Решение по заявлению прокурора о признании незаконными действий МИФНС № 5 по Краснодарскому краю, Администрации Красносельского городского поселения по несоблюдению налогового законодательства



К делу №2-1234\11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Гулькевичи                              9 ноября 2011 года

Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего - Кравченко Т.Н.,

при секретаре - Мещеряковой Е.В.

с участием старшего помощника прокурора Гулькевичского района - Колесникова А.Н.,

представителя Межрайонной ИФНС России №5 по Краснодарскому краю – Козбановой Н.Н. по доверенности от 4 августа 2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Гулькевичского района о признании незаконными действий МИФНС России № 5 по Краснодарскому краю, администрации Красносельского городского поселения по соблюдению законодательства в сфере противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Гулькевичского района обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц и просит признать незаконными действия ИФНС России по Гулькевичскому району Краснодарского края, правопреемником которого является МИФНС России № 5 по Краснодарскому краю, связанные с передачей администрации Красносельскому городскому поселению государственных полномочий федерального органа исполнительной власти: по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками - физическими лицами с учетом требований ст. 102 НК РФ; по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения; признать незаконными действия администрации Красносельского городского поселения, связанные с приёмом государственных полномочий федерального органа исполнительной власти - МИФНС России № 5 по Краснодарскому краю: по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками - физическими лицами, с учетом требований ст. 102 Налогового Кодекса РФ; по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения; обязать МИФНС России № 5 по Краснодарскому краю и администрацию Красносельского городского поселения привести взаимодействие государственного органа и органа местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений в соответствие с действующим законодательством.

Требования прокурора обоснованны тем, что 22 ноября 2010 года между ИФНС России по Гулькевичскому району Краснодарского края и администрацией Красносельского городского поселения заключено соглашение о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы (далее по тексту - Соглашение). Согласно п. 4 ст. 6 Соглашения органы местного самоуправления оказывают содействие налоговому органу: по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками - физическими лицами с учетом требований ст. 102 Налогового Кодекса РФ; по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения. Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами РФ, НК РФ, федеральными законами, нормативными правовыми актами, решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Система налогов и сборов, общие принципы налогообложения, в том числе основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами. Статье 85 НК РФ на налоговые органы возложены обязанности по учету налогоплательщиков - организаций и физических лиц, а также объектов налогообложения. Суммы земельного и транспортного налогов для налогоплательщиков - физических лиц исчисляются налоговыми органами на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств. Направление налогового уведомления и (или) требования об уплате налога отнесено к обязанностям налоговых органов. Органам местного самоуправления действующим законодательством предоставлено право установления, изменения и отмены местных налогов и сборов (земельный налог, налог на имущество физических лиц), а также возложена обязанность ежегодно сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения. Каких-либо иных полномочий по взаимодействию с налоговыми органами при осуществлении ими полномочий по налогообложению физических лиц - плательщиков транспортного и земельного налогов ни Налоговым кодексом РФ, ни Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления не предоставлено. Выполнение органами местного самоуправления данных функций влечет необоснованное расходование бюджетных средств муниципального образования, что противоречит требованиям ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, согласно которой органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями только законом и с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Указанные условия Соглашения противоречат действующему законодательству о налогах и сборах, возлагают на органы местного самоуправления обязанности по осуществлению несвойственных им функций, отнесенных законом к исключительной компетенции налоговых органов Российской Федерации и, фактически, санкционируют передачу государственных полномочий федерального органа исполнительной власти органам местного самоуправления, что является недопустимым.

В судебном заседании старший помощник прокурора Гулькевичского района Колесников А.Н. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Межрайонной ИФНС России №5 по Краснодарскому краю Козбанова Н.Н. полагает действия налогового органа и администрации поселения законными. Правила взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с налоговыми органами установлены Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2004 года N 410 "О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов». Взаимодействие осуществляется в целях обеспечения финансовых органов субъектов Российской Федерации и финансовых органов местных администраций информацией, необходимой для формирования и исполнения соответствующих бюджетов в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами. Предметом соглашения 22 ноября 2010 года служит обеспечение эффективного взаимодействия между сторонами в области информационного обмена сведениями, непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 1 соглашения). Статьей 6 данного соглашения предусмотрено, что органы местного самоуправления оказывают содействие налоговому органу: по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщикам - физическим лицам с учетом требований ст. 102 НК РФ; по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения. Налоговый орган не отрицает, что деятельность по направлению налоговых уведомлений и требований об уплате налогов и сборов, а также учет объектов налогообложения является его обязанностью. Обязанности, установленные ст. 32 НК РФ, налоговый орган исполняет, соглашением от 22.11.2010 года Красносельское городское поселение не принимает государственные полномочия, а лишь оказывает налоговому органу содействие по ряду мероприятий. В заявлении прокурора в нарушение требований ст. 247 ГПК РФ не указано, какие права и свободы неопределенного круга лиц нарушены в результате оказания содействия.

Глава администрации Красносельского городского поселения Дуренко И.И., надлежаще уведомлена о месте и времени судебного заседания, в суд не явилась, в своем заявлении просит дело рассмотреть без участия представителя администрации.

Суд, выслушав мнения участников процесса, изучив материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования прокурора Гулькевичского района подлежат удовлетворению.

По результатам проверки соблюдения законодательства в правоохранительных и контролирующих органах в сфере противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям установлено, что 22 ноября 2010 года между ИФНС России по Гулькевичскому району Краснодарского края, (правопреемником является МИФНС России № 5 по Краснодарскому краю) и администрацией Красносельского городского поселения заключено соглашение о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы.

Согласно п. 4 ст. 6 Соглашения органы местного самоуправления оказывают содействие налоговому органу по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками - физическими лицами с учетом требований ст. 102 Налогового Кодекса Российской Федерации; по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения.

В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами РФ, Налоговым Кодексом РФ, федеральными законами, нормативными правовыми актами.

Статьей 4 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Налогового Кодекса РФ система налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения в Российской Федерации, в том числе основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах.

Согласно ст. 85 Налогового Кодекса РФ на налоговые органы возложены обязанности по учету налогоплательщиков - организаций и физических лиц, а также объектов налогообложения.

В силу положений ст.ст. 358, 362, 396 Налогового Кодекса РФ суммы земельного и транспортного налогов, подлежащие уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляются налоговыми органами на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств.

Пунктом 9 ч. 1 ст. 32 Налогового Кодекса РФ деятельность по направлению налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налогового уведомления и (или) требования об уплате налога и сбора отнесена к обязанностям налоговых органов.

Действующим законодательством органам местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений предоставлено только право установления, изменения и отмены местных налогов и сборов (земельный налог, налог на имущество физических лиц), а также возложена обязанность ежегодно, до 1 февраля, сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения. Каких-либо иных полномочий по взаимодействию с налоговыми органами при осуществлении ими полномочий по налогообложению физических лиц - плательщиков транспортного и земельного налогов, как Налоговым кодексом РФ, так и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органам местного самоуправления не предоставлено.

Выполнение органами местного самоуправления функций по вручению налогоплательщику уведомлений и (или) требований об уплате налога и сбора, выявлению объектов налогообложения влечет необоснованное расходование бюджетных средств муниципального образования, что противоречит требованиям ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, согласно которой органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями только законом и с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Следовательно, указанные условия Соглашения противоречат действующему законодательству о налогах и сборах, возлагают на органы местного самоуправления обязанности по осуществлению несвойственных им функций, отнесенных законом к исключительной компетенции налоговых органов Российской Федерации и, фактически, санкционируют передачу государственных полномочий федерального органа исполнительной власти органам местного самоуправления, что является недопустимым.

При таких обстоятельствах действия органа государственной власти – Межрайонной ИФНС России № 5 по <адрес> и органа местного самоуправления – администрации Красносельского городского поселения нарушают интересы Российской Федерации и права неограниченного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Гулькевичского района о признании незаконными действий МИФНС России № 5 по Краснодарскому краю, администрации Красносельского городского поселения по соблюдению законодательства в сфере противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям – удовлетворить.

Признать незаконными действия ИФНС России по Гулькевичскому району Краснодарского края, правопреемником которой является МИФНС России №5 по Краснодарскому краю, администрации Красносельского городского поселения, связанные с передачей и приемом государственных полномочий федерального органа исполнительной власти органу местного самоуправления.

Обязать МИФНС России № 5 по Краснодарскому краю и администрацию Красносельского городского поселения в течение 1 (одного) месяца привести взаимодействие государственного органа и органа местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений в соответствие с действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Гулькевичский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий