Решение по иску прокурора в интересах Шайхутдинова Т.Ф. к Администрации МО Гулькевичский район о предоставлении жилья по договору социального найма вне очереди



По делу № 2-1113/11

РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

    г. Гулькевичи                                                                                                31 октября 2011 года

Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего           - Кравченко Т.Н.,

при секретаре                          - Мещеряковой Е.В.,

с участием заместителя прокурора Гулькевичского района - Запорожец К.Э.,

истца - Шайхутдинова Т.Ф.,

представителя ответчика - Бугаевой А.Г., доверенность от 4 мая 2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Гулькевичского района в интересах Шайхутдинова Т.Ф. к Администрации муниципального образования Гулькевичский район, Департаменту по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, Департаменту семейной политики Краснодарского края о предоставлении вне очереди по договору социального найма жилого помещения

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд в интересах Шайхутдинова Т.Ф. с иском к ответчику и просит обязать Администрацию Муниципального образования Гулькевичский район предоставить Шайхутдинову Т.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родившемуся в городе Грозный Чечено-Ингушской АССР, по месту жительства вне очереди по договору социального найма жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм. Исковые требования обоснованы тем, что в соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства, так и по месту временного пребывания. Обеспечение указанной категории граждан жилой площадью является государственным полномочием субъекта РФ и может быть возложено на органы местного самоуправления. Статьей 1 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края государственными полномочиями в области социальной сферы» установлено, что органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по решению, в том числе вопросов предоставления жилых помещений по договору социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья. В Гулькевичском районе вопрос жизнеустройства выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, контролирует Отдел по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Гулькевичский район, учет осуществляет отдел транспорта, связи, ЖКХ Управления по строительству, архитектуре и ЖКХ администрации МО Гулькевичский район. Шайхутдинов Т.Ф. состоит на учете по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с постановлением главы МО Гулькевичский район № 117 от 11 февраля 2011 года и не имеет возможности реализовать свои права на жилое помещение. До настоящего времени Шайхутдинов Т.Ф. жилым помещением не обеспечен, что нарушает его права.

В судебном заседании заместитель прокурора Гулькевичского района Запорожец К.Э. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Истец Шайхутдинов Т.Ф. иск поддержал, настаивал на его удовлетворении.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования Гулькевичский район Бугаева А.Г. возражала против удовлетворения требований прокурора, пояснила суду, что предоставление дополнительных гарантий для детей-сирот относится к расходным обязательствам субъектов РФ. В целях реализации Федерального закона «О дополнительных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Постановлением главы администрации Краснодарского края № 653 от 30 июля 2009 года утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам социального найма. Согласно п. 3.1 Порядка жилые помещения предоставляются по договору социального найма в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет в органах местного самоуправления с соблюдением положений ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Орган местного самоуправления, исходя из количества жилых помещений, приобретенных за счет субвенция из краевого бюджета на реализацию переданных государственных полномочий, направляет гражданам извещения на получение жилого помещения по договору социального найма в порядке очередности, установленной в муниципальном списке граждан указанной категории. Шайхутдинов Т.Ф. постановлением главы администрации МО Гулькевичский район № 117 от 11 февраля 2011 года поставлен на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» с датой постановки на учет – датой и временем подачи заявления, то есть 8 декабря 2010 года 11 часов 30 минут. В муниципальном образовании Гулькевичский район отсутствуют жилые помещения социального использования. Жилищный фонд социального использования, а также имущество, необходимое для его содержания в соответствии с Федеральным законом о местном самоуправлении переданы в собственность поселений, в том числе в Красносельского городского, где проживает Шайхутдинов Т.Ф. Только при поступлении средств из краевого бюджета муниципальное образование Гулькевичский район сможет приобрести жилое помещение и предоставить его Шайхутдинову Т.Ф. по договору социального найма. Внеочередное заключение договора социального найма с Шайхутдиновым Т.Ф. нарушит права граждан, принятых на учет ранее. Жилые помещения предоставляются только в порядке очередности, установленой в муниципальном списке граждан указанной категории.

Представитель ответчика Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился. В своем заявлении просит дело рассматривать в его отсутствие, направил в суд возражение против удовлетворения требований прокурора в интересах Шайхутдинова Т.Ф., указав, что в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 29 декабря 2007 года № 1265 департамент семейной политики Краснодарского края осуществляет контроль за проведением мероприятий, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилой площадью путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета в рамках утвержденных ему бюджетных ассигнований. В соответствии с Законами Краснодарского края о краевом бюджете департамент семейной политики является главным распорядителем средств краевого бюджета, направляемых на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, то есть является уполномоченным органом государственной власти Краснодарского края, осуществляющим перечисление субвенций бюджетам муниципальных районов на реализацию Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае». В силу ст.ст. 6, 74.1 Бюджетного кодекса РФ из краевого бюджета осуществляется финансирование в форме субвенций публичных нормативных обязательств, которые не могут быть персонифицированы. В случае удовлетворения иска исполнение решения суда в рамках действующего законодательства не представляется возможным и может повлечь нарушение закона при исполнении требований указанных актов. Полномочия ДФБК Краснодарского края устанавливаются ст. 171 БК РФ и постановлением главы администрации Краснодарского края от 31 января 2002 года № 95. На ДФБК возложены функции по организации исполнения краевого бюджета. При формировании краевого бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов департаментом по финансам, бюджету и контролю предусмотрены расходы департаменту семейной политики на обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в объемах, предусмотренных Законом Краснодарского края от 29 декабря 2008 года № 1654-КЗ «Об утверждении краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы», на 2011, 2012 и 2013 годы по 484600 тысяч рублей ежегодно. Законом Краснодарского края «Об утверждении краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы» ответственным за выполнение мероприятий программы определен департамент семейной политики. Департамент семейной политики осуществляет ведение общекраевого списка указанных граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а также мероприятия по предоставлению им жилых помещений. При передаче отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа определение размеров субвенции и распределение их осуществляется департаментом семейной политики. Полагает, что Департамент по финансам, бюджету и контролю является ненадлежащим ответчиком.

Представитель ответчика Департамента семейной политики Краснодарского края надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился. В возражениях, направленных суду, считает исковые требования, не подлежащими удовлетворению, поскольку проблема обеспечения детей-сирот жильем в крае стоит особо остро. На момент передачи с 1 января 2005 года полномочий численность очередников составляла около 500 человек, сейчас на учете состоит 3246 человек. В рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» ежегодно выделятся денежные средства на приобретение жилья данной категории граждан путем предоставления социальной выплаты. В 2009 году принят краевой закон об обеспечении детей-сирот жильем путем предоставления по договорам социального найма. В Гулькевичском районе в 2009 году приобретена 1 квартира, в 2010 году – 32 квартиры, на 2011 год выделено 484600 тыс. рублей на приобретения квартир для 500 человек. В Гулькевичский район направлены средства в размере 803880 рублей для приобретения 8 квартир. Программа «Дети Кубани» рассчитана до 2013 года, предполагается ежегодное выделение 1 млрд рублей. Жилые помещения предоставляются гражданам, исходя из даты постановки на льготный учет. Учитывая, что Шайхутдинов Т.Ф. поставлен на учет с 2011 года, очередь в Гулькевичском районе ведется с 2006 года, предоставление Шайхутдинову жилого помещения вне очереди нарушит право по обеспечению жильем впереди стоящих очередников. Данная позиция основана на положениях Конституции РФ, определении Конституционного Суда Российской Федерации № 7-О от 18 января 2005 года, сформулировавшего следующее правило: правила действия правовых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, во времени и по кругу лиц должны устанавливаться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ч. 1 и 2 ст. 19), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод. В связи с изложенным просит признать права Шайхутдинова Т.Ф. на обеспечение жилым помещением по договору социального найма в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы» в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Суд, выслушав мнения участников процесса, изучив материалы дела, находит, что требования прокурора в интересах Шайхутдинова Т.Ф. обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

В судебном заседании установлено, что Шайхутдинов Т.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец города Грозного Чечено-Ингушской АССР, в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на основании ст. 8 указанного Закона имеет право после окончания пребывания в образовательном учреждении на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч. 3 ст. 8 указанного Закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

11 февраля 2011 года Шайхутдинов Т.Ф. постановлением главы администрации муниципального образования Гулькевичский район № 117 принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

До настоящего времени Шайхутдинов Т.Ф. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен во внеочередном порядке жилым помещением, ввиду отсутствия надлежащего финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договор социального найма жилого помещения с ним не заключался.

Исходя из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

Данная позиция также нашла свое подтверждение в Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Бюллетень Верховного Суда РФ, 2008, N 10).

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу ст.ст. 2, 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 N 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» лицам, указанным в ст. 1 Закона, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

Указанным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством РФ порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 N 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», Приложением 1 к указанному закону органы местного самоуправления Гулькевичского района наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья, не освобождает администрацию края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Поскольку Шайхутдинов Т.Ф. не обеспечен вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, такое положение нарушает его права, предусмотренные ст. 40 Конституции РФ, ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Закона, как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Суд, удовлетворяя исковые требования, исходит из того, что согласно ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предоставление Шайхутдинову Т.Ф., как лицу, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом и от каких-либо других условий. Поэтому указанные доводы ответчиков суд признает не основанными на законе.

В силу действующего законодательства истец и ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины (п.9 ч.1 ст.333.36 и п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ).

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Гулькевичского района в интересах Шайхутдинова Т.Ф. к Администрации муниципального образования Гулькевичский район, Департаменту по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, Департаменту семейной политики Краснодарского края о предоставлении вне очереди по договору социального найма жилого помещения - удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования Гулькевичский район предоставить Шайхутдинову Т.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании Гулькевичский район за счет средств бюджета Краснодарского края в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» и в соответствии со списком очередности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Обязать Департамент семейной политики Краснодарского края, Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края профинансировать осуществление государственного полномочия субъекта Муниципальным образованием Гулькевичский район по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Гулькевичский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.

                                                            Председательствующий