К делу № 2-650/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Гулькевичи 26 мая 2011 года
Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Кравченко Т.Н.,
при секретаре Мещеряковой Е.В.,
с участием представителя заявителя адвоката Плигуновой С.Ю., удостоверение № 3920 от 22 марта 2010 года, ордер № 318487 от 25 мая 2011 года,
представителя администрации МО Гулькевичский район - Бугаевой А.Г. по доверенности от 4 мая 2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Путинцевой А.Е. о признании незаконным отказа администрации муниципального образования Гулькевичский район в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, отмене постановления, обязании включить в списки
У С Т А Н О В И Л:
Путинцева А.Е. обратилась в суд с заявлением и просит признать действия Администрации муниципального образования Гулькевичский район об отказе в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в списки в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" и Федерального закона РФ от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" незаконными; постановление Главы муниципального образования Гулькевичский район от 21.04.2011 года об отказе Путинцевой А.Е. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях – отменить; обязать Администрацию муниципального образования Гулькевичский район признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и включить в списки в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" и Федерального закона РФ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах". Свои требования Путинцева А.Е. обосновала тем, что она имеет право на льготы, установленные ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» по категории «Ветераны Великой Отечественной войны». В настоящее время зарегистрирована и проживает у своей дочери Пономаревой Н.Н., у которой в собственности имеется жилой дом по <адрес>, общей площадью 67,4 кв. м, жилой - 37,5 кв.м. Она обратилась в администрацию муниципального образования Гулькевичский район с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «Ветераны Великой Отечественной войны», но 21 апреля 2011 года постановлением Главы муниципального образования Гулькевичский район № 439 ей отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий. Она инвалид 1 группы ВОВ, ей 89 лет, собственного жилья у нее нет. В соответствии с п.2 ч.3 ст.23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, определяется:... по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров, и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны..., то есть норма предоставления жилья для ветеранов ВОВ, инвалидов ВОВ..., составляет 36 кв.м.. Ссылка Главы муниципального образования Гулькевичский район в своем постановлении на решение 49 сессии 1 созыва Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района №6/49 от 30.01.2009 года «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в Гулькевичском городском поселении Гулькевичского района» и на Закон Краснодарского края №1655 - КЗ от 29 декабря 2008 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» не состоятельна, не корректна. В соответствии с ч.1 ст.72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, а следовательно, в соответствии со ст.76 Конституции РФ законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" обязанность РФ по обеспечению инвалидов ВОВ жилым помещением вне очереди подлежит исполнению со времени постановки на учет. Внеочередное предоставление жилого помещения - одна из мер социальной защиты, позволяющая лицам, имеющим заслуги по защите Отечества, обеспечить свое экономическое и моральное благополучие. Согласно пп.4 п.1 ст. 14 ФЗ №5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах» инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В судебное заседание представитель заявителя Пономарева Н.Н. надлежаще уведомленная о месте и времени рассмотрения дела, не явилась, в своем заявлении просила суд рассмотреть дело без ее участия. В судебном заседании 25 мая 2011 года Пономарева Н.Н. поддержала заявленные требования Путинцевой А.Е., пояснила, что ее мама три года была на фронте, инвалид 1 группы. Сейчас проживает с ними, своего жилья у мамы нет. У нее нет условий для ухода за мамой, ее муж – инвалид 2 группы. Они могли бы поселить маму в нормальные условия, но им отказали. Просила признать незаконным постановление администрации об отказе в признании ее мамы Путинцевой А.Е. нуждающейся в улучшении жилищных условий и принятии на учет. Признать ее маму нуждающейся в улучшении жилищных условий и включить в списки на улучшение жилищных условий.
Представитель заявителя адвокат Плигунова С.Ю. требования Путинцевой А.Е. поддержала и пояснила суду, что Путинцева А.Е. как участник Великой Отечественной войны имеет право на льготы по обеспечению жильем. В соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» общая площадь на ветерана должна составлять не менее 36 кв.м на 1 члена семьи, по Указу Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 – 22 кв.м.. Ссылка в постановлении главы муниципального образования Гулькевичский район на решение Гулькевичского городского Совета несостоятельна, поскольку жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, при этом нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления не должны противоречить федеральному законодательству. Просит признать несоответствующим законодательству постановление администрации муниципального образования Гулькевичский район № 439 от 21 апреля 2011 года «Об отказе Путинцевой А.Е. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории «Ветераны Великой Отечественной войны».
Представитель Администрации МО Гулькевичский район Бугаева А.Г. требования Путинцевой А.Е. не признала, просила в удовлетворении требований отказать, пояснила суду, что в силу ст. 51 ЖК РФ признаются нуждающимися в жилых помещениях члены семьи собственника в случае обеспеченности на одного члена семьи менее учетной нормы. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления в соответствии со ст. 50 ЖК РФ. Согласно решению 49 сессии 1 созыва Совета Гулькевичского городского поселения от 30 января 2009 года № 6/49 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в Гулькевичском городском поселении» учетная норма площади жилого помещения составляет 10 кв.м на одного человека общей площади. Путинцева А.Е. зарегистрирована по <адрес>. Указанный жилой дом принадлежит на праве собственности ее дочери - Пономаревой Н.Н., состоит из трех жилых комнат суммарной жилой площадью 37,5 кв.м, общей - 74,8 кв.м. Согласно выписке из лицевого счета, выданной администрацией Гулькевичского городского поселения 13 апреля 2011 года, в указанном доме зарегистрированы Пономарева Н.Н., П.К., Путинцева А.Е.. С учетом всех зарегистрированных по месту жительства Путинцевой А.Е. обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет 24,93 кв.м (более 10 кв.м). Согласно п.3 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». На основании заявления собственника помещения или заявления гражданина, либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания. Согласно п.12 Положения в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Заключение о признании жилого помещения по <адрес> пригодным (непригодным) для проживания, выдаваемое межведомственной комиссией Гулькевичского городского поселения в администрацию муниципального образования Гулькевичский район представлено не было. Согласно акту обследования жилищных условий инвалида 1 группы ВОВ Путинцевой А.Е. от 5 мая 2011 года межведомственной комиссией Гулькевичского городского поселения жилой дом по <адрес> находится в удовлетворительном состоянии.
Суд, выслушав представителей заявителя, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, находит, что требования Путинцевой А.Е. обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства относятся решения и действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
Согласно ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Путинцева А.Е. является ветераном Великой Отечественной войны (удостоверение серия Г № 424435, выданное Кропоткинским горвоенкоматом Краснодарского края). В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 ФЗ №5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах» имеет право на льготы, предусмотренные федеральным законодательством - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В подпункте 3 п.1 ст.15 ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах», определено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 вышеуказанного закона. Участники ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Статей 51 ЖК РФ предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В силу ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются по договорам социального найма в порядке очередности малоимущим гражданам или иным, определенным законом, категориям граждан, признанным нуждающимися в жилых помещениях.
В судебном заседании установлено, что Путинцева А.Е., 19 декабря 1921 года рождения, зарегистрирована по месту жительства: <адрес>. Дом по указанному адресу принадлежит дочери Путинцевой А.Е. – Пономаревой Н.Н., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 23-АИ № 139909 от 9 августа 2010 года и № 440710 от 30 ноября 2010 года. В указанном доме зарегистрированы заявитель Путинцева А.Е., Пономарева Н.Н., П.К. Общая площадь дома составляет 67,4 кв.м.
15 апреля 2011 года Путинцева А.Е. обратилась в администрацию МО Гулькевичский район с заявлением, о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, по категории «Ветераны Великой Отечественной войны».
Постановлением администрации Муниципального образования Гулькевичский район от №439 от 21 апреля 2011 года Путинцевой А.Е. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории «Ветераны Великой Отечественной войны» отказано в связи с отсутствием оснований, так как обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи Путинцевой А.Е. составляет 22,4 кв.м (более установленной учетной нормы площади жилого помещения, определяющей уровень обеспеченности граждан, которая равна 10 кв.м).
Согласно ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5- ФЗ, общая площадь жилья необходимая участнику Великой Отечественной войны должна составлять не менее 36 кв.м.
Указом Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» (с изменениями на 09.01.2010 года № 30) ветерану Великой Отечественной войны предусмотрен минимальный размер общей жилой площади 22 кв.м.
Обеспеченность общей площадью жилого помещения на ветерана ВОВ Путинцевой А.Е. составляет 22,4 кв.м., то есть менее предусмотренной действующим законодательством для ветеранов ВОВ в 36 кв.м. Кроме того, указанный дом принадлежит дочери заявителя – Пономаревой Н.Н. Суммарная жилая площадь этого <адрес>,5 кв.м, общая – 67,4 кв.м. В доме прописаны и проживают заявитель, являющаяся инвалидом 1 группы ВОВ, Пономаревой Н.Н. П.К.- инвалид 2 группы.
Суд считает, что при вынесении Постановления от 21 апреля 2011 года № 439 Администрацией Муниципального образования Гулькевичский район не были учтены требования федерального законодательства об обеспеченности площадью жилого помещения ветерана ВОВ - 36 кв.м, что привело к нарушению прав Путинцевой А.Е. на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и Указом Президента РФ № 714 от 7 мая 2008 года, а потому указанное постановление следует признать незаконным. Для восстановления нарушенных прав заявителя она подлежит признанию нуждающейся в жилом помещении по основаниям, предусмотренным п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ, и обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем, как ветеран Великой Отечественной войны.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать несоответствующими закону действия администрации Муниципального образования Гулькевичский район, выразившиеся в издании постановления администрации Муниципального образования Гулькевичский район от 21 апреля 2011 года № 439 «Об отказе Путинцевой А.Е. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории Ветераны Великой Отечественной войны», признав указанное постановление незаконным.
Признать ветерана Великой Отечественной войны Путинцеву А.Е. нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.», Федеральным законом № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах», обязать Администрацию муниципального образования Гулькевичский район включить Путинцеву А.Е. в списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.», Федеральным законом № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Гулькевичский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, начиная с 31 мая 2011 года.
Председательствующий