Решение по иску Садовникова А.В. к Мальцевой И.А. о признании договора дарения недействительным в части, признании права собственности на доли земельного участка с жилым домом и надворными постройками



К делу № 2-807/11

РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

    г. Гулькевичи                                                                                                 3 августа 2011 года

Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего       при секретаре    с участием истца представителя истцаответчикатретьего лица - Бочко И.А.,- Замлелой Л.В.,- Садовникова А.В., - Копиенко Е.А. по доверенности от 1 июня 2011 года,- Мальцевой И.А.,- Вахтиной О.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Садовникова А.В. к Мальцевой И.А. о признании договора дарения недействительным в части, признании права собственности на ? доли земельного участка с жилым домом и надворными постройками,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику и просит признать земельный участок с расположенным на нем жилым домом и надворными постройками по <адрес> совместной собственностью Садовникова А.В. и С.; признать недействительным в части договор дарения указанных земельного и расположенных на нем жилого дома и надворных построек в части 1/2 доли; прекратить право собственности Мальцевой И.А. на 1/2 долю указанных земельного участка и жилого дома; признать за ним право собственности на 1/2 долю указанных земельного участка и жилого дома. Свои требования обосновал тем, что спорный дом он построил в период брака совместно с С., дом был оформлен на супругу, то есть он являлся собственником 1/2 доли участка и дома. Он и его супруга в силу возраста и состояния здоровья не могли полностью обслуживать себя, следить за домом, поэтому 10 сентября 2007 года он дал согласие своей супруге на дарение участка с домом их дочери Мальцевой И.А., с тем условием, что они останутся проживать в доме, дочь досмотрит их, будет оказывать помощь. После смерти супруги отношение дочери к нему изменилось, она стала выгонять его из дома, не пускала другую дочь на порог дома. Мальцева И.А. не ухаживала за ним, не готовила, пенсию он отдавал ей. В январе 2011 года после очередного скандала Мальцева И.А. выгнала его из дома, он лишился крыши над головой, единственного жилья. Он хочет дожить до смерти в своем доме, который построил совместно с супругой.

В судебном заседании истец Садовников А.В. поддержал свои исковые требования в полном объеме, пояснил суду, что дом по <адрес> они с женой построили в период брака. Оформили все на супругу. Другого жилья у него нет. Он живет в чужой квартире, хочет вернуться в свой дом. О том, что жена подарила дочери весь дом, она сказала ему перед смертью. Он полагал, что жена дарит свою половину.

Представитель истца К. исковые требования также поддержала, пояснила суду, что мама с отцом построили дом вместе, жили в нем 50 лет. Мальцева – ее родная сестра, не нажила себе жилья, родители согласились принять ее к себе с семьей. Папа говорил, что Ирина согласилась ухаживать за родителями, за это мать подарила свою половину. Ирина заселилась в дом родителей, но не ухаживала за ними. В прошлом году мама умерла, хоронили ее за папины деньги, он же давал деньги на памятник. В конце января 2011 года папа пришел к ней, сказал, что Ирина выгнала его из дома. Другого жилья у папы не было и нет. Просит признать недействительным договор дарения от 13 марта 2008 года в части 1/2доли, признать за отцом право на 1/2 супружескую долю, прекратить право Мальцевой И.А. на 1/2 долю земельного участка и жилого дома по <адрес>, признать за папой право на 1/2 долю указанных земельного участка и жилого дома.

Ответчик Мальцева И.А. исковые требования не признала, пояснила суду, что в 2007 году ее сестра К. была против того, чтобы родители подарили ей дом. Она с 1985 года жила на квартирах. Мама переманила ее из Карелии сюда. Жилье в Карелии она оставила мужу. С 2004 года она проживала с родителями. В 2008 году у мамы случился инсульт. Отец ушел от нее 6 января 2011 года. У них случился конфликт из-за того, что отец начал пить каждый день. На похороны мать насобирала себе 30000 рублей. Отец дал ей 15000 рублей на похороны, а 15000 рублей на 40 дней. Она даже не знала, что отец ушел, об этом ей сообщила сестра. Это желание сестры отсудить дом, а не отца.

Третье лицо нотариус Вахтина О.Р. пояснила суду, что договор дарения нотариально она не удостоверяла, к ней по нему никто не обращался. О том, что Мальцева и Садовников – отец с дочерью, она узнала, когда они пришли к ней в нотариальную контору. Александр Васильевич – человек импульсивный, очень бурно выражался, подписал согласие на сделку. Полагает, что ему должна быть выделена супружеская доля.

Суд, выслушав истца, его представителя, ответчика, третье лицо, допросив свидетелей, изучив материалы дела, приходит к выводу, что требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 178 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения.

Существенное значение имеет заблуждение относительно природы сделки либо тождества или таких качеств ее предмета, которые значительно снижают возможности его использования по назначению. Заблуждение относительно мотивов сделки не имеет существенного значения.

В судебном заседании установлено, что 13 марта 2008 года между С. и Мальцевой Ириной Александровной заключен договор дарения земельного участка мерою 1462 кв.м, кадастровый , с размещенным на нем жилым домом литер Аа, общей площадью 55,9 кв.м, в том числе жилой 31, 0 кв.м, расположенных по <адрес>

Соглано п. 1.2 договора дарения земельный участок принадлежит Дарителю Садовниковой А.Д. на основании Постановления Гирейского поселкового Совета народных депутатов № 50 от 1 июня 1992 года, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю от 3 июня 1992 года, объекты недвижимости на основании Приказа НККХ РСФСР № 644 от 28 декабря 1945 года, что подтверждается регистрационным удостоверением от 24 января 1966 года.

Согласно свидетельству о браке II-АЯ № 059147 от 13 октября 1959 года С. и Садовников А.В. состояли в зарегистрированном браке с 13 октября 1959 года.

Согласно ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

В соответствии со ст. 35 СК РФ при совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга.

             Для совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.

Земельный участок и жилой дом по <адрес> приобретены супругами Садовниковыми в период брака, и хотя право собственности на них было зарегистрировано за Садовниковой А.Д., указанные объекты являются совместной собственностью супругов Садовниковых и в силу ст. 35 СК РФ на отчуждение указанных объектов Садовниковой А.Д. требовалось нотариально удостоверенное согласие Садовников А.В.

Такое согласие Садовников А.В. на совершение договора дарения Садовниковой А.Д. их дочери Мальцевой И.А. земельного участка с жилым домом и хозяйственными постройками по <адрес> имеется. Совершено оно 10 сентября 2007 года.

Однако, судом установлено, что истец заблуждался относительно предмета сделки, полагая, что он дает согласие на совершение женой дарения в отношении своей доли земельного участка и жилого дома, а не всего дома.

Свидетель Ш. пояснила суду, что К. и Мальцева И. – ее племянницы, дети ее умершей сестры С.. С Садовников А.В. она общалась недели две назад, на ее вопрос, почему он ушел из дома, он сказал, что ему у Елены лучше, спокойнее. Ее покойная сестра при жизни говорила, что Ирина досмотрит их, похоронит, поэтому сделала на Ирину дарственную.

Свидетель М. пояснил суду, что он племянник С. На протяжении всей своей жизни Садовниковы строили дом. Александр Васильевич не собирался никому дарить свой дом, а собирался поделить его поровну между дочерьми. Он проведывал дядю у Ирины. Дядя жаловался, что условия, в которых он живет, ему не нравятся, просил найти ему квартиру. Он говорил дяде: «Куда ты пойдешь из своего дома?» В доме к дяде плохо относились, там всегда было грязно, постоянные скандалы. Дядя говорил, что дом Ирине не подпишет, а разделит поровну между дочерьми. Как получилось, что дом записан на Ирину, он не знает.

Показания данных свидетелей подтверждают, что Садовников А.В. не намеревался дарить свою долю ответчику.

Кроме того, в день оформления согласия Садовников А.В. на сделку - 10 сентября 2007 года, Садовникова А.Д. также оформила завещание на все свое имущество в пользу Мальцевой И.А., что также ввело его в заблуждение относительно природы согласия, которое он подписывал у нотариуса.

Истец не является стороной договора дарения, однако учитывая, что данным договором нарушены его права, суд считает необходимым удовлетворить его исковые требования, признать договор дарения недействительным в части ? доли в праве, выделить супружескую долю истца, признав за ним право собственности на нее.

Доводы ответчика о том, что это желание сестры отсудить дом, а не отца, суд признает несостоятельным, поскольку иск подан Садовников А.В. о признании прав за ним, а не за К.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Садовникова А.В. к Мальцевой И.А. о признании договора дарения недействительным в части, признании права собственности на ? доли земельного участка с жилым домом и надворными постройками – удовлетворить.

Признать недействительным договор дарения от 13 марта 2008 года между С. и Мальцевой И.А. в отношении земельного участка мерою 1462 кв.м, кадастровый , с размещенным на нем жилым домом литер Аа, общей площадью 55,9 кв.м, в том числе жилой 31, 0 кв.м, расположенных по <адрес>, а также свидетельства о государственной регистрации права на указанные объекты за Мальцевой И.А. 23-АД № 652456 и 23-АД № 652456 от 26 марта 2008 года в части 1/2 доли.

Признать за Садовниковым А.В. право собственности на ? долю земельного участка мерою 1462 кв.м, кадастровый , с размещенным на нем жилым домом литер Аа, общей площадью 55,9 кв.м, в том числе жилой 31, 0 кв.м, расположенных по <адрес>, прекратив право Мальцевой И.А. на ? долю указанных объектов.

Внести изменения в регистрационные записи о регистрации за Мальцевой И.А. права собственности на жилой дом литер Аа, общей площадью 55,9 кв.м, жилой – 31 кв.м по <адрес>, о регистрации за Мальцевой И.А. права собственности на земельный участок площадью 1462 кв.м, кадастровый по <адрес> в части доли в праве, указав вид прав: общая долевая собственность, доля в праве – 1/2.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Гулькевичский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, начиная с 9 августа 2011 года.

              Председательствующий