Решение по заявлению прокурора о признании незаконными действий МРИ ФНС № 5 по Краснодарскому краю, Администрации Отрадо-Кубанского сельского поселения по несоблюдению налогового законодательства



К делу №2-1233\11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Гулькевичи                              9 ноября 2011 года

Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего - Кравченко Т.Н.,

при секретаре - Мещеряковой Е.В.

с участием старшего помощника прокурора Гулькевичского района - Колесникова А.Н.,

представителя Администрации Отрадо-Кубанского сельского поселения – главы поселения Палапина П.А.,

представителя Межрайонной ИФНС России №5 по Краснодарскому краю – Козбановой Н.Н. по доверенности от 4 августа 2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Гулькевичского района о признании незаконными действий МИФНС России № 5 по Краснодарскому краю, администрации Отрадо-Кубанского сельского поселения по соблюдению законодательства в сфере противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Гулькевичского района обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц и просит признать незаконными действия ИФНС России по Гулькевичскому району Краснодарского края, правопреемником которого является МИФНС Росси № 5 по Краснодарскому краю связанные с передачей администрации Отрадо-Кубанскому сельскому поселению государственных полномочий федерального органа исполнительной власти: по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками - физическими лицами с учетом требований ст. 102 НК РФ; по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения; признать незаконными действия администрации Отрадо-Кубанского сельского поселения, связанные с приёмом государственных полномочий федерального органа исполнительной власти - МИФНС России № 5 по Краснодарскому краю: по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками - физическими лицами, с учетом требований ст. 102 Налогового Кодекса РФ; по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения; обязать МИФНС России № 5 по Краснодарскому краю и администрацию Отрадо-Кубанского сельского поселения привести взаимодействие государственного органа и органа местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений в соответствие с действующим законодательством.

Требования прокурора обоснованны тем, что 22 ноября 2010 года между ИФНС России по Гулькевичскому району Краснодарского края и администрацией Отрадо-Кубанского сельского поселения заключено соглашение о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы (далее по тексту - Соглашение). Согласно п. 4 ст. 6 Соглашения органы местного самоуправления оказывают содействие налоговому органу: по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками - физическими лицами с учетом требований ст. 102 Налогового Кодекса РФ; по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения. Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами РФ, НК РФ, федеральными законами, нормативными правовыми актами, решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Система налогов и сборов, общие принципы налогообложения, в том числе основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами. Статье 85 НК РФ на налоговые органы возложены обязанности по учету налогоплательщиков - организаций и физических лиц, а также объектов налогообложения. Суммы земельного и транспортного налогов для налогоплательщиков - физических лиц исчисляются налоговыми органами на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств. Направление налогового уведомления и (или) требования об уплате налога отнесена к обязанностям налоговых органов. Органам местного самоуправления действующим законодательством предоставлено право установления, изменения и отмены местных налогов и сборов (земельный налог, налог на имущество физических лиц), а также возложена обязанность ежегодно сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения. Каких-либо иных полномочий по взаимодействию с налоговыми органами при осуществлении ими полномочий по налогообложению физических лиц - плательщиков транспортного и земельного налогов ни Налоговым кодексом РФ, ни Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления не предоставлено. Выполнение органами местного самоуправления данных функций влечет необоснованное расходование бюджетных средств муниципального образования, что противоречит требованиям ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, согласно которой органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями только законом и с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Указанные условия Соглашения противоречат действующему законодательству о налогах и сборах, возлагают на органы местного самоуправления обязанности по осуществлению несвойственных им функций, отнесенных законом к исключительной компетенции налоговых органов Российской Федерации и, фактически, санкционируют передачу государственных полномочий федерального органа исполнительной власти органам местного самоуправления, что является недопустимым.

В судебном заседании старший помощник прокурора Гулькевичского района Колесников А.Н. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Межрайонной ИФНС России №5 по Краснодарскому краю Козбанова Н.Н. полагает действия налогового органа и администрации поселения законными. Правила взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с налоговыми органами установлены Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2004 года N 410 "О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов». Взаимодействие осуществляется в целях обеспечения финансовых органов субъектов Российской Федерации и финансовых органов местных администраций информацией, необходимой для формирования и исполнения соответствующих бюджетов в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами. Предметом соглашения 22 ноября 2010 года служит обеспечение эффективного взаимодействия между сторонами в области информационного обмена сведениями, непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 1 соглашения). Статьей 6 данного соглашения предусмотрено, что органы местного самоуправления оказывают содействие налоговому органу: по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщикам - физическим лицам с учетом требований ст. 102 НК РФ; по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения. Налоговый орган не отрицает, что деятельность по направлению налоговых уведомлений и требований об уплате налогов и сборов, а также учет объектов налогообложения является его обязанностью. Обязанности, установленные ст. 32 НК РФ, налоговый орган исполняет, соглашением от 22.11.2010 года Отрадо-Кубанское сельское поселение не принимает государственные полномочия, а лишь оказывает налоговому органу содействие по ряду мероприятий. В заявлении прокурора в нарушение требований ст. 247 ГПК РФ не указано, какие права и свободы неопределенного круга лиц нарушены в результате оказания содействия.

Представитель администрации Отрадо-Кубанского сельского поселения Палапин П.А. пояснил, что ключевой фразой в оспариваемом прокурором Соглашении было «обмен информацией», но фактически они стали забирать налоговые уведомления и вручать их плательщикам через ТОСы, депутатов. Налоговая служба экономит средства по распространению уведомлений. Уведомления не все граждане принимают, потом приходят требования, которые также вручает администрация. Считает данное положение дел неправильным, им необходимо сотрудничество в информационной сфере, а фактически они исполняют обязанности налоговой.

Суд, выслушав мнения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора Гулькевичского района подлежат удовлетворению.

По результатам проверки соблюдения законодательства в правоохранительных и контролирующих органах в сфере противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям установлено, что 22 ноября 2010 года между ИФНС России по Гулькевичскому району Краснодарского края, (правопреемником является МИФНС России № 5 по Краснодарскому краю) и администрацией Отрадо-Кубанского сельского поселения заключено соглашение о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы.

Согласно п. 4 ст. 6 Соглашения органы местного самоуправления оказывают содействие налоговому органу по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками - физическими лицами с учетом требований ст. 102 Налогового Кодекса Российской Федерации; по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения.

В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами РФ, Налоговым Кодексом РФ, федеральными законами, нормативными правовыми актами.

Статьей 4 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Налогового Кодекса РФ система налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения в Российской Федерации, в том числе основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах.

Согласно ст. 85 Налогового Кодекса РФ на налоговые органы возложены обязанности по учету налогоплательщиков - организаций и физических лиц, а также объектов налогообложения.

В силу положений ст.ст. 358, 362, 396 Налогового Кодекса РФ суммы земельного и транспортного налогов, подлежащие уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляются налоговыми органами на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств.

Пунктом 9 ч. 1 ст. 32 Налогового Кодекса РФ деятельность по направлению налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налогового уведомления и (или) требования об уплате налога и сбора отнесена к обязанностям налоговых органов.

Действующим законодательством органам местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений предоставлено только право установления, изменения и отмены местных налогов и сборов (земельный налог, налог на имущество физических лиц), а также возложена обязанность ежегодно, до 1 февраля, сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения. Каких-либо иных полномочий по взаимодействию с налоговыми органами при осуществлении ими полномочий по налогообложению физических лиц - плательщиков транспортного и земельного налогов, как Налоговым кодексом РФ, так и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органам местного самоуправления не предоставлено.

Выполнение органами местного самоуправления функций по вручению налогоплательщику уведомлений и (или) требований об уплате налога и сбора, выявлению объектов налогообложения влечет необоснованное расходование бюджетных средств муниципального образования, что противоречит требованиям ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, согласно которой органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями только законом и с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Следовательно, указанные условия Соглашения противоречат действующему законодательству о налогах и сборах, возлагают на органы местного самоуправления обязанности по осуществлению несвойственных им функций, отнесенных законом к исключительной компетенции налоговых органов Российской Федерации и, фактически, санкционируют передачу государственных полномочий федерального органа исполнительной власти органам местного самоуправления, что является недопустимым.

При таких обстоятельствах действия органа государственной власти – Межрайонной ИФНС России № 5 по Краснодарскому краю и органа местного самоуправления – администрации Отрадо-Кубанского сельского поселения нарушают интересы Российской Федерации и права неограниченного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Гулькевичского района о признании незаконными действий МИФНС России № 5 по Краснодарскому краю, администрации Отрадо-Кубанского сельского поселения по соблюдению законодательства в сфере противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям – удовлетворить.

Признать незаконными действия ИФНС России по Гулькевичскому району Краснодарского края, правопреемником которого является МИФНС России №5 по Краснодарскому краю, администрации Отрадо-Кубанского сельского поселения, связанные с передачей и приемом государственных полномочий федерального органа исполнительной власти органу местного самоуправления.

Обязать МИФНС России № 5 по Краснодарскому краю и администрацию Отрадо-Кубанского сельского поселения в течение 1 (одного) месяца привести взаимодействие государственного органа и органа местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений в соответствие с действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Гулькевичский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий