Решение по заявлению Прокурора Гулькевичского района о признании незаконными действий межрайонной ИФНС России № 5 по Краснодарскому краю, Администрации МО сельское поселение Союз Четырех Хуторов Гулькевичского района



К делу № 2-1256/2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Гулькевичи                        08 ноября 2011 года

Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Хайрутдиновой О.С.,

    при секретаре Гучуа Н.Ю.,

с участием старшего помощника прокурора Гулькевичского района, юриста 3 класса, Колесникова А.Н.,

представителя Межрайонной ИФНС России №5 по Краснодарскому краю, по доверенности Козбановой Н.Н.,

главы Администрации МО сельское поселение Союз Четырех Хуторов Гулькевичского района, Манаева В.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Гулькевичского района Краснодарского края о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России №5 по Краснодарскому краю, Администрации МО сельское поселение Союз Четырех Хуторов Гулькевичского района

                у с т а н о в и л:

Прокурор Гулькевичского района обратился в суд с заявлением и просит признать незаконными действия ИФНС России по Гулькевичскому району Краснодарского края, правопреемником которой является Межрайонная ИФНС России №5 по Краснодарскому краю связанные с передачей Администрации МО сельское поселение Союз Четырех Хуторов государственных полномочий федерального органа государственной власти, Администрации МО сельское поселение Союз Четырех Хуторов, связанные с приемом государственных полномочий федерального органа исполнительной власти по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками – физическими лицами, по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет, по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения, обязать их привести взаимодействие государственного органа и органа местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений в соответствие с действующим законодательством.

В обоснование заявленных требований старший помощник прокурора Гулькевичского района Колесников А.Н. в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям, пояснил, что прокуратурой Гулькевичского района проведена проверка соблюдения законодательства в правоохранительных и контролирующих органах в сфере противодействия налоговым правоотношениям и преступлениям. В ходе проверки установлено, что 22 ноября 2010 года между ИФНС России по Гулькевичскому району Краснодарского края, правопреемником которой является Межрайонная ИФНС России №5 по Краснодарскому краю, и администрацией МО сельское поселение Союз Четырех Хуторов заключено соглашение о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы. Условия указанного соглашения противоречат действовавшему законодательству о налогах и сборах, возлагают на органы местного самоуправления обязанности по осуществлению несвойственных им функций, отнесенных законом к исключительной компетенции налоговых органов РФ и фактически санкционируют передачу государственных полномочий федерального органа исполнительной власти органам местного самоуправления, что является недопустимым.

Представитель Межрайонной ИФНС России №5 по Краснодарскому краю Козбанова Н.Н. возражала против заявленных требований. Пояснила, что считает действия налогового органа и МО сельское поселение Союз Четырех Хуторов законными. Постановлением Правительства РФ от 12.08.2004 г. № 410 «О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов» утверждены правила взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с налоговыми органами. Данное взаимодействие осуществляется в целях обеспечения финансовых органов субъектов Российской Федерации и финансовых органов местных администраций информацией, необходимой для формирования и исполнения соответствующих бюджетов в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами. Налоговый орган и Администрация МО сельское поселение Союз Четырех Хуторов, 22.11.2010 г. заключили соглашение о взаимодействии. Данное соглашение составлено на основе типового соглашения, направленного для использования в работе письмами УФНС России по Краснодарскому краю. Предметом соглашения служит обеспечение эффективного взаимодействия между сторонами в области информационного обмена сведениями, непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ. Помимо обмена информацией, данным соглашением предусмотрено, что органы местного самоуправления оказывают содействие налоговому органу: по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками – физическими лицами с учетом требований ст. 102 НК РФ; по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, неучтенных для целей налогообложения. Налоговый орган не отрицает, что деятельность по направлению налоговых уведомлений и требований об уплате налогов и сборов, а также учет объектов налогообложения является его обязанностью. Однако обязанности, установленные ст. 32 НК РФ, налоговый орган исполняет, и говорить о передаче государственных полномочий оснований не имеется. Оспариваемым соглашением Администрация МО сельское поселение Союз Четырех Хуторов оказывает налоговому органу содействие по ряду мероприятий. В поданном заявлении не указано, какие права и свободы неопределенного круга лиц нарушены в результате оказания содействия. Просила в удовлетворении заявления Прокурора Гулькевичского района отказать.

Глава МО Администрации МО сельское поселение Союз Четырех Хуторов Гулькевичского района, Манаев В.Р. требования прокурора Гулькевичского района находит обоснованными. Пояснил, что МО Администрация МО сельское поселение Союз Четырех Хуторов Соглашением наделено правом по осуществлению функций, отнесенных законом к компетенции налоговых органов РФ. Указанные в соглашении функции возложены на работника администрации поселения помимо основной работы, при этом работником проводится большая работа, что отрывает много времени. Финансовых затрат при осуществлении данного соглашения администрации не несет, однако несвойственные функции негативно сказываются на отношениях с гражданами, так как выполняя возложенные функции сегодня администрация вручает уведомления, выявляет злостных неплательщиков и т.п., а завтра к этим же людям обращается уже в рамках закона о местном самоуправлении.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, находит, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства относятся решения и действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Гулькевичского района Краснодарского края проведена проверка соблюдения законодательства в правоохранительных и контролирующих органах в сфере противодействия налоговым правоотношениям и преступлениям. По результатам проверки установлено, что 22 ноября 2010 между ИФНС России по Гулькевичскому району Краснодарского края, (правопреемником которой является Межрайонная ИФНС России № 5 по Краснодарскому краю) и администрацией МО сельское поселение Союз Четырех Хуторов заключено соглашение о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы.

Согласно п. 4 ст. 6 Соглашения органы местного самоуправления оказывают содействие налоговому органу по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками - физическими лицами с учетом требований ст. 102 Налогового Кодекса РФ; по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения.

    В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 21 марта 1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (в ред. от 27 ноября 2010 года) налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами РФ, Налоговым Кодексом РФ, федеральными законами, нормативными правовыми актами.

Статьей 4 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Налогового Кодекса РФ система налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения в Российской Федерации, в том числе основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах.

Согласно ст. 85 Налогового Кодекса РФ на налоговые органы возложены обязанности по учету налогоплательщиков - организаций и физических лиц, а также объектов налогообложения.

В силу положений ст.ст. 358, 362, 396 Налогового Кодекса РФ суммы земельного и транспортного налогов, подлежащие уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляются налоговыми органами на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств.

Пунктом 9 ч. 1 ст. 32 Налогового Кодекса РФ деятельность по направлению налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налогового уведомления и (или) требования об уплате налога и сбора отнесена к обязанностям налоговых органов.

Статьей 14 Федерального закона № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено установление, изменение и отмена местных налогов и сборов.

Статьей 65 Федерального закона № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено исполнение местного бюджета – как самостоятельная стадия бюджетного процесса муниципального образования. Организация исполнения местного бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган местной администрации. Основы организации деятельности территориальных органов федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам определяет Правительство РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 г. № 410 утверждены Правила «Взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов», определены порядок и условия взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с налоговыми органами. В пункте два указанных Правил предусмотрено, что взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с налоговыми органами осуществляется в целях обеспечения финансовых органов субъектов Российской Федерации и финансовых органов местных администраций информацией, необходимой для формирования и исполнения соответствующих бюджетов в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами.

То есть, действующим законодательством органам местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений предоставлено только право установления, изменения и отмены местных налогов и сборов (земельный налог, налог на имущество физических лиц), а также возложена обязанность ежегодно, до 1 февраля, сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения. Согласно Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 г. № 410, налоговые органы, финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы местных администраций обеспечивают передачу и прием информации в электронном виде. Соглашением, в нарушение закона, на орган местного самоуправления возложены обязанности по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет, по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения.

Выполнение органами местного самоуправления функций по вручению налогоплательщику уведомлений и (или) требований об уплате налога и сбора, выявлению объектов налогообложения влечет необоснованное расходование бюджетных средств муниципального образования, что выражается в выполнении ответственным лицом, работы возложенной на него в нарушение действующего законодательства, что противоречит требованиям ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, согласно которой органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями только законом и с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Каких-либо иных полномочий по взаимодействию с налоговыми органами при осуществлении ими полномочий по налогообложению физических лиц - плательщиков транспортного и земельного налогов, как Налоговым кодексом РФ, так и Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органам местного самоуправления не предоставлено.

Действия органа государственной власти и органа местного самоуправления МО сельское поселение Союз Четырех Хуторов нарушают интересы Российской Федерации и права неограниченного круга лиц, так как пунктом 9 ч. 1 ст. 32 Налогового Кодекса РФ деятельность по направлению налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налогового уведомления и (или) требования об уплате налога и сбора отнесена к обязанностям налоговых органов.

Таким образом, получение налогоплательщиками – физическими лицами уведомлений через Администрацию МО сельское поселение Союз Четырех Хуторов в нарушение действующего законодательства, нарушают права неопределенного круга лиц.

Суд считает, что указанные условия Соглашения противоречат действующему законодательству о налогах и сборах, возлагают на органы местного самоуправления обязанности по осуществлению несвойственных им функций, отнесенных законом к исключительной компетенции налоговых органов Российской Федерации и, фактически, санкционируют передачу государственных полномочий федерального органа исполнительной власти органам местного самоуправления, что является недопустимым.

Руководствуясь ст. ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать несоответствующими закону действия ИФНС России по Гулькевичскому району, правопреемником которой является Межрайонная ИФНС России №5 по Краснодарскому краю, действия связанные с передачей администрации МО сельское поселение Союз Четырех Хуторов государственных полномочий федерального органа исполнительной власти.

Признать несоответствующими закону действия Администрации МО сельское поселение Союз Четырех Хуторов связанные с приемом администрацией МО сельское поселение Союз Четырех Хуторов государственных полномочий федерального органа исполнительной власти.

Обязать Межрайонную ИФНС России №5 по Краснодарскому краю, Администрацию МО сельское поселение Союз Четырех Хуторов привести взаимодействие государственного органа и органа местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений в соответствие с действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 11 ноября 2011 г.

Председательствующий