Дело № 2-653/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Гулькевичи 9 июня 2011 года
Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего: Назаренко Н.И.
При секретаре: Чеботаревой В.Н.
С участием прокурора: Колесникова А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Гулькевичского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия директора МОУ СО № 7 г. Гулькевичи и администрации муниципального образования Гулькевичский район
у с т а н о в и л:
Прокурор Гулькевичского района обратился с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия директора МОУ СОШ № 7 г. Гулькевичи и администрации муниципального образования Гулькевичский район по соблюдению законодательства по пожарной безопасности.
В судебном заседании помощник прокурора Колесников А.Н. изменил требования и просит признать незаконным бездействие МОУ СОШ № 7 г. Гулькевичи и администрации муниципального образования Гулькевичский район, обосновывая свои требования тем, что прокуратурой Гулькевичского района совместно с отделом надзорной деятельности Гулькевичского района проверено соблюдение законодательства о пожарной безопасности в деятельности МОУ СОШ № 7 г. Гулькевичи. В результате проведенной проверки установлено, что в МОУ СОШ № 7 г. Гулькевичи не соблюдаются правила и нормы пожарной безопасности, а именно в соответствии ст. 91 Федерального закона РФ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещения, здания, сооружения и строения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий, сооружений и строений на основе анализа пожарного риска. В нарушение пункта 4, 14 Приказа Министерства РФ по делам ГО и ЧС от 18 июня 2003 № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности (НПБ 110-03)» закреплено, что в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, однако, в кабинете дисциплины «ОБЖ» в одноэтажном здании МОУ СОШ № 7 отсутствует система автоматической пожарной сигнализации. В нарушение п. 36 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 отсутствует обработка огнезащитными составами горючих конструкций чердачного помещения школы. В нарушение п. 40 ППБ 01-03 на окнах установлены глухие металлические решётки. В нарушение п. 60 ППБ 01-03 эксплуатируются электрические светильники без защитных колпаков (рассеивателей). В нарушение п. 53 ППБ 01-03 запасные эвакуационные выходы первого этажа загромождены, оборудована столярная мастерская; на пути эвакуации со второго этажа на лестничную клетку имеется отделка горючими материалами, в виде деревянных стен кабинета участкового инспектора; на пути эвакуации с первого этажа в лестничную клетку имеется отделка горючими материалами, в виде деревянных стен помещения школьной библиотеки; пути эвакуации главного выхода школы имеют горючую отделку в виде декоративных деревянных панелей. В нарушение п. 52 ППБ 01-03 дверь эвакуационного выхода из фойе второго этажа в лестничную клетку имеет запор со стороны лестничной клетки, т.е. не обеспечивает находящимся внутри здания людям свободного открывания данной двери. Просит признать незаконным бездействие МОУ СОШ № 7 и администрации муниципального образования Гулькевичский район, выразившиеся в нарушении норм Федеральных законов «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», «О пожарной безопасности», Приказа Министерства РФ по делам ГО и ЧС от 18 июня 2003 № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности (НПБ 110-03)». Обязать МОУ СОШ № 7 и администрацию МО Гулькевичский район устранить в полном объеме допущенные нарушения требований Федеральных законов «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», «О пожарной безопасности», Приказа Министерства РФ по делам ГО и ЧС от 18 июня 2003 № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности (НПБ 110-03)» а именно: обработать огнезащитными составами горючие конструкции чердачного помещения школы; демонтировать на окнах глухие металлические решётки; оборудовать электрические светильники защитными колпаками (рассеивателями); освободить запасные эвакуационные выходы первого этажа; демонтировать отделку на пути эвакуации с первого и второго этажа на лестничную клетку, изготовленную из горючих материалов, а также на пути эвакуации главного выхода школы; обеспечить свободное открытие двери эвакуационного выхода из фойе второго этажа в лестничную клетку.
В судебном заседании директор МОУ СОШ № 7 Синявский В.Н. исковые требования признал частично и пояснил, что с 2005 года в школе не проводился ремонт, так как нет финансирования. В каждом помещении решетки стоят не на всех окнах, одно окно не зарешечено, а решетки на окнах необходимая мера, так как часто бьют стекла футбольным мячом. Сигнализация не установлена только на двух распашных окнах, и он считает не целесообразным ставить на них сигнализацию, которая стоит 50 000 рублей. Запоры на дверях были перемещены еще в день проверки школы комиссией. Деревянные панели в фойе были выполнены еще 40 лет назад, и он так же считает нецелесообразным менять их, деревянные перегородки применены в библиотеке и кассе, у школы нет средств все поменять. За личные средства он заключил с ООО «Пульс» договор на техническое обслуживание системы пожарной сигнализации, проведен гидрант, уплачен штраф. Он не отказывается, что в школе имеются нарушения, но у них нет средств устранить все недостатки в школе.
Представитель администрации МО Гулькевичский район Шкилева Е.В. в судебном заседании исковые требований прокурора Гулькевичского района не признала и пояснила, что в целях выполнения требований пожарной безопасности в здании МОУ СОШ № 7, постановлением администрации МО Гулькевичский район от 17.08.2009 № 1021 года «Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы «Комплексные меры по охране здоровья учащихся и работников, обеспечению безопасности, улучшению материально-технической базы общеобразовательных учреждений в муниципальном образовании Гулькевичский район» на 2009-2013 годы и Постановлением администрации муниципального образования Гулькевичский район от 04.03.2011 года № 201 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Гулькевичский район от 17 августа 2009 года № 1021 «Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы «Комплексные меры по охране здоровья учащихся и работников, обеспечению безопасности, улучшению материально-технической базы общеобразовательных учреждений в муниципальном образовании Гулькевичский район» на 2009-2013 годы» общий объем финансирования составляет 20492,5 тыс. рублей. В целях реализации указанной муниципальной целевой программы в 2010 году было выделено 3 876 100 рублей, в 2011 году - 1 500 000 рублей. Таким образом, в целях обеспечения условий пожарной безопасности администрацией муниципального образования Гулькевичский район были предприняты необходимые действия в пределах имеющихся средств, следовательно, нельзя говорить о бездействии органов местного самоуправления муниципального образования Гулькевичский район. В связи с этим просит суд в удовлетворении заявления прокурора Гулькевичского района от 20 мая 2011 года № 8-02-11/3639 отказать в части признании незаконным бездействие администрации муниципального образования Гулькевичский район, выразившегося в неисполнении требований законодательства о пожарной безопасности.
Представитель Отдела надзорной деятельности Гулькевичского района Некрасов Ю.А. исковые требования прокурора Гулькевичского района поддержал и пояснил, что согласно обследованию в МОУ СОШ № 7 г. Гулькевичи отсутствует обработка огнезащитными составами горючих конструкций чердачного помещения школы, отсутствует система автоматической сигнализации в кабинете дисциплины «ОБЖ» в одноэтажном здании, эксплуатируются электрические светильники без защитных колпаков (рассеивателей), на пути эвакуации первого этажа оборудована столярная мастерская, эвакуационный выход освобожден от оборудования, на пути эвакуации со второго этажа на лестничную клетку имеется отделка горючими материалами, в виде деревянных стен кабинета участкового инспектора, на пути эвакуации с первого этажа в лестничную клетку имеется отделка горючими материалами, в виде деревянных стен помещения школьной библиотеки, имеется горючая отделка путей эвакуации главного выхода школы в виде декоративных деревянных панелей.
Представитель Управления образования МО Гулькевичский район Верещагина Е.Ю. пояснила, что если администрация выделить денежные средства, то они будут распределены на МОУ СОШ № 7 для устранения выявленных нарушений пожарной безопасности.
Суд, выслушав помощника прокурора, директора МОУ СОШ № 7 Синявского В.Н., представителя администрации МО Гулькевичский район Шкилеву Е.В., представителя Отдела надзорной деятельности Гулькевичского района, представителя Управления образования администрации МО Гулькевичский район Верещагину Е.Ю. изучив материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства относятся решения и действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Гулькевичского района, совместно с Отделом надзорной деятельности Гулькевичского района проведена проверка соблюдения законодательства пожарной безопасности, в результате которой выявлено, что в МОУ СОШ № 7 в нарушение норм пожарной безопасности отсутствует обработка огнезащитными составами горючих конструкций чердачного помещения школы (п.36 ППБ 01-03); имеются глухие металлические решётки на окнах (п.40 ППБ 01-03); отсутствует система автоматической пожарной сигнализации в кабинете дисциплины «ОБЖ» в одноэтажном здании (п. 14 НПБ 110-03); эксплуатируются электрические светильники без защитных колпаков (рассеивателей) (п.60 ППБ 01-03); запасные эвакуационные первого этажа выходы загромождены различными предметами (п.53 ППБ 01-03); на пути эвакуации первого этажа оборудована столярная мастерская, эвакуационный выход загромождён оборудованием (п.53 ППБ 01-03); на пути эвакуации со второго этажа на лестничную клетку имеется отделка горючими материалами, в виде деревянных стен кабинета участкового инспектора (п.53 ППБ 01-03); на пути эвакуации с первого этажа в лестничную клетку имеется отделка горючими материалами, в виде деревянных стен помещения школьной библиотеки (п.53 ППБ 01-03); имеется горючая отделка путей эвакуации главного выхода школы в виде декоративных деревянных панелей (п.53 ППБ 01-03); дверь эвакуационного выхода из фойе второго этажа в лестничную клетку имеет запор со стороны лестничной клетки, что не обеспечивает находящимся внутри здания людям свободного открывания данной двери (п.52 ППБ 01-03).
В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» соблюдение требований пожарной безопасности, содержание в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты является обязанностью руководителя организации, руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 38 ФЗ № 69 ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии с ч. 1, 7 ст. 51 Федерального закона от 10 июля 1992 № 3266-1-ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Как следует из ст.ст. 1, 4, 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» упрочение основных гарантий прав и интересов детей является одной из целей государственной политики. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка образовательные учреждения не могут ущемлять права ребенка.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, является полномочиями органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 32 Федерального закона от 10 июля 1992 № 3266- 1-ФЗ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относят материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
Согласно п. 6.6. раздела 6 Устава МОУ СОШ № 7 деятельность учреждения финансируется его учредителем за счет средств бюджета муниципального образования Гулькевичский район.
Часть 8 ст. 41 ФЗ «Об образовании» предусматривает, что образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.
Таким образом, нарушения, выявленные в ходе проверки Федеральных законов «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», «О пожарной безопасности», Приказа Министерства РФ по делам ГО и ЧС от 18 июня 2003 № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности (НПБ 110-03)» нарушаются права воспитанников МОУ СОШ № 7, персонала, родителей (иных законных представителей), посещающих территорию МОУ СОШ № 7 на гарантирующую охрану и укрепление здоровья.
Суд частично удовлетворяет требования прокурора, поскольку в судебном заседании установлено и подтверждено актом обследования, что МОУ СОШ № 7 частично устранены выявленные недостатки: демонтированы глухие металлические решетки на окнах, запасные эвакуационные выходы первого этажа свободны, запор со стороны лестничной клетки на двери эвакуационного выхода из фойе второго этажа в лестничную клетку заменен.
Руководствуясь ст.ст. 254-258,194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление прокурора Гулькевичского района удовлетворить частично.
Признать не соответствующим закону бездействие МОУ СОШ № 7 и администрации муниципального образования Гулькевичский район, выразившееся в нарушении норм Федеральных законов «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности», «О пожарной безопасности», Приказа Министерства РФ по делам ГО и ЧС от 18 июня 2003 № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности (НПБ 110-03)» по МОУ СОШ №7.
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 в срок до 1 сентября 2011 года обработать огнезащитными составами горючие конструкции чердачного помещения школы; установить систему автоматической сигнализации в кабинете дисциплины «ОБЖ» в одноэтажном здании, оборудовать электрические светильники защитными колпаками (рассеивателями); демонтировать отделку на пути эвакуации с первого и второго этажа на лестничную клетку, изготовленную из горючих материалов, а также на пути эвакуации главного выхода школы.
Начальнику управления образования администрации МО Гулькевичский район распределить выделенные денежные средства для МОУ СОШ № 7 на обработку огнезащитными составами горючие конструкции чердачного помещения школы; установку системы автоматической сигнализации в кабинете дисциплины «ОБЖ» в одноэтажном здании, оборудование электрических светильников защитными колпаками (рассеивателями); демонтаж отделки на пути эвакуации с первого и второго этажа на лестничную клетку, изготовленную из горючих материалов, а также на пути эвакуации главного выхода школы.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий