Решение по заявлению прокурора о признании незаконным бездействия МОУ СОШ № 14, Администрации МО Гулькевичский район в части несоблюдения требований противопожарных норм



К делу № 2-642/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Гулькевичи                                                                                                 10 июня 2011 года

Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего -     Кравченко Т.Н.,

    при секретаре                    -     Мещеряковой Е.В.,

с участием помощника прокурора Гулькевичского района - Иванькова Г.А.,

представителя Администрации муниципального образования Гулькевичский район - Шкилевой Е.В. по доверенности от 26 января 2011 года,

представителя МОУ СОШ № 14 - Чубан О.В.,

представителя заинтересованного лица – главного специалиста отдела надзорной деятельности Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Краснодарскому краю Некрасова Ю.А. по доверенности от 5 мая 2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Гулькевичского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 14 села Соколовского, Администрации муниципального образования Гулькевичский район в части несоблюдения требований противопожарных норм и обязании устранить нарушения

            УСТАНОВИЛ:

Прокурор Гулькевичского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением и просит признать незаконным бездействие МОУ СОШ № 14 и администрации муниципального образования Гулькевичский район, выразившиеся в нарушении норм Федеральных законов «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», «О пожарной безопасности», Приказа Министерства РФ по делам ГО и ЧС от 18 июня 2003 № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности (НПБ 110-03)»; обязать МОУ СОШ № 14 и администрацию муниципального образования Гулькевичский район устранить в полном объеме допущенные нарушения, а именно: оборудовать в здании начальной школы светильники колпаками, предусмотренные конструкцией; установить указатель места нахождения пожарного гидранта (объемный со светильником или плоский, выполненный с использованием светоотражающих покрытий); оборудовать здание мастерской МОУ СОШ № 14 системой автоматической пожарной безопасности; вывесить информацию о месте хранения ключей чердачного помещения; обеспечить контроль за состоянием огнезащитной обработки горючих конструкций; обеспечить поддержание автоматической пожарной сигнализации и внутреннее противопожарное водоснабжение в рабочем состоянии (заключить договор на обслуживание); обеспечить двери на путях эвакуации легкооткрываемыми устройствами; запретить хранение под лестничным маршем в здании начальной школы горючих материалов; укомплектовать на 2 этаже пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода рукавами и стволами. Свои требования обосновал тем, что в ходе проверки в МОУ СОШ № 14 выявлены нарушения правил и норм пожарной безопасности. Соблюдение требований пожарной безопасности, содержание в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты является обязанностью руководителя организации, руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности (ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» (далее - ФЗ № 69). Согласно ст. 38 ФЗ № 69 ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. В соответствии с ч. 1, 7 ст. 51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Как следует из ст.ст. 1, 4, 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» упрочение основных гарантий прав и интересов детей является одной из целей государственной политики. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка образовательные учреждения не могут ущемлять права ребенка. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, является полномочиями органов местного самоуправления. В соответствии с ч. 2 ст. 32 Федерального закона от 10 июля 1992 № 3266-1-ФЗ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относят материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Согласно Уставу МОУ СОШ № 14 деятельность учреждения финансируется его учредителем за счет средств бюджета муниципального образования Гулькевичский район. Часть 8 ст. 41 ФЗ «Об образовании» предусматривает, что образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц. Нарушения, выявленные в ходе проверки, нарушают права воспитанников МОУ СОШ № 14, персонала, родителей (иных законных представителей), посещающих территорию МОУ СОШ № 14 на гарантирующую охрану и укрепление здоровья.

    В судебном заседании помощник прокурора Гулькевичского района Иваньков Г.А. поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, полагает, что с целью устранения нарушений прав неопределенного круга лиц, необходимо в кратчайшие сроки устранить выявленные нарушения с учетом выполненных мероприятий, отраженных в справке, представленной в судебное заседание представителем школы. До 1 сентября 2011 года школа должна быть подготовлена.

    Главный специалист отдела надзорной деятельности Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Краснодарскому краю Некрасов Ю.А. поддержал требования прокурора, пояснил суду, что 20 мая 2011 года с участием представителя прокуратуры была проведена проверка соблюдения норм и правил пожарной безопасности в МОУ СОШ № 14 села Соколовского. В результате проверки выявлены следующие нарушения: светильники без защитных колпаков; отсутствовали указатели о месте нахождения пожарного гидранта, ключей от чердачного помещения; здание мастерской не оборудовано пожарной сигнализацией; отсутствовал контроль за состоянием огнезащитной обработки горючих конструкций чердачного помещения; на момент проверки отсутствовал договор на обслуживание пожарной сигнализации; запоры дверей на путях эвакуации не обеспечивают свободного открытия без ключа; в здании начальной школы допущено хранение горючих материалов под лестничным маршем; там же пожарные краны не укомплектованы рукавами и стволами. Все выявленные нарушения реально устранить до 1 сентября 2011 года.

Представитель МОУ СОШ № 14 села Соколовского Чубан О.В. требования прокурора признала, пояснила суду, что указанные в иске нарушения действительно имели место на момент проверки. Сейчас часть нарушений устранена: вывешены все необходимые таблички и указатели; договор на обслуживание сигнализации заключен 3 мая 2011 года, его не было в наличии, сейчас имеется, оплата по договору проведена; по запорам на дверях все исправлено, вынесен приказ о наказании виновных. На установку пожарной автоматической сигнализации необходимо 62000 рублей, проект подготовлен, они не могут забрать, так как администрацией не выделены деньги. Лампы закрыты защитными колпаками, убрано под лестничными маршами, получили пожарные рукава на гидранты, а чердак вообще не был закрыт. По остальным нарушениям также проводятся мероприятия по устранению, но без средств администрации района школа не может установить систему автоматической пожарной сигнализации.

     Представитель Администрации муниципального образования Гулькевичский район Шкилева Е.В. пояснила суду, что администрация района выделяет деньги согласно утвержденной целевой программе. В 2011 году Управлению образования выделены 1,5 млн. рублей, а Управление образования осуществляет распоряжение денежными средствами.

Суд, выслушав помощника прокурора, представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела, находит, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1, 7 ст. 51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266- 1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Как следует из ст.ст. 1, 4, 9 Федерального закона от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» упрочение основных гарантий прав и интересов детей является одной из целей государственной политики. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка образовательные учреждения не могут ущемлять права ребенка.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, является полномочиями органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 2 ст. 32 Федерального закона от 10 июля 1992 № 3266-1-ФЗ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относят материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

Согласно Уставу МОУ СОШ № 14 деятельность учреждения финансируется его учредителем за счет средств бюджета муниципального образования Гулькевичский район.

Часть 8 ст. 41 ФЗ «Об образовании» предусматривает, что образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

В судебном заседании установлено, что 20 мая 2011 года в ходе совместной проверки Отдела надзорной деятельности Гулькевичского района и прокуратуры Гулькевичского района в МОУ СОШ № 14 села Соколовского выявлены следующие нарушения Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», «О пожарной безопасности», Приказа Министерства РФ по делам ГО и ЧС от 18 июня 2003 № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности (НПБ 110-03)»: п. 60 ППБ 01-03 - в здании начальной школы имеются светильники со снятыми колпаками, предусмотренные конструкцией; п. 90 ППБ 01-03 -отсутствует соответствующий указатель места нахождения пожарного гидранта (объемный со светильником или плоский, выполненный с использованием светоотражающих покрытий); п.п. 4, 14 НПБ 110-03 - здание мастерской не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации; п. 44 ППБ 01-03- отсутствует информация о месте хранения ключей чердачного помещения; п. 36 ППБ 01-03 - отсутствует контроль за состоянием огнезащитной обработки горючих конструкций; п. 34 ППБ 01-03 - автоматическая пожарная сигнализация и внутреннее противопожарное водоснабжение не поддерживается в рабочем состоянии (отсутствует договор на обслуживание); п. 52 ППБ 01-03 - двери на путях эвакуации не имеют легкооткрываемые запоры - закрыты на ключ; п. 40 ППБ 01-03- в здании начальной школы под лестничным маршем допускается хранение горючих материалов; п. 91 ППБ 01-03 - на 2 этаже пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы рукавами и стволами; п. 4. ППБ 01-03 - руководители организации на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

Согласно плану мероприятий МОУ СОШ № 14 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки, устранены следующие нарушения: в здании начальной школы на светильники надеты защитные колпаки, предусмотренные конструкцией; вывешены указатели места нахождения пожарного гидранта и места хранения ключей от чердачного помещения; для контроля за состоянием огнезащитной обработки горючих конструкций заключен договор с ООО «Пульс»; заключен договор на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации от 3 мая 2011 года; под лестничным маршем убраны горючие материалы; пожарные краны укомплектованы рукавами; на двери на путях эвакуации установлены легкооткрываемые запорные устройства.

До настоящего времени не устранены следующие нарушения: здание мастерской не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации (учреждением заключен договор на установление сигнализации, изготовлен проект); в здании мастерских на светильники не установлены колпаки, предусмотренные конструкцией.

Выявленные нарушения правил и норм пожарной безопасности нарушают права воспитанников МОУ СОШ № 14, персонала, родителей (иных законных представителей), посещающих территорию МОУ СОШ № 14 на безопасность, охрану и укрепление здоровья.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что МОУ СОШ № 14 является муниципальным учреждением, финансирование которого осуществляет собственник – Администрация муниципального образования Гулькевичский район, к полномочиям самого учреждения относится обязательное соблюдение противопожарных правил, суд считает, что Администрацией муниципального образования Гулькевичский район не предпринимаются достаточные меры для финансирования мероприятий по осуществлению противопожарных мероприятий, а МОУ СОШ не выполняются в полной мере требования противопожарного законодательства, что нашло подтверждение в судебном заседании, поэтому заявление прокурора Гулькевичского района является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Гулькевичского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 14 села Соколовского, Администрации муниципального образования Гулькевичский район в части несоблюдения требований противопожарных норм и обязании устранить нарушения – удовлетворить.

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 села Соколовского, Администрацию муниципального образования Гулькевичский район, устранить выявленные в ходе проверки 20 мая 2011 года нарушения противопожарного законодательства: установить в здании начальной школы и мастерских защитные колпаки на светильники, предусмотренные конструкцией; установить соответствующие указатели места нахождения пожарного гидранта, месте хранения ключей чердачного помещения; оборудовать здание мастерской системой автоматической пожарной сигнализации; обеспечить контроль за состоянием огнезащитной обработки горючих конструкций; обеспечить поддержание автоматической пожарной сигнализации и внутреннего противопожарного водоснабжения в рабочем состоянии (заключить договор на обслуживание); установить на двери на путях эвакуации легкооткрываемые запоры; исключить в здании начальной школы под лестничным маршем хранение горючих материалов; пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода укомплектовать рукавами и стволами.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Гулькевичский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.

                                                            Председательствующий