочих столов не устойчивы к многократному действию моющих и дезинфицирующих средств (столы частично закрыты стеклянным покрытием, имеющим трещины стулья оббиты мягкой материей), что является нарушением п. 2.3.17 СП 1.3.2322-08.
Вентиляция в помещениях лаборатории не предусмотрена, что является нарушением п. 2.3.17. СП 1.3.2322-08).)
В нарушение п. 2.12.14 СП 1.3.2322-08 бактериологический контроль работы паровых стерилизаторов в рамках программы производственного контроля не проводится.
В центральном стерилизационном отделении в рамках программы производственного контроля не проводится бакконтроль стерилизующей аппаратуры, что является нарушением п. 2.36 главы 2 СанПиН 2.1.3.2630- 10.
Последняя поверка манометров автоклавов проводилась в марте 2009 года.
В МУЗ ЦРБ с начала 2011 года не проводятся диагностические бактериологические и серологические исследования с целью выявления возбудителей инфекционных заболеваний и дифференциальной диагностики у лиц, обращающихся за медицинской помощью с клиническими проявлениями, не исключающей инфекционные заболевания (ОКИ, брюшной тиф, сальмонеллез, дифтерия, менингококковая инфекция и др.).
По результатам проверки подведомственных МУЗ ЦРБ Гулькевичского района лечебно-профилактических организаций также имели место нарушения санитарно эпидемиологического законодательства, в том числе на предмет соответствия технического и санитарного состояния зданий., а именно.
В нарушение п. 5.5 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 в поликлинике Гирейской районной больницы не имеют горячего водоснабжения кабинеты гинеколога, стоматолога, процедурный. В кабинете приёма врача терапевта раковина с подводкой горячей и холодной воды отсутствует.
В стоматологическом кабинете, кабинете гинеколога линолеум имеет дыры, части покрытия не пропаяны между собой, в гальванической кухне физиотерапевтического кабинета половая плитка местами отбита, что не позволяет качественно проводить обработку с применением дезинфицирующих средств в нарушение п. 4.2 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10.
В горячем цехе пищеблока на потолке местами осыпается штукатурка, в некоторых местах плитка отстала от стен, что затрудняет мытье и дезинфекцию. В моечной трубы холодного водоснабжения частично не окрашены, ржавые, на полке для хранения чистой посуды краска осыпается, для хранения пищевых продуктов на пищеблоке используется эмалированная посуда в нарушение п. 14.2, п. 14.12, п. 4.2 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630 – 10.
В нарушение п. 5.5 гл.1. СанПиН 2.1.3.2630-10 в кабинете терапевта поликлиники участковой больницы с. Отрадо-Кубанское отсутствует проточная горячая вода.
В терапевтическом отделении: в процедурном кабинете стационара стены имеют влагонепроницаемое покрытие, палатная секция терапевтического отделения стационара имеет дефекты (щели и отсутствие окраски) в половом ДСМ покрытии, в палатах № 4, 5, 7 имеются дефекты стенового покрытия (отпавшая штукатурка с масляным покрытием), что является нарушением п. 4.2 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10.
В горячем цехе пищеблока на стенах местами осыпается побелка, в складе сырья нарушена целостность напольного покрытия (местами отстала краска), для хранения пищевых продуктов на пищеблоке используется эмалированная посуда в нарушение п. 5.6 СП 2.3.6.1079-01, п. 14.2_п. 4.2, п. 14.12 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630 – 10.
В санитарной комнате больных Участковая больница «Венцы-Заря» в нарушение п. 5.5 гл.1. СанПиН 2.1.3.2630-10 отсутствует подводка горячей воды к раковинам
Обнаружены дефекты полового покрытия (частично отсутствует масляная краска на деревянных и из ДСП покрытиях), дефекты стенового покрытия (отпавшая штукатурка с масляным покрытием) в палатах № 1, 3, 5-8, в гинекологическом кабинете поликлиники имеется щель (выпавшая штукатурка) на потолочном покрытии, что является нарушением п. 4.2 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10.
В ординаторской, в прививочном кабинете, кабинетах педиатра, терапевта участковой больницы с. Отрадо-Ольгинское в нарушение п. 5.5 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 отсутствуют раковины с подводкой горячей и холодной воды.
Стены ординаторской имеют дефекты (щели в штукатурке), в физиокабинете поликлиники имеется щель (выпавшая штукатурка) на потолочной и стеновой штукатурке, дефекты в покрытии стен (щели) в прививочном, перевязочном, терапевтическом, процедурном кабинетах, что является нарушением п. 4.2 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10.
В нарушение п. 5.5 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 в кабинетах приема врачей поликлиники участковой больницы п. Кубань отсутствуют раковины с подводкой горячей и холодной воды. В терапевтическом отделении: палатная секция - стены имеют дефекты покрытия (щели и трещины в штукатурке), в процедурном кабинете линолеум напольный имеет щели, что является нарушением п. 4.2, п. 4.3 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10.
На момент обследования помещений врачебной амбулатории ст. Скобелевской (педиатрический кабинет, процедурный кабинет) нарушена целостность покрытия пола и стен (осыпается штукатурка, прорван линолеум), что не позволяет качественно проводить уборку с применением дезсредств в нарушение п. 4.2, п. 4.4, п. 4.5 главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10.
В нарушение п. 5.2, п. 5.3 главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 горячее водоснабжение в процедурном кабинете, кабинетах приема врачей отсутствует.
На момент обследования помещений врачебной амбулатории с. Соколовское (терапевтические кабинеты, стоматологический, процедурный, прививочный кабинеты) нарушена целостность покрытия пола и стен (осыпается штукатурка, прорван линолеум), что не позволяет качественно проводить уборку с применением дезсредств, что является нарушением п. 4.2, п. 4.4, п. 4.5 главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10.
В врачебной амбулатории с. Пушкинское для обеззараживания воздуха и поверхностей помещений амбулатории в нарушение п. 8.4 главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 отсутствуют ультрафиолетовые облучатели. В нарушение п. 5.2 гл.6. СанПиН 2.1.3.2630-10 горячее водоснабжение в процедурном кабинете отсутствует.
На момент обследования в помещениях врачебной амбулатории х. Чаплыгин (терапевтическом кабинете, процедурный, акушерский кабинеты) нарушена целостность покрытия пола (прорван линолеум), что не позволяет качественно проводить уборку с применением дезсредств, что является нарушением п. 4.2, п. 4.4, п. 4.5 главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10. В нарушение п. 5.2, п. 5.3 главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 горячее водоснабжение в амбулатории отсутствует.
В нарушение п. 5.2, п. 5.3 главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 во врачебной амбулатории х. Тысячный отсутствует горячее водоснабжение. На момент обследования в помещениях амбулатории (педиатрическом кабинете, физиокабинет) нарушена целостность покрытия пола и стен (прорван линолеум, трещины в штукатурке стен), что не позволяет качественно проводить уборку с применением дезсредств, что является нарушением п. 4.2, п. 4.4, п. 4.5 главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10.
На момент обследования помещений врачебной амбулатории с. Майкопское (процедурный кабинет) нарушена целостность покрытия пола и стен (прорван линолеум, трещины в штукатурке стен), что не позволяет качественно проводить уборку с применением дезсредств, что является нарушением п. 4.2, п. 4.4, п. 4.5 главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10. В нарушение п. 5.2, п. 5.3 главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 в процедурном кабинете амбулатории отсутствует горячее водоснабжение.
Муниципальное учреждение здравоохранения «Центральная районная больница Гулькевичского района» и врачебные амбулатории, расположенные на территории района являются муниципальными учреждениями, в соответствии со ст.ст. 120, 296 ГК РФ владеют переданным им собственником имуществом на праве оперативного управления. Данное имущество принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Гулькевичский район, которое в силу положений ст. 210 ГК РФ несет бремя его содержания.
Учреждения здравоохранения самостоятельно устранить нарушения и привести в соответствие с требованиями законодательства здания (провести текущий, капитальный ремонты) не в состоянии (что связано со значительными денежными затратами), поскольку финансируется учредителем в пределах, установленных соответствующей сметой расходов.
Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его расположении денежными средствами, при недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник его имущества.
Собственником зданий учреждений здравоохранения, расположенных на территории Гулькевичского района является муниципальное образование Гулькевичский район.
Администрацией МО Гулькевичский район, как учредителем данных учреждений, не принималось мер к оказанию содействия в обеспечении содержания зданий.
Нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства ставит под угрозу безопасное нахождение людей в учреждениях здравоохранения.
В силу под. 1, 3, п. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
17.12.2010 года решением сессии Совета муниципального образования Гулькевичский район «О бюджете муниципального образования Гулькевиский район на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» утвержден бюджет муниципального образования на 2011 год.
Из раздела 6 ведомственной структуры расходов бюджета муниципального образования Гулькевичский район на 2011 год следует, что на муниципальное учреждение здравоохранения «Центральная районная больница Гулькевичского района предусмотрено 119976.7 тыс. рублей.
Неправомерное бездействие МУЗ ЦРБ Гулькевичского района и администрации муниципального образования Гулькевичский район влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц, посещающих больницы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 254 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Гулькевичский район и МУЗ ЦРБ Гулькевичского района по не исполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в части технического и санитарного состояния зданий, в которых расположены медицинские учреждения Гулькевичского района.
Обязать администрацию муниципального образования Гулькевичский район профинансировать мероприятия по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, указанных в предписании от 02 декабря 2010 года № 567п-33-2010 должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор и государственный контроль в сфере защиты прав потребителей.
Обязать МУЗ ЦРБ Гулькевичского района устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, указанные в предписании от 02 декабря 2010 года № 567п-33-2010 должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор и государственный контроль в сфере защиты прав потребителей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию Краснодарского краевого суда через Гулькевичский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий