Решение по иску Цицишвили Р.А. к Администрации МО Гулькевичский район о признании незаконным постановления Администрации МО Гулькевичский район № 738 от 13 июля 2011 года



                К делу № 2-1007/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Гулькевичи                                                                                                   6 октября 2011 года

Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Бочко И.А.,

при секретаре                    Замлелой Л.В.,

с участием истца – Цицишвили Р.А.,

представителя истца – Полякова И.А. по доверенности 23 АА 0736681 от 30 июля 2011 года,

представителя ответчика - Бугаевой А.Г. по доверенности № 111-2166/11.01.19 от 4 мая 2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Цицишвили Р.А. к Администрации муниципального образования Гулькевичский район о признании незаконным постановления Администрации муниципального образования Гулькевичский район № 738 от 13 июля 2011 года «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях»,

У С Т А Н О В И Л:

Цицишвили Р.А. обратился в суд с иском к ответчику и просит признать отказ Ответчика в принятии Истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении необоснованным и обязать Ответчика поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Исковые требования обоснованы тем, что 3 июня 2011 года он обратился к ответчику с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. 13 июля 2011 года Ответчик постановлением № 738 отказал ему в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, мотивируя отказ тем, что представлены документы, которые не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Жилых помещений для проживания у него и его семьи на территории Российской Федерации и других стран не имеется. 6 апреля 1993 года он уволен из Вооруженных Сил России с должности начальника штаба-заместителя начальника Гражданской обороны Заводского района города Тбилиси по льготным основаниям - сокращению штатов. Выслуга лет в ВС: календарная - 17 лет 9 месяцев, в льготном исчислении -18 лет 1 месяц. Согласно справке № 89 Наро-Фоминской квартирно-эксплуатационной части от 28 августа 2001 года он сдал жилую площадь, находящуюся по адресу: <адрес>. Согласно справке БТИ № 11-2284 от 26.05.2011 года он и его жена Ц. не числились и не числятся собственниками объектов капитального строительства и не участвовали в приватизации жилья в Новоукраинском сельском поселении и в Гулькевичском районе. В силу ч. 3 ст. 49 ЖК РФ при предоставлении жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации по договорам социального найма помимо Жилищного кодекса РФ могут применяться и иные нормативные акты, например, «Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства». Так как он был уволен по льготным основаниям, то есть по сокращению штатов, то имеет право, как бывший военнослужащий Вооруженных Сил Российской Федерации на получение жилого помещения по договору социального найма по избранному месту жительства. В п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» прямо указано, что предоставление военнослужащим жилых помещений осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Он и его семья имеют право, как граждане Российской Федерации, на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, как малоимущие граждане, так как он состоит в центре занятости Гулькевичского района, как безработный, а жена - пенсионерка по старости. В настоящее время он прописан и проживает в хатке своей тещи Ч., находящейся по адресу: <адрес>, где проживает 4 человека, жилая площадь составляет 31 кв.м, то есть менее учетной нормой площади жилого помещения в жилом фонде с частными коммунальными удобствами в Новоукраинском сельском поселении Гулькевичского района. Согласно ч.1 ст.8 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 г. №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается по основаниям, предусмотренным ч.1ст.54 ЖК РФ, согласно которой отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Конституция Российской Федерации закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3). Законодатель в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» гарантировал военнослужащим предоставление жилых помещений, а для граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, определил источники и формы обеспечения их жильем. Федеральным законом «О статусе военнослужащих» в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, устанавливалось, что органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, осуществляющие жилищное строительство, обязаны принимать и своевременно осваивать ассигнования, передаваемые из федерального бюджета целевым назначением на строительство жилья для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, либо продавать им квартиры или индивидуальные жилые дома на льготных условиях в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 15), при этом те из них, кто имеет общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе посредством государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования (пункт 14 статьи 15). В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет. При этом в соответствии с пунктом 14 той же статьи обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Исходя из смысла п.2 ст. 6 ГК РФ, бывшие военнослужащие имеют право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и реализации своего права на жилище, гарантированные Конституцией РФ, ФЗ «О статусе военнослужащих», не смотря на то, встали они на учет до 1 января 2005 года или после этой даты.

В судебном заседании истец Цицишвили Р.А. и его представитель Поляков И.А. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Администрации МО Гулькевичский район Бугаева А.Г. в судебном заседании требования истца не признала, просила в их удовлетворении отказать, пояснила суду, что Цицишвили обратился в администрацию муниципального образования Гулькевичский район с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как уволенного в запас. Ему отказано в принятии на учет в связи с тем, что представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона), распространяются на категории граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Статья 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает только одну форму обеспечения граждан жилыми помещениями - предоставление жилых помещений по договорам социального найма. По общему правилу по договорам социального найма предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Ссылка Цицишвили Р.А. на «Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» - не обоснована, так как истец уволен в запас по статье 59, пункт «в» (по сокращению штатов) - 37 в соответствии с Положением о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил, информации о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как уволенного военнослужащего по сокращению штата – нет; согласно выписке из приказа Министерства Внутренних Дел Грузии от 10 мая 1999 года № 209 П/Ш Цицишвили Р.А. уволен в запас Вооруженных Сил Грузии по статье 67, пункт «3» (по собственному желанию). Представлена справка о сдаче жилья от 28 августа 1991 года, место жительства Цицишвили Р.А. в период с 29.08.1991 года по 15 августа 2000 года - не установлено. Ссылка на статью 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» - не обоснована, поскольку относится к лицам, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. «Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах РФ», утвержденная приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года № 80 утратила силу. Истец необоснованно ссылается на пункт 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 года № 9: он был уволен из Вооруженных Сил Российской Федерации по собственному желанию 10 мая 1999 года без предоставления жилья. Конституционные права истца на жилище администрация муниципального образования Гулькевичский район не нарушала. По состоянию на сегодняшний день он имеет право в порядке статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации на получение жилого помещения по договору социального найма в случае признания его администрацией Новоукраинского сельского поселения Краснодарского края (по месту проживания) малоимущим гражданином.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, находит, что требования истца не подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» при рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом "О статусе военнослужащих", так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что приказом Министра Обороны РФ (по личному составу) № 0262 от 6 апреля 1993 года подполковник Цицишвили Р.А.,    состоявший в распоряжении Командующего войсками Закавказского военного округа, бывший начальник штаба - заместитель начальника гражданской обороны Заводского района города Тбилиси, родившийся ДД.ММ.ГГГГ, уволен с действительной военной службы в запас по ст. 59 пункт «в» (по сокращению штатов). Выслуга лет в ВС: календарная -17 лет 9 месяцев, в льготном исчислении - 18 лет 1 месяц (архивная справка ФБУ Центральный архив Министерства Обороны РФ № 2/79913 от 4.04.2011 года.

3 июня 2011 года Цицишвили Р.А., зарегистрированный по месту жительства: <адрес>, обратился в администрацию муниципального образования Гулькевичский район с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как уволенного в запас по статье 59, пункт «в» (по сокращению штатов) -37 в соответствии с Положением о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил (на основании архивной справки Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации Федерального бюджетного учреждения).

Учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, в силу ст.ст. 52, 53 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Законом Краснодарского края № 1655-КЗ от 29 декабря 2008 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведется: органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений - малоимущих граждан и граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года (далее - граждане категорий муниципальной подведомственности);

органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в случае наделения их законом Краснодарского края отдельным государственным полномочием Краснодарского края по ведению учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях - граждан отдельных категорий.

В силу ст. 5 указанного Закона граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях для целей принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) по категории малоимущие граждане (в отношении которых принято решение главы местной администрации (главы муниципального образования) о признании их малоимущими) - по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации;

2) по отдельной категории граждан, обеспечение жилыми помещениями которых относится к расходным обязательствам Российской Федерации, - по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) иными федеральными нормативными правовыми актами;

3) по отдельной категории граждан, обеспечение жилыми помещениями которых относится к расходным обязательствам Краснодарского края, - по основаниям, указанным в Законе Краснодарского края "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий" и Законе Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае".

Обеспечение жильем граждан, вставших на учет в муниципальных образованиях после 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, который предусматривает только одну форму обеспечения жильем – предоставление помещений по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 ЖК РФ.

При этом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма необходимо соблюдение двух условий: признание гражданина малоимущим и наличие основания, предусмотренного ст. 51 ЖК РФ.

Цицишвили Р.А. и члены его семьи не являются собственниками жилых помещений в Гулькевичском районе (ст. 51 ЖК РФ), в то же время он не признан малоимущим Администрацией Новоукраинского сельского поселения в установленном законом порядке, в связи с чем отсутствуют основания принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляем по договору социального найма.

В силу действовавшей на дату увольнения истца из Вооруженных Сил РФ редакции Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, кто имеет общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечивались органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе посредством государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования (пункт 14 статьи 15).

Сведений о том, что в течение трех месяцев истец не был обеспечен жилым помещением по избранному месту жительства в связи с увольнением из ВС РФ не имеется. В Гулькевичском районе Цицишвили Р.А. зарегистрирован с 15 августа 2000 года (по истечении более 7 лет со дня увольнения).

Согласно выписке из приказа Министерства Внутренних Дел Грузии от 10 мая 1999 года П/Ш Цицишвили Р.А. уволен в запас Вооруженных Сил Грузии по статье 67, пункт «3» (по собственному желанию) согласно правилу прохождения службы в органах Внутренних Дел.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет. В соответствии с пунктом 14 той же статьи обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

До 1 января 2005 года Цицишвили Р.А. не состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении на территории Гулькевичского района, поэтому обеспечение его жилым помещением осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Ссылка истца на «Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» - не обоснована, поскольку Цицишвили Р.А. 6 апреля 1993 года уволен в запас по статье 59, пункт «в» (по сокращению штатов), информации о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как уволенного военнослужащего по сокращению штата – не имеется; согласно выписке из приказа Министерства Внутренних Дел Грузии от 10 мая 1999 года № 209 П/Ш Цицишвили Р.А. уволен в запас Вооруженных Сил Грузии по статье 67, пункт «3» (по собственному желанию) согласно правилу прохождения службы. Информации о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях как уволенного военнослужащего также не имеется.

Истцом представлена справка о сдаче жилья от 28 августа 1991 года из Наро-Фоминской квартирно-эксплуатационной части района, место жительства Цицишвили Р.А. в период с 29.08.1991 года по 15 августа 2000 года (до момента регистрации на территории Гулькевичского района) не установлено.

Полномочиями по ведению учета граждан отдельных категорий, определенных федеральными нормативными правовыми актами, которым государственная финансовая поддержка по обеспечению жильем предоставляется за счет средств федерального бюджета органами государственной власти Российской Федерации или уполномоченными ими организациями, в том числе Федеральным законом «О военнослужащих», органы местного самоуправления муниципальных районов не наделены.

Ссылка Цицишвили Р.А. на статью 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» - не обоснована, поскольку относится к военнослужащим, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Ссылка на «Инструкцию о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах РФ», утвержденную приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года № 80 - не обоснована, поскольку данный документ утратил силу с изданием приказа Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1297. Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280 утверждены инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российский Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российский Федерации, жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений.

Истец в обоснование своих требований ссылается на пункт 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 года № 9. В то же время, в данном пункте речь идет о военнослужащих, уволенных с военной службы по их желанию в связи с нарушением в отношении них условий контракта или в связи с признанием их ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (пункты "а" и "б" части 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

Определение Конституционного суда Российской Федерации от 25 декабря 2003 года № 453-0 не имеет отношения к рассматриваемому делу, а аналогия с жилищными правами граждан, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, недопустима, поскольку нормы права применяются по аналогии при отсутствии нормы, регулирующей конкретные правоотношения. В российском законодательстве имеются специальные нормы, которые регулируют правоотношения по обеспечению жильем военнослужащих.

    Иные доводы истца и его представителя относятся к полномочиям государственных органов исполнительной власти по обеспечению военнослужащих жильем, а не к порядку ведения учета нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления, в связи с чем не относятся к предмету настоящего спора.

Учитывая изложенное, суд установил, что при вынесении постановления № 738 от 13 июля 2011 года Администрацией Муниципального образования Гулькевичский район не были нарушены права Цицишвили Р.А. и членов его семьи, постановление вынесено в пределах полномочий, предоставленных органам местного самоуправления по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, с учетом порядка и условий принятия граждан на учет, установленных действующим законодательством, связи с чем не имеется оснований для удовлетворения исковых требований.

    Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Цицишвили Р.А. к Администрации муниципального образования Гулькевичский район о признании незаконным постановления Администрации муниципального образования Гулькевичский район № 738 от 13 июля 2011 года «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Гулькевичский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, начиная с 10 октября 2011 года.

                                               Председательствующий