Решение по заявлению прокурора Гулькевичского района о признании незаконным бездействие администрации Пушкинского сельского поселения Гулькевичского района по оформлению права собственности на земельные участки под общественными кладбищами



к делу № 2-449/11 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Гулькевичи11 апреля 2011 года

Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Хайрутдиновой О.С.

при секретаре Гучуа Н.Ю.

с участием заместителя прокурора Гулькевичского района, советника юстиции Запорожец К.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Гулькевичского района о признании незаконным бездействия Администрации Пушкинского сельского поселения Гулькевичского района по оформлению права собственности на земельные участки под общественными кладбищами

у с т а н о в и л:

Прокурор Гулькевичского района обратился в суд с заявлением и просит признать незаконным бездействие администрации Пушкинского сельского поселения Гулькевичского района, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию муниципального имущества, а именно бездействие по принятию мер для государственной регистрации права собственности на земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, расположенные на территории поселения, а именно в с.Пушкинское, х.Новокрасный. Просит обязать устранить выявленные нарушения, путем принятия в соответствии с законодательством мер по государственной регистрации права собственности.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что прокуратурой Гулькевичского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления федерального законодательства при захоронении умерших граждан. В ходе проверки установлено, что органами местного самоуправления Пушкинского сельского поселения Гулькевичского района ненадлежащим образом реализуются полномочия по организации содержания мест захоронения, отнесенных к вопросам местного значения, в том числе содержание муниципального имущества.

Заместитель прокурора Гулькевичского района Запорожец К.Э. в судебном заседании поддержал требования,, указав, что непринятием мер по государственной регистрации права собственности нарушаются права муниципального образования Гулькевичский район, поскольку после передачи имущества в 2006 году в ведение сельского поселения никаких мер по оформлению права собственности не принимается, земельные участки висят в воздухе, нарушаются и права неопределенного круга лиц, так как нет обозначенной площади земельных участков под кладбищами, следовательно не обозначена и санитарная зона, где нельзя выделять земельные участки под строительство жилых домов, необходима посадка лесополос в санитарной зоне и т.д. За четыре года не проведена топосъёмка, не определены границы земельных участков, не изготовлены кадастровые паспорта на земельные участки, не подготовлены документы и для регистрирующих органов.

Глава Администрации Пушкинского сельского поселения Берсенев Н.В. в судебное заседание не явился. В заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что с требованиями прокурора согласен.

Суд, выслушав заместителя прокурора, изучив материалы дела, находит, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства относятся решения и действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

В судебном заседании установлено, что 10 ноября 2006 года по акту передачи муниципального имущества муниципального образования Гулькевичский район вновь образованному Пушкинскому сельскому поселению Гулькевичского района переданы в муниципальную собственность земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения в с.Пушкинское, х.Новокрасный.

В ходе проведенной прокуратурой Гулькевичского района проверки выявлены нарушения по осуществлению организации содержания мест захоронения, отнесенных к вопросам местного значения, в том числе содержание муниципального имущества.

На основании ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежит право собственности, право хозяйственного ведения, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.

Аналогичные требования о государственной регистрации права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним предусмотрены и ст. 4 Федерального закона РФ от 21 июля 2007 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии п. 1, 2 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица указанные в ст. 125 настоящего кодекса. В соответствии с п.п. 22 п. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения поселения.

Статьей 8 Федерального закона РФ от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища отнесены к ведению органов местного самоуправления; в соответствии с п. 1 ст. 4 местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Законом Краснодарского края № 1097-КЗ от 28 июля 2006 года «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Гулькевичский район, между вновь образованными городскими поселениями и муниципальным образованием Гулькевичский район, в состав которого они входят» в соответствии с требованиями ст. 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 31 Федерального закона от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», на основании согласованных предложений соответствующих органов местного самоуправления осуществляется разграничение имущества, находящегося в собственности муниципального образования Гулькевичский район, между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным образованием Гулькевичский район, в состав которого они входят. Приложением № 11 данного закона в состав переданного в собственность имущества вошли кладбища, расположенные на территории поселения, в том числе в с.Пушкинское, х.Новокрасный.

В нарушение вышеуказанных требований закона земельные участки под эксплуатацией кладбищ, расположенных на территории Пушкинского сельского поселения до настоящего времени в установленном порядке не зарегистрированы, не принято никаких мер к решению этого вопроса, не проведена топосьемка участка, не получены кадастровые паспорта, не проведено межевание, нет сведений о санитарной зоне и т.д.

Более того, согласно Представления № от ДД.ММ.ГГГГ, из справки территориального отдела Роспотребнадзора на земельных участках эксплуатируемых кладбищ Пушкинского сельского поселения в нарушение п.п. 7.9., 7.10 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» отсутствуют площадка для мусоросборников, ограждения бетонированных площадок для мусоросборников.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о значительных недостатках в работе администрации сельского поселения по управлению муниципальным имуществом, а также соблюдению санитарных, экологических требований к содержанию мест погребения.

Таким образом, должностные лица администрации Пушкинского сельского поселения Гулькевичского района не принимают мер по надлежащему содержанию муниципального имущества, в том числе меры для государственной регистрации права собственности.

С учетом вышеизложенного суд считает необходимым признать незаконным бездействие администрации Пушкинского сельского поселения Гулькевичского района по принятию мер для государственной регистрации права собственности, обязать администрацию Пушкинского сельского поселения Гулькевичского района устранить допущенные нарушения, путем принятия мер по государственной регистрации права собственности в соответствии с законодательством на земельные участки общественных кладбищ Пушкинского сельского поселения.

Руководствуясь ст. ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать бездействие администрации Пушкинского сельского поселения Гулькевичского района Краснодарского края по принятию мер для государственной регистрации права собственности земельных участков, предназначенных для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, расположенных в с.Пушкинское, х.Новокрасный.

Обязать администрацию Пушкинского сельского поселения Гулькевичского района устранить выявленные нарушения путем принятия в соответствии с законодательством мер по государственной регистрации права собственности на указанные земельные участки.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Председательствующий