Дело № 2-1239\11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г. Гулькевичи 9 ноября 2011 года
Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего: Назаренко Н.И.
При секретаре: Чеботаревой В.Н.
С участием прокурора: Колесникова А.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Гулькевичского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными действий органа государственной власти и органа местного самоуправления
У с т т а н о в и л :
Прокурор Гулькевичского района обратился в суд с заявлением и просит признать незаконными действия ИФНС России по Гулькевичскому району Краснодарского края, правопреемником которой является Межрайонная ИФНС России №5 по Краснодарскому краю, связанные с передачей администрации Гулькевичского городского поселения государственных полномочий федерального органа государственной власти, и действия администрации Гулькевичсого городского поселения, связанные с приемом государственных полномочий федерального органа исполнительной власти по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками – физическими лицами, по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет, по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения, и обязать их привести взаимодействие государственного органа и органа местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений в соответствие с действующим законодательством.
В обоснование своих требований прокурор ссылается на то, что 22.11.2010 между ИФНС России по Гулькевичскому району Краснодарского края, (правопреемником является МИ ФНС России № 5 по Краснодарскому краю) и администрацией Гулькевичского городского поселения заключено соглашение о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы. Согласно п. 4 ст. 6 Соглашения, органы местного самоуправления оказывают содействие налоговому органу: по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками - физическими лицами с учетом требований ст. 102 НК РФ; по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения. В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 от 27.11.2010 «О налоговых органах РФ» налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами РФ, НК РФ, Федеральными законами, нормативными правовыми актами. Статьей 4 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. В соответствии с п. 1 ст. 1 НК РФ система налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения в РФ, в том числе основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, устанавливаются НК РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах. Согласно ст. 85 НК РФ на налоговые органы возложены обязанности по учету налогоплательщиков - организаций и физических лиц, а также объектов налогообложения. В силу положений ст.ст. 358, 362, 396 НК РФ суммы земельного и транспортного налогов, подлежащие уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляются налоговыми органами на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств. Пунктом 9 ч. 1 ст. 32 НК РФ деятельность по направлению налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налогового уведомления и (или) требования об уплате налога и сбора отнесена к обязанностям налоговых органов. Действующим законодательством органам местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений предоставлено только право установления, изменения и отмены местных налогов и сборов (земельный налог, налог на имущество физических лиц), а также возложена обязанность ежегодно, до 1 февраля, сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения. Каких-либо иных полномочий по взаимодействию с налоговыми органами при осуществлении ими полномочий по налогообложению физических лиц - плательщиков транспортного и земельного налогов, как НК РФ, так и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», органам местного самоуправления не предоставлено. Выполнение органами местного самоуправления функций по вручению налогоплательщику уведомлений и (или) требований об уплате налога и сбора, выявлению объектов налогообложения, влечет необоснованное расходование бюджетных средств муниципального образования, что противоречит требованиям ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, согласно которой органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями только законом и с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Указанные условия Соглашения противоречат действующему законодательству о налогах и сборах, возлагают на органы местного самоуправления обязанности по осуществлению несвойственных им функций, отнесенных законом к исключительной компетенции налоговых органов Российской Федерации и, фактически, санкционируют передачу государственных полномочий федерального органа исполнительной власти органам местного самоуправления, что является недопустимым и нарушает интересы РФ и права неограниченного круга лиц.
Представитель МИ ФНС России № 5 по Краснодарскому краю Козбанова Н.Н. доводы заявления Прокурора Гулькевичского района не признала и пояснила, что Постановлением Правительства РФ от 12.08.2004 N 410 (ред. от 10.10.2007) «О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов» утверждены правила взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с налоговыми органами. Согласно п. 2 указанных правил, данное взаимодействие осуществляется в целях обеспечения финансовых органов субъектов РФ и финансовых органов местных администраций информацией, необходимой для формирования и исполнения соответствующих бюджетов в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами. Налоговый орган и Администрация Гулькевичского городского поселения 22.11.2010г. заключили соглашение о взаимодействии. Данное соглашение составлено на основе типового соглашения, направленного для использования в работе письмами УФНС России по Краснодарскому краю от 29.10.2010г. № 13-64/27533 @ и от 11.11.2010г. № 13-64/28347. Предметом соглашения служит обеспечение эффективного взаимодействия между сторонами в области информационного обмена сведениями, непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ (ст.1 соглашения). Помимо обмена информацией, ст.6 данного соглашения предусмотрено, что органы местного самоуправления оказывают содействие налоговому органу: по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплателыцикам - физическим лицам с учетом требований ст. 102 НК РФ; по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения. Налоговый орган не отрицает того, что деятельность по направлению налоговых уведомлений и требований об уплате налогов и сборов, а также учет объектов налогообложения является его обязанностью. Однако обязанности, установленные ст. 32 НК РФ налоговый орган исполняет, и говорить о передаче государственных полномочий оснований не имеется. Соглашением от 22.11.2010г. налоговый орган не передает, а Администрация Гулькевиского городского поселения не принимает государственные полномочия, а лишь оказывает налоговому органу содействие по ряду мероприятий. Согласно абз. 2 ст. 255 ГПК РФ, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Пункт 4 ст. 27 ФЗ от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ» в качестве основания для обращения прокурора с заявлением в суд также устанавливает факт нарушения прав и свобод значительного числа граждан, либо особое общественное значение допущенного нарушения, а также необходимость защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества. Заявление от 24.10.2011г. подано в интересах РФ и неопределенного круга лиц, однако не указано, какие права и свободы неопределенного круга лиц нарушены в результате оказания содействия.
Представитель Администрации Гулькевичского городского поселения Капитан М.Б. доводы жалобы признал.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, находит, что требования прокурора Гулькевичского района подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства относятся решения и действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
Как установлено, 22.11.2010 между ИФНС России по Гулькевичскому району Краснодарского края, правопреемником которой является МИ ФНС России № 5 по Краснодарскому краю, и администрацией Гулькевиского городского поселения заключено соглашение о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы. Согласно п. 4 ст. 6 Соглашения, органы местного самоуправления оказывают содействие налоговому органу: по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками - физическими лицами с учетом требований ст. 102 НК РФ; по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 21 марта 1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (в ред. от 27 ноября 2010 года) налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами РФ, Налоговым Кодексом РФ, федеральными законами, нормативными правовыми актами.
Статьей 4 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Налогового Кодекса РФ система налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения в Российской Федерации, в том числе основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах.
Согласно ст. 85 Налогового Кодекса РФ на налоговые органы возложены обязанности по учету налогоплательщиков - организаций и физических лиц, а также объектов налогообложения.
В силу положений ст.ст. 358, 362, 396 Налогового Кодекса РФ суммы земельного и транспортного налогов, подлежащие уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляются налоговыми органами на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств.
Пунктом 9 ч. 1 ст. 32 Налогового Кодекса РФ деятельность по направлению налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налогового уведомления и (или) требования об уплате налога и сбора отнесена к обязанностям налоговых органов.
Статьей 14 ФЗ № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено установление, изменение и отмена местных налогов и сборов.
Статьей 65 Федерального закона № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено исполнение местного бюджета – как самостоятельная стадия бюджетного процесса муниципального образования. Организация исполнения местного бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган местной администрации. Основы организации деятельности территориальных органов федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам определяет Правительство РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 г. № 410 утверждены Правила «Взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов», в которых определены порядок и условия взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с налоговыми органами. В пункте 2 указанных Правил предусмотрено, что взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с налоговыми органами осуществляется в целях обеспечения финансовых органов субъектов Российской Федерации и финансовых органов местных администраций информацией, необходимой для формирования и исполнения соответствующих бюджетов в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами. Налоговые органы, финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы местных администраций обеспечивают передачу и прием информации в электронном виде.
То есть действующим законодательством органам местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений предоставлено только право установления, изменения и отмены местных налогов и сборов (земельный налог, налог на имущество физических лиц), а также возложена обязанность ежегодно, до 1 февраля, сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения.
Каких-либо иных полномочий по взаимодействию с налоговыми органами при осуществлении ими полномочий по налогообложению физических лиц - плательщиков транспортного и земельного налогов, как Налоговым кодексом РФ, так и Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органам местного самоуправления не предоставлено.
Действия органа государственной власти и органа местного самоуправления, Администрации Гулькевичского городского поселения, нарушают интересы Российской Федерации и права неограниченного круга лиц, так как пунктом 9 ч. 1 ст. 32 Налогового Кодекса РФ деятельность по направлению налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налогового уведомления и (или) требования об уплате налога и сбора отнесена к обязанностям налоговых органов.
Таким образом, получение налогоплательщиками – физическими лицами уведомлений через Админинистрацию Гулькевичского городского поселения в нарушение действующего законодательства нарушает права неопределенного круга лиц.
Суд считает, что указанные условия Соглашения противоречат действующему законодательству о налогах и сборах, возлагают на органы местного самоуправления обязанности по осуществлению несвойственных им функций, отнесенных законом к исключительной компетенции налоговых органов Российской Федерации и, фактически, санкционируют передачу государственных полномочий федерального органа исполнительной власти органам местного самоуправления, что является недопустимым.
Руководствуясь ст. ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать не соответствующими закону действия ИФНС России по Гулькевичскому району, правопреемником которой является Межрайонная ИФНС России № 5 по Краснодарскому краю, действия Администрации Гулькевичского городского поселения, связанные с приемом - передачей администрации Гулькевичского городского поселения государственных полномочий федерального органа исполнительной власти.
Обязать Межрайонную ИФНС России № 5 и администрацию Гулькевичского городского поселения привести взаимодействие государственного органа и органа местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений в соответствие с действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, т.е. с 14 ноября 2011 года
Председательствующий: