К делу № 2-467/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Гулькевичи22 апреля 2011 года
Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего-Кравченко Т.Н.,
при секретаре- Мещеряковой Е.В.,
с участием старшего помощника прокурора Гулькевичского района - Щербинина В.А.,
представителей ОВД по Гулькевичскому району – Корниленко Л.А., Винокурова И.И., Ипполитова О.В., доверенности от 11 марта, 22 апреля 2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Гулькевичского района в интересах неопределенного круга лиц к отделу внутренних дел по Гулькевичскому району о признании незаконной существующую организацию деятельности изолятора временного содержания и камеры вещественных доказательств
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с заявлением и просит признать незаконной существующую организацию деятельности изолятора временного содержания и камеры вещественных доказательств ОВД по Гулькевичскому району; обязать ОВД по Гулькевичскому району организовать обеспечение подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторе временного содержания ОВД по Гулькевичскому району, предметами индивидуального пользования (индивидуальным спальным местом, постельными принадлежностями, постельным бельем), оборудовать камеры в соответствии с предъявляемыми требованиями, обеспечить выше названным лицам питание в соответствии с требованиями Федерального закона № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и «Норм физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 28.05.1991 № 5786-91, а также обеспечить соблюдение ИВС камер вещественных доказательств ОВД по Гулькевичскому району требованиям пожарной безопасности.
Свои требования прокурор обосновал тем, что прокуратурой Гулькевичского района в результате проверок соблюдения законодательства, регулирующего порядок содержания лиц в изоляторах временного содержания, установлено, что условия содержания лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также лиц, задержанных и арестованных в административном порядке, содержащихся в изоляторе временного содержания ОВД по Гулькевичскому району, не соответствуют требованиям, предъявляемым Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Конституцией Российской Федерации и ст. 23 Федерального Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также законодательству, регламентирующему порядок содержания лиц, задержанных и арестованных в административном порядке. В нарушение требований ч.ч. 1,2 ч. 4 ст. 32.8 КоАП РФ, Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.10.2003 года № 627, Правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденных приказом МВД России № 605 от 06.06.2000 года, в ИВС ОВД по Гулькевичскому району раздельное размещение лиц мужского и женского пола, несовершеннолетних лиц, и совершеннолетних лиц, а также лиц, имеющих признаки инфекционных заболеваний или признаки, указывающие на наличие у них таких заболеваний невозможно, поскольку комната для лиц, задержанных в административном порядке в ОВД по Гулькевичскому району, одна. В нарушение требований п. 19 Правил лица, арестованные в административном порядке, в ночное время не обеспечены постельными принадлежностями и спальными местами. Систематически нарушаются санитарные нормы. Так, в камере №9 ИВС ОВД по Гулькевичскому району, предусмотренной для содержания лиц, арестованных в административном порядке, предназначенной для размещения восьми человек, систематически превышается лимит содержащихся: содержится девять – тринадцать лиц. Допускаются нарушения требований ст.ст. 23, 33 Федерального закона № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Закон) в ИВС ОВД по Гулькевичскому району, которыми установлены нормы санитарной площади на одного человека и требования о раздельном содержании лиц. Вместимость ИВС составляет 44 человека, в ходе проверки установлено, что спальными местами обеспечены лишь 39 лиц, содержащихся в ИВС, при этом в камере №9, предназначенной для отбывания наказания в виде административного ареста, спальные места вообще отсутствуют. В камерах № 5,6,7,8 имеется недостаток спальных мест по лимиту мест для лиц, содержащихся в ИВС. Постельные принадлежности, простыни, наволочки, подушки, полотенца администрацией ИВС не выдаются. Кроме того, в камерах для содержания подозреваемых и обвиняемых, отсутствует водоснабжение, канализация, естественное освещение, санитарный узел с соблюдением необходимых требований приватности, кран с водопроводной водой, кнопка для вызова дежурного, отсутствуют урны для сбора мусора, полки для туалетных принадлежностей, бачки для питьевой воды, столы и скамейки по лимиту мест в камере, шкафы для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, вешалки для одежды, в камерах ИВС вместо деревянных полов бетонные. Отсутствует библиотека, настольные игры. В нарушение требований ст. 22 Закона, «Норм физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР», подозреваемым и обвиняемым не выдается рыба, молоко коровье, маргариновая продукция, потребляемая пища не соответствует суточной норме физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии человека. Несоблюдение установленных требований влечет нарушение конституционных прав лиц, арестованных в административном порядке, а также подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей. Проверкой выявлены нарушения законодательства о противопожарной безопасности: отсутствует автоматическая пожарная сигнализация НПБ 110-03 п. 14; соединение электропроводов выполнено путем скрутки ППБ 01-03 п. 57 ПЭУ п. 2.1.2.1; монтаж электропроводки выполнен с нарушением нормативных документов (электрические розетки установлены на горючем основании ППБ 01-03 п. 57); эксплуатируются электрические светильники без плафонов, предусмотренных конструкцией ППБ 01-03 п. 60; помещения не в полном объеме обеспечены первичными средствами пожаротушения ППБ 01-03 п. 108 прил. 3, а именно требуется 2 огнетушителя объемом огнетушащего вещества 5 литров; отсутствуют таблички с указанием телефона вызова пожарной охраны ППБ 01-03 п. 13; отсутствует обучение по пожарной безопасности у сотрудников (НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» п. 6,32). Проведенной проверкой камеры вещественных доказательств установлено, что в ОВД оборудовано специальное полуподвальное помещение, которое находится во дворе ОВД. Помещение кирпичное, потолок и пол бетонные, окна отсутствуют, двери металлические, внутри помещения имеются стеллажи, для хранения наркотических средств и психотропных веществ установлены сейфы. В камере вещественных доказательств, в камере хранения наркотических средств отсутствует автоматическая пожарная сигнализация НПБ 110-03 п. 14. В связи с систематическими нарушениями законодательства в указанной сфере прокуратурой Гулькевичского района неоднократно вносились представления 11.09.2009, 27.02.2010, 25.10.2010, 01.12.2010 года в ОВД по Гулькевичскому району. Однако надлежащие меры по устранению выявленных нарушений не приняты, что свидетельствует о бездействии должностных лиц ОВД по Гулькевичскому району. В результате указанного бездействия на протяжении длительного времени нарушаются права граждан.
В судебном заседании старший помощник прокурора Гулькевичского района Щербинин В.А. поддержал иск прокурора в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ОВД по Гулькевичскому району Корниленко Л.А. иск признала частично, пояснила суду, что ОВД является бюджетным учреждением, осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с утвержденной сметой по правилам Бюджетного кодекса в пределах, доведенных до него по кодам классификации расходов из ГУВД по Краснодарскому краю. Деятельность ИВС организована в соответствии с требованиями законодательства о правилах содержания подозреваемых, обвиняемых и задержанных в административном порядке лиц. В ИВС имеется 9 камер, а специально для задержанных в административном порядке отдельные камеры не предусмотрены, они могут содержаться в свободных камерах, в зависимости от наполняемости ИВС. Лица мужского и женского пола содержатся раздельно. Несовершеннолетние лица не могут содержаться в ИВС, так как данная категория лиц административному аресту не подвергается. Лица, имеющие признаки инфекционных заболеваний, не принимаются в ИВС, направляются на лечение в Гулькевичскую ЦРБ, и только после излечения исполняется судебное решение по отбыванию указанными лицами административного ареста. Лимит наполняемости ИВС согласно площади камер 178,2 кв.м составляет 44 человека в сутки, реальная среднесуточная наполняемость составляет 24 человека в сутки. В камерах 5, 6, 7, 8 размещены спальные места по количеству содержащихся в ИВС лиц. Лицам, задержанным в административном порядке, предоставляются матрацы и подушки, постельные принадлежности не предоставляются, так как отсутствует место их стирки. В настоящее время решается вопрос о приобретении стиральной машины. Содержание лиц в административном порядке сверх лимитов допускается в исключительных случаях, когда в ИВС помещаются лица, которых согласно закона № 103-ФЗ следует содержать раздельно. Реконструкция помещений ИВС, проведение водопровода, канализации невозможно из-за того, что ИВС расположено в здании 1897 года постройки, на 17,7 метра ниже уровня земли. Освещение имеется, но недостаточное. По вопросу кнопки для вызова дежурного, урн, полок для туалетных принадлежностей, столов и скамеек по лимиту мест в камере, шкафов, вешалок руководством ОВД неоднократно направлялись заявки в ГУВД края о приобретении указанного имущества и оборудования, заявки до настоящего времени не удовлетворены. ОВД по Гулькевичскому району ежегодно заключается контракт на предоставление услуг по питанию лиц, содержащихся в ИВС, которое осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства от 26 января 2011 года № 24. Ссылка истца на Нормы физиологических потребностей, утвержденных Главным санитарным врачом СССР 28 мая 1991 года, несостоятельна, так как указанные нормы носят рекомендательный характер, используются в медицинских целях, на органы внутренних дел не возложена обязанность соблюдения указанных норм. В настоящее время в УМТ и ХО ГУВД края направлен локальный ресурсный сметный расчет на монтаж охранно-пожарной сигнализации камеры вещественных доказательств и средств пожарной сигнализации и оповещения, а также на монтаж тревожной сигнализации ИВС. С сотрудниками ОВД проводятся занятия по обучению личного состава мерам пожарной безопасности. Поскольку устранение выявленных нарушений не в полной мере зависит от отдела, нельзя говорить, что руководство бездействует.
Представитель ОВД по Гулькевичскому району Винокуров И.И. не согласился с тем, что имеются нарушения по питанию и размещению содержащихся в ИВС лиц. Пояснил суду, что максимальная наполняемость ИВС 44 человека, но так не бывает, в среднем в ИВС содержится 23-24 человека. Индивидуальными спальными местами обеспеченность по количеству содержащихся лиц, поскольку нет наполняемости 44 человека. У административно задержанных лиц имеются матрацы и подушки. Простыни и наволочки имеются, но их негде стирать. Прачечная отказалась стирать, сейчас решается вопрос о приобретении стиральной машины. Подозреваемые, обвиняемые пользуются своим бельем. Кнопок вызова в камере нет, но постовой постоянно наблюдает, коридор прямой, не имеет углов, можно вызвать дежурного. Естественного освещения не хватает, потому что ИВС находится в полуподвальном помещении. Они разделяют при содержании судимых и не судимых, женщин и мужчин, совершеннолетних и несовершеннолетних. ГУВД выдало на ИВС 5 кроватей, но проваливаются матрацы, кровати централизованно забирают. Чтобы все устранить необходимо строить новое здание ИВС.
Представитель ОВД по Гулькевичскому району Ипполитов О.В. не согласился с тем, что имеются нарушения по питанию по вине ОВД, пояснил суду, что рыбу не давали, так как паек добавили с 4 апреля 2011 года на 5 рублей, рыба без костей дорогая, делают котлеты. Маргариновая продукция используется в процессе приготовления пищи. Молоко пока не дают, так как указание пришло 4 апреля 2011 года, они должны заключать государственный контракт, выставили заявку в Интернет, пока никто не представил предложений. Все отказываются, так как обычно один обед стоит 160 рублей на человека, а у них – 124,85 рубля на человека в сутки. Эта сумма нереальная. Они ставили вопрос об увеличении пайка перед главком, а главк перед Москвой. Тот паек, что выделен, недостаточен. Кафе «Мечта», с которым у них заключен контракт, отказывается работать за 124 рубля в сутки. Они пишут письма, направляют заявки. По камере вещественных доказательств пояснил, что отдел построен давно, они сами, что смогли, то сделали – построили стеллажи, металлические сейфы. Имеется тревожная кнопка, но пожарная сигнализация отсутствует. Все вопросы они оговаривают в главке, им говорят ждать, когда дадут деньги. В 2003 году поднимали вопрос о водопроводе и канализации, это невозможно по техническим причинам, так как ИВС ниже системы городской канализации.
Суд, выслушав старшего помощника прокурора, представителей ОВД по Гулькевичскому району, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства относятся решения и действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 27.6 КоАП РФ задержанные в административном порядке лица должны содержаться в специально отведенных для этого помещениях. Вопросы содержания лиц, задержанных и арестованных в административном порядке, регулируются Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.10.2003 года № 627 (далее – Положение) и Правилами внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденных приказом МВД России № 605 от 06.06.2000 года (далее Правила).
В соответствии с требованиями п. 7 Положения раздельно должны размещаться лица мужского и женского пола, несовершеннолетние лица, и совершеннолетние лица, а также лица, имеющие признаки инфекционных заболеваний или признаки, указывающие на наличие у них таких заболеваний.
В нарушение вышеуказанных требований закона в ИВС ОВД по Гулькевичскому району раздельное размещение вышеуказанных лиц невозможно, поскольку комната для лиц, задержанных в административном порядке, в ОВД по Гулькевичскому району, одна.
В соответствии с требованиями п. 19 Правил арестованные размещаются в камерах и обеспечиваются индивидуальным спальным местом и постельными принадлежностями. В нарушение указанного требования лица, арестованные в административном порядке, в ночное время не обеспечены постельными принадлежностями и спальными местами.
В камере № 9 ИВС ОВД по Гулькевичскому району, предусмотренной для содержания лиц, арестованных в административном порядке, предназначенной для размещения восьми человек, систематически превышается лимит содержащихся, что подтверждается копиями журнала покамерного учета подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС ОВД по Гулькевичскому району.
В камерах для содержания подозреваемых и обвиняемых отсутствует водоснабжение, канализация, естественное освещение, санитарный узел с соблюдением необходимых требований приватности, кран с водопроводной водой, кнопка для вызова дежурного, отсутствуют урны для сбора мусора, полки для туалетных принадлежностей, бачки для питьевой воды, столы и скамейки по лимиту мест в камере, шкафы для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, вешалки для одежды, в камерах ИВС вместо деревянных полов - бетонные. Отсутствует библиотека, настольные игры.
Требования ст. 23 Закона о предоставлении подозреваемым и обвиняемым постельных принадлежностей не выполняются: постельные принадлежности, простыни, наволочки, подушки, полотенца администрацией ИВС ОВД по Гулькевичскому району не выдаются.
В соответствии со ст.14 Федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 №68-ФЗ организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а так же обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты. Проверкой выявлены следующие нарушения законодательства о противопожарной безопасности в ИВС ОВД по Гулькевичскому району: отсутствует автоматическая пожарная сигнализация НПБ 110-03 п. 14; соединение электропроводов выполнено путем скрутки ППБ 01-03 п. 57 ПЭУ п. 2.1.2.1; монтаж электропроводки выполнен с нарушением нормативных документов (электрические розетки установлены на горючем основании ППБ 01-03 п. 57); эксплуатируются электрические светильники без плафонов предусмотренных конструкцией ППБ 01-03 п. 60; помещения не в полном объеме обеспечены первичными средствами пожаротушения ППБ 01-03 п. 108 прил. 3, а именно требуется 2 огнетушителя объемом огнетушащего вещества 5 литров; отсутствуют таблички с указанием телефона вызова пожарной охраны ППБ 01-03 п. 13; отсутствует обучение по пожарной безопасности у сотрудников (НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» п. 6,32). В камере вещественных доказательств, в камере хранения наркотических средств отсутствует автоматическая пожарная сигнализация НПБ 110-03 п. 14, что подтверждается справкой заместителя начальника отдела надзорной деятельности МЧС России Чечельницкого К.Ю.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что должностными лицами ОВД по Гулькевичскому району для лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания ОВД по Гулькевичскому району, не созданы материально-бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, что является нарушением их прав. В связи с систематическими нарушениями законодательства в указанной сфере прокуратурой Гулькевичского района неоднократно вносились представления 11.09.2009, 27.02.2010, 25.10.2010, 01.12.2010 года в ОВД по Гулькевичскому району. Однако достаточные меры по устранению выявленных нарушений не приняты, в результате чего на протяжении длительного времени нарушаются права граждан.
Утверждение истца о том, что в нарушение требований ст.ст. 23,33 Федерального закона № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», которыми установлены нормы санитарной площади на одного человека в размере 4 кв.м и требования о раздельном содержании лиц, и что в ходе проверки установлено, что спальными местами обеспечены лишь 39 обвиняемых и подозреваемых, суд считает необоснованным, поскольку согласно журналам покамерного учета в ИВС единовременно не содержится 44 человека. Обеспечение спальными местами осуществляется по количеству содержащихся лиц, а не по лимиту наполняемости камер, что не может быть признано нарушением требований законодательства и прав содержащихся в ИВС лиц.
Суд считает несостоятельной ссылку истца на «Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР», утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 28.05.1991 г. № 5786-91, поскольку обеспечение питанием лиц, содержащихся в ИВС, осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства от 26 января 2011 года № 24. Суду не представлено заключение специалиста о том, что предоставляемое содержащимся в ИВС лицам питание не соответствует суточной норме физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии человека.
Учитывая изложенное, суд признает установленным факт наличия нарушений в существующей организации деятельности ИВС ОВД по Гулькевичскому району, камеры хранения вещественных доказательств и считает необходимым обязать руководство ОВД по Гулькевичскому району устранить выявленные нарушения прав лиц, содержащихся в ИВС ОВД по Гулькевичскому району.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Признать существующую организацию деятельности ИВС ОВД по Гулькевичскому району, камеры хранения вещественных доказательств не соответствующей требованиям законодательства в части не оборудования камер необходимым сантехническим и другим оборудованием; не обеспечения постельными принадлежностями, питанием в соответствии с Постановлением Правительства от 26 января 2011 года № 24; отсутствия в камерах кнопок для вызова дежурного, урн для сбора мусора, столов и скамеек по лимиту мест в камере, полок для туалетных принадлежностей, бачков для питьевой воды, шкафов для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, вешалок для одежды, библиотеки, настольных игр, а также в части соблюдения требований пожарного законодательства.
Обязать руководство ОВД по Гулькевичскому району устранить выявленные нарушения в соответствии с требованиями Федерального закона № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.10.2003 года № 627, и Правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденных приказом МВД России № 605 от 06.06.2000 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Гулькевичский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, начиная с 27 апреля 2011 года.
Председательствующий