Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 апреля 2011 года Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Мелкозеровой О.М.
при секретаре Величко Т.А.
с участием заявителя Резниченко В.М.
представителя администрации МО Гулькевичский район Бугаевой А.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Резниченко В.М. об оспаривании решения органа местного самоуправления
у с т а н о в и л:
Резниченко В.М. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления Главы Гулькевичского района Краснодарского края № 273 от 5 февраля 1999 г. «О снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий», о восстановлении его в списках очередников на получение льготного жилья под прежним номером.
В судебном заседании Резниченко В.М. настаивал на удовлетворении своего заявления и в его обоснование пояснил, что он является <данные изъяты>. <данные изъяты> В 1996 г. переехал на постоянное место жительства в г. Гулькевичи Краснодарского края и в соответствии с законодательством РФ, как военнослужащий уволенный в запас и нуждающийся в улучшении жилищных условий встал на очередь для получения жилья, согласно постановлению Главы администрации г. Гулькевичи № 110 от 04.02.1997 г. Однако, постановлением Главы Гулькевичского района № 273 от 05.02.1999 г. его исключили из очереди на улучшение жилищных условий на основании пп. «в» п. 10 «Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденных постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 г. Считает, что основания для исключения его из списков очередников на получение жилья, приведенные органом местного самоуправления, создают препятствия к осуществлению его прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, не соответствуют обстоятельствам дела, приняты с превышением полномочий и не основаны на законодательстве. При поступлении на военную службу он принял присягу на верность Советскому Союзу, правопреемником которого в настоящее время является Российская Федерация. Все гарантии, обещанные ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» должны распространяться на него, как на лицо более двадцати лет прослужившее в Вооруженных Силах. В соответствии со ст.ст. 40, 45, 46, 54 Конституции РФ он, как гражданин РФ, имеет право на жилье, право на защиту гарантированных ему прав и свобод. Основания для исключения его из списка очередников на получение жилья, а именно, ссылка на п. 26 «Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденных постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 г., в данном случае не применима, т.к. «военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае: а\ заключения после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, б\ если по истечению 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира \начальника\ воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменное ходатайство об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, в\ снятие с воинского учета в данном населенном пункте и выезде на другое постоянное место жительства, г\ решение жилищной проблемы, д\ заключение брака вдовами \вдовцами\ состоящими в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в соответствии с пп. «б» п. 6 настоящих правил, е\ выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений. Снятие с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий осуществляется по решению органов местного самоуправления, которыми военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, были поставлены на учет по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам. О принятом решении военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, должно быть сообщено в письменной форме с указанием причин снятия с учета в трехмесячных срок со дня принятия такого решения. Не подлежат снятию с очереди граждане, уволенные с военной службы, в случае изменения регистрационного учета по месту пребывания и получения пенсии.». В его случае ни одна из вышеуказанных норм не должна быть применима. Вышеуказанные Правила вступили в законную силу в 1998 году, а поскольку его включили в очередь на получение жилья в 1997 году, то считает, что принятый нормативный акт существенно ухудшает его положение. Закон явно нарушающий права гражданина обратной силы не имеет. Он неоднократно обращался в органы местного самоуправления \последний раз 21.09.2010 г.\, органы прокуратуры с просьбой разрешить возникшую проблему, но кроме формальных ответов никакого результата не добился, в связи с чем вынужден обратиться в суд за защитой своих прав и интересов, предусмотренных Конституцией и законодательством РФ. Просит признать незаконным постановление Главы Гулькевичского района Краснодарского края № 273 от 5 февраля 1999 г. «О снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий», восстановить его в списках очередников на получение льготного жилья под прежним номером.
Представитель администрации муниципального образования Гулькевичский район по доверенности Бугаева А.Г. в судебном заседании против удовлетворения заявления возражала, пояснила, что требования заявителя не основаны на законе, в их удовлетворении следует отказать. Резниченко В.М. в 1997 г. был ошибочно поставлен на учет для получения жилья как военнослужащий, уволенный в запас, имеющий специальное удостоверение. Постановлением главы Гулькевичского района Краснодарского края от 05.02.1999 года № 273 Резниченко В.М. был снят с учета, т.к. в соответствии с п. п. "в" п. 10 "Правил учета военнослужащих…» не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 года (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 года). Резниченко В.М. был уволен из вооруженных сил Украины после 31.12.1994 г. Украина не подписывала никаких соглашений об обеспечении жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и членов их семей в государствах – участниках СНГ, в связи с чем Российская Федерация никаких обязательств перед гражданами, уволенными из вооруженных сил Украины и членами их семей по обеспечению жилыми помещениями на территории Российской Федерации не несет. Выданное Резниченко В.М. военным комиссариатом Краснодарского края специальное удостоверение на льготы по получению жилья было у него изъято в 1998 г., как ошибочно выданное. Резниченко В.М. имеет право быть поставленным на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на общих основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, находит заявление не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие \бездействие\ органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Из материалов дела видно, что постановлением главы администрации города Гулькевичи Гулькевичского района Краснодарского края от 04.02.1997 года № 110 «О постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Резниченко В.М. Резниченко В.М. поставлен в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий п.п. 7, 39 «О» - общую и военнослужащих, уволенных в запас, согласно Решению КИК № 500 от 02.11.1990 года.
Пункт 7 приложения к решению Краснодарского крайисполкома и президиума крайсовпрофа от 02.11.1990 г. № 500 «Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений» \утратило силу на основании постановления главы администрации Краснодарского края от 03.10.2005 г. № 899\ - «независимо от установленного срока проживания в данном населенном пункте принимаются на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, - военнослужащие, уволенные в запас или отставку, при наличии специального удостоверения». Пункт 39 «О» - « в первую очередь жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий – военнослужащим сверхсрочной службы, прапорщикам, мичманам и лицам офицерского состава Вооруженных Сил ССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, уволенным в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, при наличии специального удостоверения».
Постановлением главы Гулькевичского района Краснодарского края от 05.02.1999 года № 273 «О снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий» Резниченко В.М. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по причинам, указанным в разделе II п. 10 п.п. «в» «Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 года № 1054.
Резниченко В.М. обратился в суд с заявлением, в котором оспаривает постановление главы Гулькевичского района Краснодарского края от 05.02.1999 года № 273, которым он снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по причинам, указанным в п. 10 п.п. «в» «Правил учета военнослужащих…», согласно которым не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 года.
Суд считает, что срок обжалования пропущен Резниченко В.М. по уважительным причинам и подлежит восстановлению, т.к. на протяжении всего времени он постоянно обращался в различные инстанции с тем, чтобы быть восстановленным в льготной очереди на получение жилья.
В судебном заседании установлено, что майор Резниченко В.М. уволен в запас из Вооруженных Сил Украины на основании приказа Министра Обороны Украины № 010090 от 12.07.1995 г. по пункту 65 «Г» - в связи с сокращением штатов.
В соответствии с п. п. "в" п. 10 "Правил учета военнослужащих…» не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 года (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 года).
В целях реализации Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" от 11.02.1993 года N 4455-1 статьей 56 указанного Закона и Постановлением Верховного Совета РФ № 4457-1 от 11.02.1993 г. "О порядке введения в действие Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" был установлен переходный период, который продолжался до 31.12.1994 года. В соответствии со ст. 62 Закона гражданин РФ, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохраняет правовое положение военнослужащего, предусмотренное законами РФ, в том числе и по обеспечению его жильем, только до окончания переходного периода.
Пунктом 5 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.05.1993 г. № 4983-1 "О некоторых мерах, связанных с исполнением Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что граждане Российской Федерации, проходившие военную службу в воинских частях Вооруженных Сил и других воинских формирований СССР и СНГ до принятия этих воинских формирований в юрисдикцию Российской Федерации и заключившие контракт о прохождении военной службы в национальных армиях государств - республик бывшего СССР, сохраняют правовое положение военнослужащего, предусмотренное законами Российской Федерации, до 31 декабря 1999 года при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих двусторонних межгосударственных договоров. При несоблюдении указанных условий правовое положение указанных лиц, предусмотренное законами Российской Федерации, сохраняется до окончания переходного периода, то есть до 31 декабря 1994 года.
Соответствующие двусторонние соглашения были заключены между Российской Федерацией и Киргизской Республикой, а также Республиками Таджикистан, Туркменистан и Казахстан, согласно которым граждане, уволенные с военной службы из названных государств и поставленные в очередь на получение жилья до истечения 31 декабря 1999 года, обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ.
Во исполнение Соглашения государств - участников СНГ от 14 февраля 1992 года было подписано Соглашение "Об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей в государствах - участниках СНГ", где в ст. 3 определено, что государство - участник СНГ, в вооруженных силах и других воинских формированиях которого проходили службу граждане, уволенные с военной службы и избравшие местом постоянного жительства территорию другого государства - участника СНГ, заблаговременно приобретает для них жилые помещения по избранному этими лицами постоянному месту жительства при условии сдачи занимаемого ими жилья по прежнему месту службы.
Данное соглашение было подписано Республиками Армения, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией и вступило в законную силу только для Республик Армения, Беларусь, Таджикистан и Киргизской Республики. Российская Федерация и Республика Казахстан не выполнили внутригосударственные процедуры для вступления его в законную силу.
Украиной межгосударственные соглашения об обеспечении жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и членов их семей в государствах - участниках СНГ, подписаны не были, и, следовательно, никаких обязательств перед гражданами, уволенными из вооруженных сил Украины и членами их семей по обеспечению жилыми помещениями на территориях других государств - участников СНГ названные государства не несут.
При условии выполнения необходимых внутригосударственных процедур и ратификации указанного Соглашения Российская Федерация будет нести на себе обязанность по обеспечению жилыми помещениями только военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, которые проходили военную службу в государствах - участниках СНГ, состояли ранее на военной службе в вооруженных силах бывшего СССР и переехали из Армении, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана.
Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей, которые переехали на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации из других республик бывшего СССР после 31 декабря 1994 года, при отсутствии международных соглашений может быть решено только в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что Резниченко В.М., уволился с военной службы из Вооруженных Сил Украины после 31 декабря 1994 года, он имеет право, при условии признания его и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий, быть поставленным на учет для получения жилья на общих основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, но не имеет права на льготное получение жилья, как военнослужащий в соответствии с «Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 года № 1054. Удостоверение о праве на льготы по обеспечению жилплощадью № 64 от 11.12.1996 г., выданное военным комиссариатом Краснодарского края майору запаса Резниченко В.М., уволенному 17.08.1995 г. с действительной военной службы по сокращению штатов, изъято из учетного дела военнослужащего Резниченко В.М. на основании указания военного комиссара Краснодарского края № 3\9\1570 от 30.11.1998 г., как выданное ошибочно.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что постановление главы Гулькевичского района Краснодарского края от 05.02.1999 года № 273 «О снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий», которым Резниченко В.М. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по причинам, указанным в разделе II п. 10 п.п. «в» «Правил учета военнослужащих..», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 года № 1054, является обоснованным и законным. В удовлетворении заявления Резниченко В.М. о признании оспариваемого постановления главы Гулькевичского района не основанным на законе и о восстановлении в списках очередников на получение льготного жилья под прежним номером следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 254, 194-198, ст. 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Резниченко В.М. в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления Главы Гулькевичского района Краснодарского края № 273 от 5 февраля 1999 г. «О снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий», о восстановлении в списках очередников на получение льготного жилья - отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, т.е. с 22.04.2011 г.
председательствующий