Решение по делу по иску прокурора Гулькевичского района к ООО `Венцы-Заря` об обязанности устранения нарушений законодательства о безопасности дорожного движения



к делу № 2-552/2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Гулькевичи19 мая 2011 года

Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Логачевой Е.Д.,

при секретаре Егеновой Т.А.,

с участием старшего помощника прокурора Гулькевичского района, юриста 3 класса Колесникова А.Н.,

представителя ОГИБДД ОВД по Гулькевичскому району, по доверенности, Борисюк Р.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Гулькевичского района в защиту прав неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Венцы-Заря» об обязанности устранения нарушений законодательства о безопасности дорожного движения

у с т а н о в и л:

Прокурор Гулькевичского района обратился в суд с заявлением и просит обязать Общество с ограниченной ответственностью «Венцы-Заря» устранить нарушения требований Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министра транспорта РФ от 9 марта 1995 года № 27, а именно обеспечить прохождение специальной подготовки и аттестации руководителями и специалистами, занимающими должности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения; обеспечить предприятие оборудованием, приборами, помещением, документами, методическими и информационными материалами, наглядной агитацией для осуществления деятельности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий (люфтомер, газоанализатор, прибор для регулировки света фар, молоток, линейка и т.д.), либо заключить договор с организацией, имеющей необходимую базу; организовать проведение занятий с водительским составом по программе в соответствии с установленными нормами (занятия по повышению профессионального мастерства); разработать годовой план мероприятий по безопасности движения; организовать проведение предрейсового (послерейсового) медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (оборудовать медицинский кабинет, согласно письма Министерства транспорта РФ от 21 августа 2003 года № 2510/9468-03-32; получить лицензию на проведение предрейсового (послерейсового) медицинских осмотров).

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что 21 марта 2011 года в прокуратуру Гулькевичского района из ОГИБДД ОВД по Гулькевичскому району поступила информация о нарушении ООО «Венцы-Заря» законодательства о безопасности дорожного движения. В ходе проверки были выявлены нарушения требований Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министра транспорта РФ от 9 марта 1995 года № 27. Установлено, что в целях устранения нарушений ООО «Венцы-Заря» выдавались предписания об устранении нарушений (№77, №78 от 9 июля 2010 года; № 105, №106 от 14 сентября 2010 года), требования, которых не исполнены. За неисполнение предписаний в отношении юридического лица – ООО «Венцы-Заря» и должностного лица – заведующего автогаражом составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, вновь выданы предписания №7 и №8 от 11 марта 2011 года. Выявленные нарушения являются существенными и создают угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, в связи с чем, определить персональный круг лиц, чьи права нарушены, не представляется возможным. Указанные обстоятельства являются поводом и основанием для обращения в суд в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании старший помощник прокурора Гулькевичского района Колесников А.Н. поддержал заявление прокурора по доводам, изложенным в заявлении. Пояснил, что ответчиком представлены документы в суд, по которым видно, что ведется работа по устранению нарушений, но годовой план работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий автогаража ООО «Венцы-Заря» без даты утверждения, не указан период его действия, то есть в полном объеме требование не выполнено; заключен договор от 26 апреля 2011 года для обучения по программе «Квалификационная подготовка по организации перевозок на автотранспорте в пределах РФ», но еще специалисты не обучены; заключен договор для обучения работников по программе ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций, который тоже до настоящего времени не исполнен, обучение не проведено.Таким образом нарушения законодательства о безопасности дорожного движения не устранены.

Представитель ОГИБДД ОВД по Гулькевичскому району, Борисюк Р.П. в судебном заседании пояснил, что 9 июля 2010 года при проведении плановой проверки в отношении ООО «Венцы-Заря» были выявлены нарушения действующего законодательства при выполнении юридическим лицом нормативно-правовых актов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. 11 марта 2011 года проведена контрольная проверка, после чего выданы предписания заведующему гаражом ООО «Венцы-Заря» о разработке годового плана и ООО «Венцы-Заря» с четырьмя пунктами устранения выявленных нарушений. Для устранения недостатков был дан срок месяц. Обратились к прокурору потому, что есть факт систематического неисполнения предписаний, составлялись протоколы об административном правонарушении, проводились неоднократные проверки, которые показали, что требования закона не исполняются.

Ответчик уведомлен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, представитель ООО «Венцы - Заря» представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Суд, выслушав старшего помощника прокурора, представителя ОГИБДД ОВД по Гулькевичскому району, изучив материалы дела, находит, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения. В соответствии с ч. 1 ст. 21 указанного закона деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послереисовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Таким образом,целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной проверки прокуратурой Гулькевичского района выявлены нарушения Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года № 196 -ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Указанные нарушения законодательства являются существенными, и создают угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения. Однако,указанные положения закона ООО «Венцы-Заря» не исполняются.

В нарушение п. 1 ч. 1 ст. 20 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ не организовано проведение занятий с водительским составом по программе в соответствии с установленными нормами (занятия по повышению профессионального мастерства).

Также установлено, что на предприятии не организовано проведение предрейсового (послерейсового) медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, отсутствует медицинский кабинет (согласно письма Министерства транспорта РФ № 2510/9468-03-32 от 21 августа 2003 года; лицензия на проведение предрейсового (послерейсового) медицинских осмотров).

В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом. Медицинская деятельность подлежит лицензированию в силу подпункта 96 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с п. 2 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года № 30, лицензирование медицинской деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи), а также Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития - в части деятельности, осуществляемой организациями государственной системы здравоохранения, а также деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи.

Согласно п. 4 указанного Положения, под медицинской деятельностью понимается выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санитарно-курортной медицинской помощи, к которой, в соответствии с Перечнем (приложением) к названному Положению, в том числе, относятся работы (услуги) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) водителей транспортных средств.

Пунктом 1 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые (послерейсовые) медицинские осмотры водителей.

Таким образом, в нарушение п. 96 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия на проведение предрейсового (послерейсового) медицинских осмотров, а также медицинский пункт осмотра водителей в ООО «Венцы-Заря» отсутствуют.

Установлено, что в целях устранения указанных нарушений ООО «Венцы-Заря» выдавались предписания об устранении нарушений (№ 77, № 78 от 9 июля 2010 года; № 106, № 105 от 14 сентября 2010 года). За неисполнение предписаний юридическое лицо - ООО «Венцы-Заря» и должностное лицо - заведующий автогаражом ООО «Венцы-Заря» привлечены к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. При контрольной проверке были вновь выданы предписания № 7 и № 8 от 11 марта 2011 года, следовательно, выполнение юридическим лицом нормативно-правовых актов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения не отвечает нормативным требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения, и выявленные недостатки не устранены.

Из представленных суду документов видно, что производятся действия для устранения нарушений, но требования закона указанные в предписаниях до настоящего времени не выполнены.

С учетом вышеизложенного, суд считает необходимым обязать ООО «Венцы-Заря» устранить допущенные нарушения, выполнить требования органа осуществляющего государственный надзор в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, указанные в предписании № 8 от 11 марта 2011 года, заявление прокурора Гулькевичского района обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Прокурор в силу ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины при обращении в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере четырех тысяч рублей.

Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление прокурора Гулькевичского района к Обществу с ограниченной ответственностью «Венцы-Заря» об обязанности устранения нарушений требований Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Венцы-Заря» устранить допущенные нарушения, а именно:

- обеспечить прохождение специальной подготовки и аттестации руководителями и специалистами, занимающими должности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения;

- обеспечить предприятие оборудованием, приборами, помещением, документами, методическими и информационными материалами, наглядной агитацией для осуществления деятельности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, либо заключить договор с организацией, имеющей необходимую базу;

- организовать проведение занятий с водительским составом по программе в соответствии с установленными нормами;

- разработать годовой план мероприятий по безопасности движения;

- организовать проведение предрейсового, послерейсового медицинских осмотров водителей автотранспортных средств.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Венцы-Заря» государственную пошлину в доход государства в размере четырех тысяч рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение 10 дней со дня принятия.

Председательствующий