Решение по иску Прокурора Гулькевичского района в интересах Ивановой С.Ю. к Администрации МО Гулькевичский район о предоставлении вне очереди по договору социального найма жилого помещения



Дело № 2-1171/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Гулькевичи 22 ноября 2011 года

Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего: Назаренко Н.И.

При секретаре: Чеботаревой В.Н.

С участием прокурора: Запорожец К.Э.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Гулькевичского района в интересах Ивановой С.Ю. к Администрации муниципального образования Гулькевичский район о предоставлении вне очереди по договору социального найма жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Гулькевичского района обратился в суд в интересах Ивановой С.Ю. с иском и просит обязать Администрацию Муниципального образования Гулькевичский район предоставить Ивановой С.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родившейся в <данные изъяты>, по месту жительства вне очереди по договору социального найма жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм.

Исковые требования обоснованы тем, что в соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже социальных норм. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства, так и по месту временного пребывания. Обеспечение указанной категории граждан жилой площадью является государственным полномочием субъекта РФ и может быть возложено на органы местного самоуправления. Ст.1 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края государственными полномочиями в области социальной сферы» установлено, что органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по решению в том числе вопросов предоставления жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лиц из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья. В Гулькевичском районе вопрос жизнеустройства выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, контролирует Отдел по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Гулькевичский район, учет осуществляет отдел транспорта, связи, ЖКХ Управления по строительству, архитектуре и ЖКХ администрации МО Гулькевичский район. Иванова С.Ю. состоит на учете по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, в соответствии с постановлением главы МО Гулькевичский район от ДД.ММ.ГГГГ и не имеет возможности реализовать свои права на жилое помещение. До настоящего времени Иванова С.Ю. жилым помещением не обеспечена, что нарушает её права.

В судебном заседании заместитель прокурора Запорожец К.Э. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Заинтересованное лицо Иванова С.Ю. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о месте и времени судебного заседания, причина не явки не известна.

Суд с учетом мнений участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившейся Ивановой С.Ю.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования Гулькевичский район Бугаева А.Г. возражала против удовлетворения требований прокурора, пояснив суду, что предоставление дополнительных гарантий для детей-сирот относится к расходным обязательствам субъектов РФ. В целях реализации Федерального закона «О дополнительных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Постановлением главы администрации Краснодарского края № 653 от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам социального найма. Согласно п. 3.1 Порядка жилые помещения предоставляются по договору социального найма в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет в органах местного самоуправления с соблюдением положений ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Орган местного самоуправления, исходя из количества жилых помещений, приобретенных за счет субвенций из краевого бюджета на реализацию переданных государственных полномочий, направляет гражданам извещения на получение жилого помещения по договору социального найма в порядке очередности, установленной в муниципальном списке граждан указанной категории. Иванова С.Ю. постановлением главы администрации МО Гулькевичский район от ДД.ММ.ГГГГ года поставлена на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» с датой постановки на учет – датой и временем подачи заявления, до есть 15 февраля 2010 года 11 часов 30 минут. По состоянию на 17 октября 2011 года ее порядковый номер - 8. В муниципальном образовании Гулькевичский район отсутствуют жилые помещения социального использования. Жилищный фонд социального использования, а также имущество, необходимое для его содержания в соответствии с Федеральным законом о местном самоуправлении, переданы в собственность поселений, в том числе в Гулькевичское городское поселение, где проживает Иванова С.Ю. только при поступлении средств из краевого бюджета муниципальное образование Гулькевичский район сможет приобрести жилое помещение и предоставить его Ивановой С.Ю. по договору социального найма. Внеочередное заключение договора социального найма с Ивановой С.Ю. нарушит права граждан, принятых на учет ранее. Жилые помещения предоставляются только в порядке очередности, установленной в муниципальном списке граждан указанной категории.

Представитель третьего лица Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился. В своем заявлении просит дело рассматривать в его отсутствие, направил в суд возражение, в которых не согласен с требованиями прокурора в интересах Ивановой С.Ю. указав, что в целях реализации Федерального закона «О дополнительных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Постановлением главы администрации Краснодарского края № 653 от 30 июля 2009 года утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам социального найма. Согласно данному Порядку орган местного самоуправления исходя из количества жилых помещений муниципального жилищного фонда, приобретенных (построенных) за счет субвенций из краевого бюджета на реализацию переданных государственных полномочий, направляет гражданам, указанным в разделе 1 данного Порядка, извещения о включении их в список граждан-претендентов на получение жилого помещения по договору социального найма, в которых указываются основные характеристики жилых помещений (адрес, этажность, общая и жилая площадь, количество комнат). Количество граждан, включаемых в список претендентов, определяется исходя из наличия количества жилых помещений, предназначенных для предоставления по договорам социального найма, гражданам, указанным в разделе 1 настоящего Порядка. Список претендентов формируется в течение трех рабочих дней с даты принятия органом местного самоуправления последнего заявления от гражданина в той же хронологической последовательности, в какой граждане были приняты на учет граждан категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Считает, что для предоставления Ивановой С.Ю. жилого помещения по договору социального найма необходимо соблюдение указанной процедуры. Данные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделены отдельными государственными полномочиями по решению вопроса предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья за счет предоставляемых субвенций из краевого бюджета. При этом, органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, вправе использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных законодательством. Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 3 ноября 2010 года № 970 утверждено Положение о порядке расходования субвенций из краевого бюджета местными бюджетами на исполнение отдельных государственных полномочий в области социальной сферы, которым регламентирован порядок расходования субвенций на предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в соответствии с Законом № 1748-КЗ, путем приобретения (строительства) жилья. Главным распорядителем средств краевого бюджета, направляемых на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, является Департамент семейной политики Краснодарского края.

Представитель третьего лица Департамента семейной политики Краснодарского края, надлежаще извещена о месте и времени судебного разбирательства, в суд так же не явилась. В своем заявлении просит рассмотреть дело в её отсутствие, в представленных возражениях, с требованиями прокурора в интересах Ивановой С.Ю. не согласна в связи с тем, что с 1 января 2005 года в соответствии с Федеральным Законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ полномочия в части обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы субъектам РФ. На момент передачи полномочий численность детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа составляла около 500 человек, и некоторые граждане состояли на учете с 1987 года. В предыдущие годы (до 2007 года) численность увеличивалась в среднем на 200 человек ежегодно. С 2007 года численность состоящих на учете увеличивается ежегодно на 500 человек. Сейчас она составляет уже более 3246 человек. В рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» в 2008 году на приобретение жилья в собственность детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, из краевого бюджета было выделено 30 000 000 рублей, из федерального бюджета 10 349 400 рублей, за счет которых, с учетом остатка денежных средств выделенных в 2007 году, приобретено 43 жилых помещения путем предоставления социальной выплаты. Для сокращения очередности губернатором Краснодарского края принято решение обеспечивать жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа не только путем приобретения, но и строительства жилых помещений с последующей передачей их по договорам социального найма. 26 мая 2009 года принят Законодательным Собранием Краснодарского края новый Закон Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», которым установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам вышеуказанной категории путем приобретения (строительства) жилых помещений с последующей передачей их по договорам социального найма. В 2009 году краевой целевой программой «Дети-Кубани» выделено 339,2 млн. руб., что в 11 раз больше объемов финансирования прошлого года. И в целом за счет краевого и федерального бюджетов приобретено и построено 386 квартир. Учитывая социальную напряженность в отдельных муниципальных образованиях края, указанные денежные средства были направлены в семь территорий (Абинский, Каневской, Тимашевский, Выселковский, Славянский, Белореченский, Гулькевичский районы, г. Армавир) для строительства жилья для граждан, относящихся к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и предоставивших земельные участки с готовой инфраструктурой, а также возможностью трудоустройства будущих новоселов. В Гулькевичском районе в 2009 году приобретена 1 квартира. Гулькевичскому району в 2010 году выделено 11 290 400,0 руб. из федерального бюджета и 20 097 000, 0 руб. из краевого бюджета. За счет этих средств приобретено 32 квартиры. Согласно заключенного в 2011 году соглашения между департаментом семейной политики Краснодарского края и администрации муниципального образования Гулькевичский район о предоставлении субвенции из краевого бюджета, бюджету муниципального образования Гулькевичский район муниципальному образованию доведены денежные средства в сумме 8 038 800 рублей для приобретения 8 квартир в текущем финансовом году. Краевая целевая программа «Дети-Кубани» рассчитана до 2013 года, и начиная с 2012 года ежегодно из краевого бюджета предполагается выделение муниципальным образованиям края денежных средств в сумме 1 млрд. руб. на указанные цели для обеспечения не менее 1 000 человек жильем. В соответствии с Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» субвенции на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма предоставляются муниципальным образованиям края из расчета количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в муниципальном образовании Краснодарского края, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с наиболее ранней датой постановки на учет. Жилые помещения предоставляются гражданам, исходя из даты постановки таких граждан на льготный учет. Иванова С.Ю. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении в отдельный список с датой учета 26.03.2010 года. На 1 октября 2011 года Иванова С.Ю. состоит под № 8 на льготном учете граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающегося в жилом помещении. Учитывая, что учет данной категории граждан в муниципальном образовании Гулькевичский район ведется, с 2006 года, а Иванова С.Ю. была поставлена на льготный учет в 2010 году, то предоставить ей жилое помещение вне очереди не представляется возможным, так как это нарушило бы право по обеспечению жильем впереди стоящих очередников. Реализация права Ивановой С.Ю. поставлена в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, имеющих аналогичное право как в данном муниципальном образовании, так и в целом по Краснодарскому краю. Так как краевая целевая программа «Дети-Кубани» рассчитана до 2013 года и гражданин сохраняет право на обеспечение жильем до момента его предоставления, то Иванова С.Ю. будет обеспечена жилым помещением по мере выделения субвенции для приобретения или строительства жилых помещений муниципальному образованию Гулькевичский район. Просит признать право Ивановой С.Ю. на обеспечение жилым помещением по договору социального найма в рамках реализации краевой целевой программы «Дети-Кубани» на 2009-2013 годы» в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, находит, что требования прокурора в интересах Ивановой С.Ю. обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

В судебном заседании установлено, что Иванова С.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая в г. Гулькевичи Краснодарского края <адрес>, в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на основании ст. 8 указанного Закона имеет право после окончания пребывания в образовательном учреждении на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч. 3 ст. 8 указанного Закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ Иванова С.Ю. постановлением главы администрации муниципального образования Гулькевичский район принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

До настоящего времени Иванова С.Ю., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена во внеочередном порядке жилым помещением, ввиду отсутствия надлежащего финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договор социального найма жилого помещения с ней не заключался.

Исходя из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

Данная позиция так же нашла свое подтверждение в Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Бюллетень Верховного Суда РФ, 2008, N 10).

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу ст.ст. 2, 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 N 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» лицам, указанным в ст. 1 Закона, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

Указанным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством РФ порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 N 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», Приложением 1 к указанному закону органы местного самоуправления Гулькевичского района наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья, не освобождает администрацию края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Поскольку Иванова С.Ю. не обеспечена вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, такое положение нарушает её права, предусмотренные ст. 40 Конституции РФ, ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Закона, как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Суд, удовлетворяя исковые требования исходит из того, что согласно ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предоставление Ивановой С.Ю., как лицу, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом и от каких-либо других условий. Поэтому указанный довод ответчика суд признает не основанным на законе.

В силу действующего законодательства истец и ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины (п.9 ч.1 ст.333.36 и п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ).

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Гулькевичского района в интересах Ивановой С.Ю. к Администрации муниципального образования Гулькевичский район о предоставлении вне очереди по договору социального найма жилого помещения удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования Гулькевичский район предоставить Ивановой С.Ю., жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании Гулькевичский район за счет средств бюджета Краснодарского края в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» и в соответствии со списком очередности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: