К делу № 2-553/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Гулькевичи 13 мая 2011 года
Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Кравченко Т.Н.,
при секретаре Мещеряковой Е.В.,
с участием заявителя Шулаева А.Е.,
его представителя адвоката Воливач Н.В., удостоверение № 233 от 17 февраля 2005 года, ордер № 031679 от 13 мая 2011 года,
представителя администрации МО Гулькевичский район - Бугаевой А.Г. по доверенности от 4 мая 2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Шулаева А.Е. о признании не соответствующим закону действий администрации муниципального образования Гулькевичский район по изданию постановления об отказе в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях,
У С Т А Н О В И Л:
Шулаев А.Е. обратился в суд с заявлением и просит признать несоответствующими закону действия администрации муниципального образования Гулькевичский район, выразившиеся в издании постановления № 374 от 8 апреля 2011 года «Об отказе Шулаеву А.Е. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории «Ветераны Великой Отечественной войны»; обязать администрацию муниципального образования Гулькевичский район отменить указанное постановление, признать Шулаева А.Е. ветерана Великой Отечественной войны нуждающимся в жилом помещении и принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Свои требования Шулаев А.Е. обосновал тем, что он родился 1 октября 1926 года, является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы. Проходил военную службу на Белорусском фронте, имеет государственные награды: «Орден Отечественной войны», медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы» и ряд других. В 1961 году с супругой они пробрели хату в поселке Красносельском, затем построили домик, в 1977 году жена умерла, он продал дом, стал жить с сожительницей. После смерти сожительницы его забрал к себе сын, проживающий с женой и детьми. В 2004 году сын продал дом, деньги сын и члены его семьи разделили между собой. Он вынужден был уйти жить к Г.Л., с которой он зарегистрировал брак, для того, чтобы она прописала его в своем доме. В настоящее время он не имеет своего жилья, проживает в доме, принадлежащем Г.Л. Суммарная жилая площадь этого дома 32,7 кв.м, общая – 64,7 кв.м. В доме прописаны и проживают он, Г.Л., ее сын Г.В. с супругой и совершеннолетним сыном. Обеспеченность общей площадью на 1 члена семьи составляет 12,94 кв.м. Супруга Г.В. в доме не прописана, о чем выдана справка администрацией поселения, с учетом которой общая площадь на 1 члена семьи составляет 16,175 кв.м. Он как ветеран ВОВ имеет право на льготу по обеспечению жилым помещением в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». На его заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «Ветеран Великой Отечественной войны», Постановлением главы муниципального образования Гулькевичский район от 8 апреля 2011 года № 374 ему отказано в принятии на учет со ссылкой на п.п. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ, п. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», п. 1 ст. 8 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», заключение ведущего специалиста отдела коммунального хозяйства и благоустройства Управления по строительству, транспорту, коммунальному хозяйству, благоустройству администрации муниципального образования Гулькевичский район от 4 апреля 2011 года, решение 5 сессии 2 созыва Совета Красносельского городского поселения Гулькевичского района от 18 декабря 2009 года № 10 «О внесении изменений в решение 46 сессии 1 созыва Совета Красносельского городского поселения Гулькевичского района от 26 января 2009 года № 1 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории Красносельского городского поселения Гулькевичского района». Согласно оспариваемому постановлению обеспеченность площадью составляет 21,56 кв.м, то есть не имеется оснований для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающегося, так как по адресу проживания в квартире его супруги Г.Л. он обеспечен жилой площадью более учетной нормы, установленной решением Совета поселения. Полагает данное решение незаконным, поскольку необходимо руководствоваться не только нормативными актами органов местного самоуправления, но и Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами. Ст. 51 ЖК РФ предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях. В соответствии с п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» ветераны ВОВ имеют право на льготы. Предусмотренные федеральным законодательством, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии и с положениями ст. 23.2 настоящего ФЗ, согласно которой общая площадь жилья, необходимая участнику ВОВ, должна составлять не менее 36 кв.м. Указом президента № 714 от 7 мая 2008 года для ветеранов ВОВ предусмотрен минимальный размер общей жилой площади 22 кв.м.
В судебном заседании Шулаев А.Е. поддержал свои требования полностью, просил признать незаконным постановление администрации об отказе в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятии на учет. Признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий и включить в списки на улучшение жилищных условий.
Представитель заявителя Шулаева А.Е. – адвокат Воливач Н.В. требования Шулаева А.Е. поддержала и пояснила суду, что Шулаев А.Е. как участник Великой Отечественной войны имеет право на льготы по обеспечению жильем. В соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» общая площадь на ветерана должна составлять 36 кв.м на 1 члена семьи, по Указу Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 – 22 кв.м, у Шулаева по сведениям администрации 21,56 кв.м, но это меньше нормы. Шулаев не имеет своего жилья, он проживает в доме Г.Л., который приобретен Г.Л. до брака с ним. В этом же доме проживает сын Г.Л. и внук, то есть обеспеченность жилой площади на одного человека 16,175 м2, что также меньше нормы. Просит признать несоответствующим законодательству постановление администрации муниципального образования Гулькевичский район № 374 от 8 апреля 2011 года «Об отказе Шулаеву А.Е. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории «Ветераны Великой Отечественной войны».
Представитель Администрации МО Гулькевичский район Бугаева А.Г. в судебном заседании требования Шулаева А.Е. не признала, просила в удовлетворении требований отказать, пояснила суду, что в силу ст. 51 ЖК РФ признаются нуждающимися в жилых помещениях члены семьи собственника в случае обеспеченности на одного члена семьи менее учетной нормы. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления в соответствии со ст. 50 ЖК РФ. Согласно решению 5 сессии 2 созыва Совета Красносельского городского поселения от 18 декабря 2009 года № 10 «О внесении изменений в решение 46 сессии 1 созыва Совета Красносельского городского поселения от 26 января 2009 года № 1 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории Красносельского городского поселения Гулькевичского района» учетная норма площади жилого помещения составляет 11 кв.м на одного человека общей площади. Шулаев А.Е. зарегистрирован по <адрес>. Указанный жилой дом принадлежит на праве собственности Г.Л., состоит из трех жилых комнат суммарной жилой площадью 32,7 кв.м, общей - 64,7 кв.м. Согласно выписке из лицевого счета, выданной администрацией Красносельского городского поселения 17 марта 2011 года, в указанном доме зарегистрированы Г.Л., Шулаев А.Е., Г.В. С учетом всех зарегистрированных по месту жительства Шулаева А.Е. обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет 21,56 кв.м (более 11 кв.м). Согласно п.3 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленных для жилых помещений требованиям. Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». На основании заявления собственника помещения или заявления гражданина, либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания. Согласно п.12 Положения в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Заключение о признании жилого помещения по <адрес> пригодным (непригодным) для проживания, выдаваемое межведомственной комиссией Красносельского городского поселения в администрацию муниципального образования Гулькевичский район представлено не было.
Суд, выслушав заявителя, его представителя, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, находит, что требования Шулаева А.Е. обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства относятся решения и действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
Согласно ч.1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Согласно ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.
Шулаев А.Е. является ветераном Великой Отечественной войны (удостоверение <данные изъяты>). В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 ФЗ №5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах» имеет право на льготы, предусмотренные федеральным законодательством - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В подпункте 3 п.1 ст.15 ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах», определено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 вышеуказанного закона. Участники ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Статей 51 ЖК РФ предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В силу ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются по договорам социального найма в порядке очередности малоимущим гражданам или иным, определенным законом, категориям граждан, признанным нуждающимися в жилых помещениях.
В судебном заседании установлено, что Шулаев А.Е., дд.мм.ггг года рождения, зарегистрирован по месту жительства: <адрес>. Дом по указанному адресу принадлежит жене Шулаева А.Е. – Г.Л., что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от 23 ноября 1992 года со штампом регистрации права собственности. В указанном доме зарегистрированы заявитель Шулаев А.Е., Г.Л., Г.В. Общая площадь дома составляет 64,7 кв.м, жилая площадь 32,7 кв.м.
18 марта 2011 года Шулаев А.Е. обратился в администрацию МО Гулькевичский район с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, по категории «Ветераны Великой Отечественной войны».
Постановлением администрации Муниципального образования Гулькевичский район от №374 от 8 апреля 2011 года Шулаеву А.Е. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории «Ветераны Великой Отечественной войны» отказано, в связи с отсутствием оснований, так как обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи Шулаева А.Е. составляет 21,56 кв.м (более установленной учетной нормы площади жилого помещения, определяющей уровень обеспеченности граждан, которая равна 11 кв.м).
Согласно ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5- ФЗ, общая площадь жилья необходимая участнику Великой Отечественной войны должна составлять не менее 36 кв.м.
Указом Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» (с изменениями на 09.01.2010 года № 30) ветерану Великой Отечественной войны предусмотрен минимальный размер общей жилой площади 22 кв.м.
Обеспеченность общей площадью жилого помещения на ветерана ВОВ Шулаева А.Е. составляет 21,56 кв.м., то есть менее предусмотренной действующим законодательством для ветеранов ВОВ. Кроме того, указанный дом принадлежит супруге заявителя - Г.Л., приобретен ею до брака с Шулаевым. Суммарная жилая площадь этого дома 32,7 кв.м, общая – 64,7 кв.м. В доме прописаны и проживают заявитель, Г.Л., ее сын Г.В. с супругой и совершеннолетним сыном, исходя их чего фактическая обеспеченность общей площадью на 1 члена семьи составляет 12,94 кв.м.
Суд считает, что при вынесении Постановления от 8 апреля 2011 года № 374 Администрацией Муниципального образования Гулькевичский район не были учтены требования федерального законодательства об обеспеченности площадью жилого помещения ветерана ВОВ - 22 кв.м, что привело к нарушению прав Шулаева А.Е. на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и Указом Президента РФ № 714 от 7 мая 2008 года, а потому указанное постановление следует признать незаконным. Для восстановления нарушенных прав заявителя он подлежит признанию нуждающимся в жилом помещении по основаниям, предусмотренным п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ, и обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем, как ветеран Великой Отечественной войны.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать несоответствующими закону действия администрации Муниципального образования Гулькевичский район, выразившиеся в издании постановления администрации Муниципального образования Гулькевичский район от 8 апреля 2011 года № 374 «Об отказе Шулаеву А.Е. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории Ветераны Великой Отечественной войны», признав указанное постановление незаконным.
Признать ветерана Великой Отечественной войны Шулаева А.Е. нуждающимся в жилом помещении в соответствии с п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.», Федеральным законом № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах», обязать Администрацию муниципального образования Гулькевичский район включить Шулаева А.Е. в списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.», Федеральным законом № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Гулькевичский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, начиная с 18 мая 2011 года.
Председательствующий