К делу № 2-1006/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Гулькевичи 27 сентября 2011 года
Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего при секретаре с участием истца | - Бочко И.А., - Замлелой Л.В., - Краморовой Л.М., |
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Краморовой Л.М. к Администрации Гулькевичского городского поселения о признании права собственности на самовольно возведенные пристройки,
УСТАНОВИЛ:
Краморова Л.М. обратилась в суд с иском к ответчику и просит сохранить в реконструированном состоянии жилой дом <адрес>, признав за ней право собственности на указанный жилой дом с самовольно возведенными к нему пристройками литер АА1А2а2, общей площадью 76,4 кв.м., жилой площадью 35,7 кв.м.
Свои требования Краморова Л.М. обосновала тем, что ей на основании договора о разделе наследственного имущества от 29 сентября 2005 года принадлежит на праве собственности жилой дом <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 23-АА № 424602 от 28 ноября 2005 года. Право на земельный участок по указанному адресу подтверждается свидетельством о государственной регистрации серия 23-АА № 424603 от 28 ноября 2005 года. В 2002-2003 году она без получения разрешения в установленном порядке, для улучшения комфортности проживания возвела пристройку литер А1 с размещением в ней санузла, столовой, ванной, пристройку литер А2 с размещением в ней кухни, бытовой комнаты и веранду литер а». Согласно техническому заключению, составленному 11 августа 2011 года филиалом ГУП КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» по Гулькевичскому району, строительные работы выполнены технически верно, признаков неблагоприятного воздействия (сквозных трещин, отклонения от вертикали, выпучивания стен и т.д.) не выявлено, состояние строительных конструкций хорошее, образованные помещения соответствуют по основным санитарно-гигиеническим (освещенности, наличию отопления, проветривания, инсоляции), противопожарным, планировочным и градостроительным требованиям, предъявляемым к данной категории помещений. Постройки не нарушают прав и охраняемые законом интересы других лиц, не создают угрозы жизни и безопасности граждан.
В судебном заседании истец Краморова Л.М. поддержала исковые требования в полном объеме, пояснила суду, что по договору о разделе наследственного имущества от 29 сентября 2005 года был разделен дом <адрес>, состоящий из трех комнат, общей площадью 35,7 кв.м, в том числе жилой -35,7 кв.м, с надворными и хозяйственными постройками : а2-деревянная веранда, Г2-кухня, Г9-сарай кирпичный, п\Г9-погреб кирпичный, Г-сарай саманный, Г8- уборная дощатая, V, VI, VII, VIII, IX, - сооружения, земельный участок площадью 825 кв.м., между нею и её сестрами Т., П.. Ей был выделен земельный участок с жилым домом и объектами недвижимости, а Т., П. она выплатила денежную компенсацию стоимости их долей. Таким образом, земельный участок и жилой дом принадлежат ей на праве собственности. Для размещения кухни, ванной, туалета, бытовой комнаты, веранды, столовой она сделала пристройки к своему дому без получения соответствующего разрешения, так как не знала об этом. Сейчас ей не дают разрешение в администрации. Просит сохранить жилой дом <адрес> площадью 76,4 кв.м, в том числе жилой 35,7 кв.м, в реконструированном состоянии, поскольку работы по реконструкции и переоборудованию выполнены в соответствии со строительными, пожарными, санитарно-эпидемиологическими нормами, не нарушаются права третьих лиц, признать за ней право собственности на жилой дом с выполненными пристройками.
Представитель ответчика Администрации Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района, надлежаще уведомленный о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился, в своем заявлении не возражал против удовлетворения требований истца, просил рассматривать дело в его отсутствие.
Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, приходит к выводу, что требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В силу ч. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда возможно сохранение жилого помещения в переустроенном и перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в совместном постановлении «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» № 10/22 от 29 апреля 2010 года указали, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. Иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В судебном заседании установлено, что на основании договора о разделе наследственного имущества от 29 сентября 2005 года, которым разделен дом <адрес>, состоящий из трех комнат, общей площадью 35,7 кв.м, в том числе жилой -35,7 кв.м, с надворными и хозяйственными постройками : а2-деревянная веранда, Г2-кухня, Г9-сарай кирпичный, п\Г9-погреб кирпичный, Г-сарай саманный, Г8- уборная дощатая, V, VI, VII, VIII, IX, - сооружения, земельный участок площадью 825 кв.м. между истицей и Т., П., истице был выделен земельный участок с жилым домом и объектами недвижимости, а Т., П. истицей выплачена денежная компенсация стоимости их долей. Таким образом, земельный участок и жилой дом принадлежат истице на праве собственности.
Право собственности истицы на жилой дом по адресу <адрес> подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 23-АА № 424602 от 28 ноября 2005 года. Право на земельный участок по указанному адресу подтверждается свидетельством о государственной регистрации серия 23-АА № 424603 от 28 ноября 2005 года.
В 2002-2003 году, проживая в наследственном доме, Краморова Л.М. без получения разрешения в установленном порядке, для улучшения комфортности проживания возвела пристройку литер А1 с размещением в ней санузла, столовой, ванной, пристройку литер А2 с размещением в ней кухни, бытовой комнаты и веранду литер а2.
После реконструкции жилой дом имеет следующую экспликацию: литер «А» жилая комната № 1 – 17,1 кв.м, жилая комната № 2 – 11,9 кв.м, жилая комната №3 – 6,7 кв.м; литер «А1»- №4- санузел – 1,2 кв.м, №5-столовая 16,5 кв.м, №6 ванная-2,8 кв.м, литер «а2» №8 веранда -3,9 кв.м, литер «А2» №9 кухня – 8,8 кв.м, №10 бытовая -11,4 кв.м, итого общая площадь 76,4 кв.м, жилая – 35,7 кв.м.
Согласно техническому заключению, составленному 11 августа 2011 года филиалом ГУП КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» по Гулькевичскому району, строительные работы выполнены технически верно, признаков неблагоприятного воздействия (сквозных трещин, отклонения от вертикали, выпучивания стен и т.д.) не выявлено, состояние строительных конструкций хорошее, образованные помещения соответствуют по основным санитарно-гигиеническим (освещенности, наличию отопления, проветривания, инсоляции), противопожарным, планировочным и градостроительным требованиям, предъявляемым к данной категории помещений. Постройки не нарушают прав и охраняемые законом интересы других лиц, не создают угрозы жизни и безопасности граждан.
Поскольку пристройки к жилому дому возведены на земельном участке, отведенном для этих целей, указанный земельный участок принадлежит истцу по праву собственности, обеспечена безопасная эксплуатация реконструированного жилого дома в целом, не нарушаются права и законные интересы граждан и не создается угроза их жизни или здоровью, суд считает возможным признать право собственности на реконструированный жилой дом за истцом.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Краморовой Л.М. к Администрации Гулькевичского городского поселения о признании права собственности на самовольно реконструированный жилой дом и возведенные пристройки к жилому дому – удовлетворить.
Признать за Краморовой Л.М. право собственности на жилой дом литер «А,А1,А2,а2» по <адрес>, общей площадью 76,4 кв.м, в том числе жилой – 35,7 кв.м.
Обязать Краморову Л.М. произвести действия для внесения изменений в Единый Государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и получить новое свидетельство о государственной регистрации права.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Гулькевичский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.
Председательствующий