Дело № 2-651/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Гулькевичи 9 июня 2011 года
Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего: Назаренко Н.И.
При секретаре: Чеботаревой В.Н.
С участием прокурора: Колесникова А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Гулькевичского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия директора МАОУ СОШ № 3 г. Гулькевичи и администрации муниципального образования Гулькевичский район
у с т а н о в и л:
Прокурор Гулькевичского района обратился с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия директора МАОУ СОШ № 3 г. Гулькевичи и администрации муниципального образования Гулькевичский район по соблюдению законодательства по пожарной безопасности.
В судебном заседании помощник прокурора Колесников А.Н. изменил требования и просит признать незаконным бездействие МАОУ СОШ № 3 г. Гулькевичи и администрации муниципального образования Гулькевичский район, обосновывая свои требования тем, что прокуратурой Гулькевичского района совместно с отделом надзорной деятельности Гулькевичского района проверено соблюдение законодательства о пожарной безопасности в деятельности МАОУ СОШ № 3 г. Гулькевичи. В результате проведенной проверки установлено, что в МАОУ СОШ № 3 г. Гулькевичи не соблюдаются правила и нормы пожарной безопасности, а именно в соответствии ст. 91 Федерального закона РФ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещения, здания, сооружения и строения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий, сооружений и строений на основе анализа пожарного риска. В нарушение п. 36 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 отсутствует обработка огнезащитными составами горючих конструкций чердачного помещения школы. В нарушение п. 40 ППБ 01-03 произведены объемно-планировочные решения ухудшающие условия эвакуации людей на лестничную клетку, а именно – возведены стены в фойе, образующие кабинет немецкого языка на пути эвакуации. В нарушение п. 53 ППБ 01-03 на пути эвакуации на первом этаже имеется отделка горючими материалами, в виде стен кабинета, эвакуационный выход с первого этажа имеет горючую отделку стен в виде панелей «ДСП». В нарушение 98 ППБ 01-03 автоматическая пожарная сигнализация неисправна, так как отсутствуют корпуса двух датчиков в помещении пищеблока. В нарушение п. 91 ППБ 01-03 пожарные краны на лестничной клетки не укомплектованы. Просит признать незаконным бездействие МАОУ СОШ № 3 и администрации муниципального образования Гулькевичский район, выразившиеся в нарушении норм Федеральных законов «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», «О пожарной безопасности», Приказа Министерства РФ по делам ГО и ЧС от 18 июня 2003 № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности (НПБ 110-03)». Обязать МОУ СОШ № 3 и администрацию МО Гулькевичский район устранить в полном объеме допущенные нарушения требований Федеральных законов «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», «О пожарной безопасности», Приказа Министерства РФ по делам ГО и ЧС от 18 июня 2003 № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности (НПБ 110-03)» а именно: обработать огнезащитными составами горючие конструкции чердачного помещения школы; произвести объемно-планировочные решения улучшающие условия эвакуации людей на лестничную клетку, демонтировать на пути эвакуации на первом этаже имеется отделку горючими материалами, а так же стены выхода с первого этажа в виде панелей «ДСП», привести автоматическую пожарную сигнализацию в исправное состояние (установить корпуса двух датчиков в помещении пищеблок), укомплектовать пожарные краны на лестничной клетке стволами и рукавами.
В судебном заседании директор МАОУ СОШ № 3 Андреева О.А. доводы заявления прокурора признала и пояснила, что при формировании бюджета смета была заложена, но денежных средств не выделено. Школе спонсором было выделено 10 000 рублей, на которые они заключили договор на обработку чердачных помещений с ООО «Пульс», предварительно оплачено 7 000 рублей. Ремонт в школе будет происходить в июле 2011 год, тогда демонтируют класс немецкого языка, отделку горючими материалами. При приемки школы на 01.09.2010 года никаких нарушений выявлено не было, и на сегодняшний день ничего в школе не изменилось.
Представитель администрации МО Гулькевичский район Шкилева Е.В. в судебном заседании исковые требований прокурора Гулькевичского района не признала и пояснила, что в целях выполнения требований пожарной безопасности в здании МАОУ СОШ № 3, постановлением администрации МО Гулькевичский район от 17.08.2009 № 1021 года «Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы «Комплексные меры по охране здоровья учащихся и работников, обеспечению безопасности, улучшению материально-технической базы общеобразовательных учреждений в муниципальном образовании Гулькевичский район» на 2009-2013 годы и Постановлением администрации муниципального образования Гулькевичский район от 04.03.2011 года № 201 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Гулькевичский район от 17 августа 2009 года № 1021 «Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы «Комплексные меры по охране здоровья учащихся и работников, обеспечению безопасности, улучшению материально-технической базы общеобразовательных учреждений в муниципальном образовании Гулькевичский район» на 2009-2013 годы» общий объем финансирования составляет 20492,5 тыс. рублей. В целях реализации указанной муниципальной целевой программы в 2010 году было выделено 3 876 100 рублей, в 2011 году - 1 500 000 рублей. Таким образом, в целях обеспечения условий пожарной безопасности администрацией муниципального образования Гулькевичский район были предприняты необходимые действия в пределах имеющихся средств, следовательно, нельзя говорить о бездействии органов местного самоуправления муниципального образования Гулькевичский район. В связи с этим просит суд в удовлетворении заявления прокурора Гулькевичского района от 20 мая 2011 года № 8-02-11/3639 отказать в части признании незаконным бездействие администрации муниципального образования Гулькевичский район, выразившегося в неисполнении требований законодательства о пожарной безопасности.
Представитель Отдела надзорной деятельности Гулькевичского района Некрасов Ю.А. исковые требования прокурора Гулькевичского района поддержал и пояснил, что согласно обследованию в МАОУ СОШ № 3 автоматическая сигнализация доведена до исправного состояния, установлены корпуса двух датчиков в помещении пищеблока.
Представитель Управления образования МО Гулькевичский район Верещагина Е.Ю. пояснила, что если администрация выделит денежные средства, то они будут распределены на МАОУ СОШ № 3 для устранения выявленных нарушений пожарной безопасности.
Суд, выслушав помощника прокурора, директора МАОУ СОШ № 3 Андрееву О.А., представителя администрации МО Гулькевичский район Шкилеву Е.В., представителя Отдела надзорной деятельности Гулькевичского района, представителя Управления образования МО Гулькевичский район Верещагину Е.Ю, изучив материалы дела, приходит к выводу, что требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства относятся решения и действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Гулькевичского района, совместно с Отделом надзорной деятельности Гулькевичского района проведена проверка соблюдения законодательства пожарной безопасности, в результате которой выявлено, что в МАОУ СОШ № 3 в нарушение норм пожарной безопасности в нарушение п. 40 ППБ 01-03 произведены объемно-планировочные решения ухудшающие условия эвакуации людей на лестничную клетку, возведены стены в фойе, образующие кабинет немецкого языка на пути эвакуации, в нарушение п. 53 ППБ 01-03 на пути эвакуации на первом этаже имеется отделка горючими материалами, в виде стен кабинета, эвакуационный выход с первого этажа имеет горючую отделку стен в виде панелей «ДСП», в нарушение п. 91 ППБ 01-03 пожарные краны на лестничной клетки не укомплектованы.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» соблюдение требований пожарной безопасности, содержание в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты является обязанностью руководителя организации, руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 38 ФЗ № 69 ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии с ч. 1, 7 ст. 51 Федерального закона от 10 июля 1992 № 3266-1-ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Как следует из ст.ст. 1, 4, 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» упрочение основных гарантий прав и интересов детей является одной из целей государственной политики. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка образовательные учреждения не могут ущемлять права ребенка.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, является полномочиями органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 32 Федерального закона от 10 июля 1992 № 3266- 1-ФЗ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относят материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
Согласно п. 2.13 Устава МАОУ СОШ № 3 деятельность учреждения финансируется его учредителем за счет средств бюджета муниципального образования Гулькевичский район.
Часть 8 ст. 41 ФЗ «Об образовании» предусматривает, что образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.
Таким образом, нарушения, выявленные в ходе проверки Федеральных законов «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», «О пожарной безопасности», Приказа Министерства РФ по делам ГО и ЧС от 18 июня 2003 № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности (НПБ 110-03)» нарушаются права воспитанников МАОУ СОШ № 3, персонала, родителей (иных законных представителей), посещающих территорию МАОУ СОШ № 3 на гарантирующую охрану и укрепление здоровья.
Суд частично удовлетворяет требования прокурора, поскольку в судебном заседании установлено и подтверждено актом обследования, что МАОУ СОШ № 3 частично устранены выявленные недостатки: автоматическая сигнализация доведена до исправного состояния, установлены корпуса двух датчиков в помещении пищеблока.
Руководствуясь ст.ст. 254-258,194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление прокурора Гулькевичского района удовлетворить частично.
Признать не соответствующим закону бездействие МАОУ СОШ № 3 и администрации муниципального образования Гулькевичский район, выразившееся в нарушении норм Федеральных законов «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности», «О пожарной безопасности», Приказа Министерства РФ по делам ГО и ЧС от 18 июня 2003 № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности (НПБ 110-03)» по МАОУ СОШ №3.
Обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 в срок до 1 сентября 2011 года обработать огнезащитными составами горючие конструкции чердачного помещения школы; произвести объемно-планировочные решения улучшающие условия эвакуации людей на лестничную клетку, демонтировать на пути эвакуации на первом этаже имеющуюся отделку горючими материалами, а так же стены выхода с первого этажа в виде панелей «ДСП», укомплектовать пожарные краны на лестничной клетке стволами и рукавами.
Обязать администрацию МО Гулькевичский район в течение месяца выделить из районного бюджета для МАОУ СОШ № 3 средства на обработку огнезащитными составами горючие конструкции чердачного помещения школы; производство объемно-планировочного решения улучшающие условия эвакуации людей на лестничную клетку, демонтаж на пути эвакуации на первом этаже имеющуюся отделку горючими материалами, а так же стены выхода с первого этажа в виде панелей «ДСП», комплектацию пожарных кранов на лестничной клетке стволами и рукавами.
Начальнику управления образования администрации МО Гулькевичский район распределить выделенные денежные средства для МАОУ СОШ № 3 на обработку огнезащитными составами горючие конструкции чердачного помещения школы; производство объемно-планировочного решения улучшающие условия эвакуации людей на лестничную клетку, демонтаж на пути эвакуации на первом этаже имеющуюся отделку горючими материалами, а так же стены выхода с первого этажа в виде панелей «ДСП», комплектацию пожарных кранов на лестничной клетке стволами и рукавами.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий