Решение по заявлению прокурора Гулькевичского района Краснодарского края о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России № 5 по Краснодарскому краю, Администрации Пушкинское сельское поселение Гулькевичского района



К делу № 2-1249/2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Гулькевичи                        10 ноября 2011 года

Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Хайрутдиновой О.С.,

    при секретаре Гучуа Н.Ю.,

с участием старшего помощника прокурора Гулькевичского района, юриста 3 класса, Колесникова А.Н.,

представителя Межрайонной ИФНС России №5 по Краснодарскому краю, по доверенности Козбановой Н.Н.

Главы Администрации МО Пушкинское сельское поселение Гулькевичского района Берсенева Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Гулькевичского района Краснодарского края о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России №5 по Краснодарскому краю, Администрации МО Пушкинское сельское поселение Гулькевичского района

              у с т а н о в и л:

Прокурор Гулькевичского района обратился в суд с заявлением и просит признать незаконными действия ИФНС России по Гулькевичскому району Краснодарского края, правопреемником которой является Межрайонная ИФНС России №5 по Краснодарскому краю связанные с передачей Администрации МО Пушкинское сельское поселение государственных полномочий федерального органа государственной власти, Администрации МО Пушкинское сельское поселение, связанные с приемом государственных полномочий федерального органа исполнительной власти по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками – физическими лицами, по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет, по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения, обязать их привести взаимодействие государственного органа и органа местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений в соответствие с действующим законодательством.

В обоснование заявленных требований старший помощник прокурора Гулькевичского района Колесников А.Н. в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям, пояснил, что прокуратурой Гулькевичского района проведена проверка соблюдения законодательства в правоохранительных и контролирующих органах в сфере противодействия налоговым правоотношениям и преступлениям. В ходе проверки установлено, что 22 ноября 2010 года между ИФНС России по Гулькевичскому району Краснодарского края, правопреемником которой является Межрайонная ИФНС России №5 по Краснодарскому краю, и администрацией МО Пушкинское сельское поселение заключено соглашение о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы. Условия указанного соглашения противоречат действовавшему законодательству о налогах и сборах, возлагают на органы местного самоуправления обязанности по осуществлению несвойственных им функций, отнесенных законом к исключительной компетенции налоговых органов РФ и фактически санкционируют передачу государственных полномочий федерального органа исполнительной власти органам местного самоуправления, что является недопустимым.

Представитель Межрайонной ИФНС России №5 по Краснодарскому краю Козбанова Н.Н. возражала против заявленных требований. Пояснила, что считает действия налогового органа и МО Пушкинское сельское поселение законными. Постановлением Правительства РФ от 12.08.2004 г. № 410 «О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов» утверждены правила взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с налоговыми органами. Данное взаимодействие осуществляется в целях обеспечения финансовых органов субъектов Российской Федерации и финансовых органов местных администраций информацией, необходимой для формирования и исполнения соответствующих бюджетов в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами. Налоговый орган и Администрация МО Пушкинское сельское поселение 22.11.2010 г. заключили соглашение о взаимодействии. Данное соглашение составлено на основе типового соглашения, направленного для использования в работе письмами УФНС России по Краснодарскому краю. Предметом соглашения служит обеспечение эффективного взаимодействия между сторонами в области информационного обмена сведениями, непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ. Помимо обмена информацией, данным соглашением предусмотрено, что органы местного самоуправления оказывают содействие налоговому органу: по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками – физическими лицами с учетом требований ст. 102 НК РФ; по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, неучтенных для целей налогообложения. Налоговый орган не отрицает, что деятельность по направлению налоговых уведомлений и требований об уплате налогов и сборов, а также учет объектов налогообложения является его обязанностью. Однако обязанности, установленные ст. 32 НК РФ, налоговый орган исполняет, и говорить о передаче государственных полномочий оснований не имеется. Оспариваемым соглашением Администрация МО Пушкинское сельское поселение оказывает налоговому органу содействие по ряду мероприятий. В поданном заявлении не указано, какие права и свободы неопределенного круга лиц нарушены в результате оказания содействия. Просила в удовлетворении заявления Прокурора Гулькевичского района отказать.

Глава МО Администрации Пушкинское сельское поселение Гулькевичского района, Берсенев Н.В. требования прокурора Гулькевичского района находит обоснованными. Пояснил, что указанные в соглашении функции возложены на работника администрации поселения помимо основной работы. МО Администрация Пушкинское сельское поселение Соглашением наделено функциями, отнесенными законом к компетенции налоговых органов РФ.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, находит, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства относятся решения и действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Гулькевичского района Краснодарского края проведена проверка соблюдения законодательства в правоохранительных и контролирующих органах в сфере противодействия налоговым правоотношениям и преступлениям. По результатам проверки установлено, что 22 ноября 2010 между ИФНС России по Гулькевичскому району Краснодарского края, (правопреемником которой является Межрайонная ИФНС России № 5 по Краснодарскому краю) и администрацией МО Пушкинское сельское поселение заключено соглашение о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы.

Согласно п. 4 ст. 6 Соглашения органы местного самоуправления оказывают содействие налоговому органу по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками - физическими лицами с учетом требований ст. 102 Налогового Кодекса РФ; по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения.

    В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 21 марта 1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (в ред. от 27 ноября 2010 года) налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами РФ, Налоговым Кодексом РФ, федеральными законами, нормативными правовыми актами.

Статьей 4 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Налогового Кодекса РФ система налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения в Российской Федерации, в том числе основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах.

Согласно ст. 85 Налогового Кодекса РФ на налоговые органы возложены обязанности по учету налогоплательщиков - организаций и физических лиц, а также объектов налогообложения.

В силу положений ст.ст. 358, 362, 396 Налогового Кодекса РФ суммы земельного и транспортного налогов, подлежащие уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляются налоговыми органами на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств.

Пунктом 9 ч. 1 ст. 32 Налогового Кодекса РФ деятельность по направлению налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налогового уведомления и (или) требования об уплате налога и сбора отнесена к обязанностям налоговых органов.

Статьей 14 Федерального закона № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено установление, изменение и отмена местных налогов и сборов.

Статьей 65 Федерального закона № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено исполнение местного бюджета – как самостоятельная стадия бюджетного процесса муниципального образования. Организация исполнения местного бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган местной администрации. Основы организации деятельности территориальных органов федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам определяет Правительство РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 г. № 410 утверждены Правила «Взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов», определены порядок и условия взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с налоговыми органами. В пункте два указанных Правил предусмотрено, что взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с налоговыми органами осуществляется в целях обеспечения финансовых органов субъектов Российской Федерации и финансовых органов местных администраций информацией, необходимой для формирования и исполнения соответствующих бюджетов в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами.

То есть, действующим законодательством органам местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений предоставлено только право установления, изменения и отмены местных налогов и сборов (земельный налог, налог на имущество физических лиц), а также возложена обязанность ежегодно, до 1 февраля, сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения. Согласно Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 г. № 410, налоговые органы, финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы местных администраций обеспечивают передачу и прием информации в электронном виде. Соглашением, в нарушение закона, на орган местного самоуправления возложены обязанности по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет, по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения.

Выполнение органами местного самоуправления функций по вручению налогоплательщику уведомлений и (или) требований об уплате налога и сбора, выявлению объектов налогообложения влечет необоснованное расходование бюджетных средств муниципального образования, что выражается в выполнении ответственным лицом, работы возложенной на него в нарушение действующего законодательства, что противоречит требованиям ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, согласно которой органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями только законом и с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Каких-либо иных полномочий по взаимодействию с налоговыми органами при осуществлении ими полномочий по налогообложению физических лиц - плательщиков транспортного и земельного налогов, как Налоговым кодексом РФ, так и Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органам местного самоуправления не предоставлено.

Действия органа государственной власти и органа местного самоуправления МО Пушкинское сельское поселение нарушают интересы Российской Федерации и права неограниченного круга лиц, так как пунктом 9 ч. 1 ст. 32 Налогового Кодекса РФ деятельность по направлению налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налогового уведомления и (или) требования об уплате налога и сбора отнесена к обязанностям налоговых органов.

Таким образом, получение налогоплательщиками – физическими лицами уведомлений через Администрацию МО Пушкинское сельское поселение в нарушение действующего законодательства, нарушают права неопределенного круга лиц.

Суд считает, что указанные условия Соглашения противоречат действующему законодательству о налогах и сборах, возлагают на органы местного самоуправления обязанности по осуществлению несвойственных им функций, отнесенных законом к исключительной компетенции налоговых органов Российской Федерации и, фактически, санкционируют передачу государственных полномочий федерального органа исполнительной власти органам местного самоуправления, что является недопустимым.

Руководствуясь ст. ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать несоответствующими закону действия ИФНС России по Гулькевичскому району, правопреемником которой является Межрайонная ИФНС России №5 по Краснодарскому краю, действия связанные с передачей администрации МО Пушкинское сельское поселение государственных полномочий федерального органа исполнительной власти.

Признать несоответствующими закону действия Администрации МО Пушкинское сельское поселение связанные с приемом администрацией МО Пушкинское сельское поселение государственных полномочий федерального органа исполнительной власти.

Обязать Межрайонную ИФНС России №5 по Краснодарскому краю, Администрацию МО Пушкинское сельское поселение привести взаимодействие государственного органа и органа местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений в соответствие с действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 15 ноября 2011 г.

Председательствующий