Решение по заявлению прокурора Гулькевичского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие МОУ СОШ № 2 и администрации МО Гулькевичский рай



                                                 Дело № 2-652/11

Р Е Ш Е Н И Е

                 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Гулькевичи                                    9 июня 2011 года

    Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего: Назаренко Н.И.

При секретаре:          Чеботаревой В.Н.

С участием прокурора: Колесникова А.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Гулькевичского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия директора МОУ СО № 2 г. Гулькевичи и администрации муниципального образования Гулькевичский район

у с т а н о в и л:

     Прокурор Гулькевичского района обратился с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия директора МОУ СОШ № 2 г. Гулькевичи и администрации муниципального образования Гулькевичский район по соблюдению законодательства по пожарной безопасности.

     В судебном заседании помощник прокурора Колесников А.Н. изменил требования и просит признать незаконным бездействие МОУ СОШ № 2 г. Гулькевичи и администрации муниципального образования Гулькевичский район, обосновывая свои требования тем, что прокуратурой Гулькевичского района совместно с отделом надзорной деятельности Гулькевичского района проверено соблюдение законодательства о пожарной безопасности в деятельности МОУ СОШ № 2 г. Гулькевичи. В результате проведенной проверки установлено, что в МОУ СОШ № 2 г. Гулькевичи не соблюдаются правила и нормы пожарной безопасности, а именно в соответствии ст. 91 Федерального закона РФ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещения, здания, сооружения и строения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий, сооружений и строений на основе анализа пожарного риска. В нарушение п. 36 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 отсутствует обработка огнезащитными составами горючих конструкций чердачного помещения школы. В нарушение п. 40 ППБ 01-03 на окнах столовой установлены глухие металлические решетки. В нарушение п. 108 приложения № 3 ППБ 01-03 отсутствуют порядковые номера, нанесенные на корпуса имеющихся огнетушителей. В нарушение п. 60 ППБ 01-03 эксплуатируются электрические светильники без защитных колпаков (рассеивателей). В нарушение п.53 ППБ 01-03 на пути эвакуации имеется горючая отделка. В нарушение п. 52 ППБ 01-03 двери на путях эвакуации не имеются легко открываемые запоры - закрыты на ключ. В нарушение п.п. 22, 108 приложения № 3 ППБ 01-03 комплектация пожарного щита не соответствует классу пожара. В нарушение п. 16 ППБ 01-03 к планам эвакуации не вывешены дополнительные инструкции, определяющие действия персонала по безопасной и быстрой эвакуации людей из здания. Просит признать незаконным бездействие МОУ СОШ № 2 и администрации муниципального образования Гулькевичский район, выразившееся в нарушении норм Федеральных законов «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности», «О пожарной безопасности», Приказа Министерства РФ по делам ГО и ЧС от 18 июня 2003 № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности (НПБ 110-03)». Обязать МОУ СОШ № 2 и администрацию МО Гулькевичский район устранить в полном объеме допущенные нарушения требований Федеральных законов, а именно: обработать огнезащитными составами горючие конструкции чердачного помещения школы; демонтировать на окнах столовой установлены глухие металлические решетки; пронумеровать огнетушители; оборудовать электрические светильники защитными колпаками (рассеивателями); демонтировать на пути эвакуации горючую отделку; оборудовать двери на путях эвакуации легко открываемыми запорами; укомплектовать пожарный щит в соответствие с классом пожара; вывесить к планам эвакуации дополнительные инструкции, определяющие действия персонала по безопасной и быстрой эвакуации людей из здания.

     В судебном заседании директор МОУ СОШ № 2 Дацукова Л.Д. доводы заявления прокурора признала и пояснила, что горючие конструкции чердачного помещения школы обработаны огнезащитным составом, срок действия которого до 26.06.2011 года, но лабораторных испытаний они не делали. Они писали в управление образование о предоставлении им денежных средств на обработку чердачных помещений, но финансирования нет. Единственное помещение, где имеются глухие решетки это столовая, но там есть одно окно с распашной решеткой, они демонтируют их, если это необходимо. С дверей сняли запоры и установили крючки. До конца не можем укомплектовать пожарный щит, нет емкости для воды. Нанесли порядковые номера на корпуса имеющихся огнетушителей.

     Представитель администрации МО Гулькевичский район Шкилева Е.В. в судебном заседании требования прокурора не признала и пояснила, что в целях выполнения требований пожарной безопасности в здании МОУ СОШ № 2, постановлением администрации МО Гулькевичский район от 17.08.2009 № 1021 года «Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы «Комплексные меры по охране здоровья учащихся и работников, обеспечению безопасности, улучшению материально-технической базы общеобразовательных учреждений в муниципальном образовании Гулькевичский район» на 2009-2013 годы и Постановлением администрации муниципального образования Гулькевичский район от 04.03.2011 года № 201 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Гулькевичский район от 17 августа 2009 года № 1021 «Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы «Комплексные меры по охране здоровья учащихся и работников, обеспечению безопасности, улучшению материально-технической базы общеобразовательных учреждений в муниципальном образовании Гулькевичский район» на 2009-2013 годы» общий объем финансирования составляет 20492,5 тыс. рублей. В целях реализации указанной муниципальной целевой программы в 2010 году было выделено 3 876 100 рублей, в 2011 году - 1 500 000 рублей. Таким образом, в целях обеспечения условий пожарной безопасности администрацией муниципального образования Гулькевичский район были предприняты необходимые действия в пределах имеющихся средств, следовательно, нельзя говорить о бездействии органов местного самоуправления муниципального образования Гулькевичский район. В связи с этим просит суд в удовлетворении заявления прокурора Гулькевичского района от 20 мая 2011 года № 8-02-11/3639 отказать в части признании незаконным бездействие администрации муниципального образования Гулькевичский район, выразившегося в неисполнении требований законодательства о пожарной безопасности.

Представитель Отдела надзорной деятельности Гулькевичского района Некрасов Ю.А. требования прокурора Гулькевичского района поддержал и пояснил, что согласно обследованию МОУ СОШ №2 порядковые номера на корпуса огнетушителей нанесены, двери на путях эвакуации оборудованы легко открываемыми запорами, у пожарного щита отсутствует емкость для воды, в планы эвакуации добавлены инструкции, определяющие действия персонала по безопасной и быстрой эвакуации людей из здания.

Представитель Управления образования МО Гулькевичский район Верещагина Е.Ю. пояснила, что если администрация выделить денежные средства, то они будут распределены на МОУ СОШ № 2 для устранения выявленных нарушений пожарной безопасности.

Суд, выслушав помощника прокурора, директора МОУ СОШ № 2 Дацукову Л.Д., представителя администрации МО Гулькевичский район Шкилеву Е.В., представителя Отдела надзорной деятельности Гулькевичского района, представителя Управления образования МО Гулькевичский район Верещагина Е.Ю. изучив материалы дела, приходит к выводу, что требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства относятся решения и действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

     Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Гулькевичского района, совместно с Отделом надзорной деятельности Гулькевичского района проведена проверка соблюдения законодательства пожарной безопасности, в результате которой выявлено, что в МОУ СОШ № 2 в нарушение норм пожарной безопасности отсутствует обработка огнезащитными составами горючих конструкций чердачного помещения школы (п.36 ППБ 01-03); в нарушение п. 40 ППБ 01-03 на окнах столовой установлены глухие металлические решетки; отсутствуют порядковые номера, нанесенные на корпуса имеющихся огнетушителей (п. 108 приложения № 3 ППБ 01-03), эксплуатируются электрические светильники без защитных колпаков (рассеивателей) (п. 60 ППБ 01-03), на пути эвакуации имеется горючая отделка (п.53 ППБ 01-03), двери на путях эвакуации не имеют легкооткрываемые запоры закрыты на ключ (п. 52 ППБ 01-03), комплектация пожарного щита не соответствует классу пожара (п.п. 22, 108 приложения № 3 ППБ 01-03), к планам эвакуации не вывешены дополнительные инструкции, определяющие действия персонала по безопасной и быстрой эвакуации людей из здания (п. 16 ППБ 01-03).

     В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» соблюдение требований пожарной безопасности, содержание в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты является обязанностью руководителя организации, руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

     Согласно ст. 38 ФЗ № 69 ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

     В соответствии с ч. 1, 7 ст. 51 Федерального закона от 10 июля 1992 № 3266-1-ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

      Как следует из ст.ст. 1, 4, 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» упрочение основных гарантий прав и интересов детей является одной из целей государственной политики. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка образовательные учреждения не могут ущемлять права ребенка.

     Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, является полномочиями органов местного самоуправления.

     В соответствии с ч. 2 ст. 32 Федерального закона от 10 июля 1992 № 3266- 1-ФЗ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относят материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

     Согласно п. 6.6. раздела 6 Устава МОУ СОШ № 2 деятельность учреждения финансируется его учредителем за счет средств бюджета муниципального образования Гулькевичский район.

     Часть 8 ст. 41 ФЗ «Об образовании» предусматривает, что образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

     Таким образом, нарушения, выявленные в ходе проверки Федеральных законов «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», «О пожарной безопасности», Приказа Министерства РФ по делам ГО и ЧС от 18 июня 2003 № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности (НПБ 110-03)» нарушаются права воспитанников МОУ СОШ № 2, персонала, родителей, иных законных представителей, посещающих территорию МОУ СОШ № 2 на гарантированную охрану и укрепление здоровья.

Суд частично удовлетворяет требования прокурора, поскольку в судебном заседании установлено и подтверждено актом обследования, что МОУ СОШ №2 частично устранены выявленные недостатки: порядковые номера на корпуса огнетушителей нанесены, двери на путях эвакуации оборудованы легко открываемыми запорами, в планы эвакуации добавлены инструкции, определяющие действия персонала по безопасной и быстрой эвакуации людей из здания.

     Руководствуясь ст.ст. 254-258,194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

      Заявление прокурора Гулькевичского района удовлетворить частично.

     Признать не соответствующим закону бездействие МОУ СОШ № 2 и администрации муниципального образования Гулькевичский район, выразившееся в нарушении норм Федеральных законов «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности», «О пожарной безопасности», Приказа Министерства РФ по делам ГО и ЧС от 18 июня 2003 № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности (НПБ 110-03)» по МОУ СОШ №2.

     Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 в срок до 1 сентября 2011 года обработать огнезащитными составами горючие конструкции чердачного помещения школы; демонтировать глухие металлические решетки; оборудовать электрические светильники защитными колпаками (рассеивателями); демонтировать на пути эвакуации горючую отделку; укомплектовать пожарный щит емкостью для воды.

      Обязать администрацию МО Гулькевичский район в течение месяца выделить из районного бюджета для МОУ СОШ №2 средства на обработку огнезащитными составами горючих конструкций чердачного помещения школы; оборудование электрических светильников защитными колпаками (рассеивателями); демонтаж на пути эвакуации горючей отделки; укомплектование пожарного щита емкостью для воды.

     Начальнику управления образования администрации МО Гулькевичский район распределить выделенные денежные средства для МОУ СОШ № 2 на обработку огнезащитными составами горючих конструкций чердачного помещения школы; оборудование электрических светильников защитными колпаками (рассеивателями); демонтаж на пути эвакуации горючей отделки; укомплектование пожарного щита емкостью для воды.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий