Решение по иску Проценко И.В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Гулькевичском районе КК о признании незаконным отказа в назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты для участников ВОВ, взыскании



к делу № 2-111\2012 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Гулькевичи 31 января 2012 года

Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Логачевой Е.Д.

при секретаре Егеновой Т.А.

с участием истца Проценко И.В.

представителя истца, по доверенности Аксеновой А.А.

представителя ответчика, ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Гулькевичском районе Краснодарского края, по доверенности Барабанчиковой Л.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Проценко И.В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Гулькевичском районе Краснодарского края о признании незаконным отказа в назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой отечественной войны, взыскании денежных средств

у с т а н о в и л:

Проценко И.В. обратилась в суд с иском к ГУ Управление ПФ РФ в Гулькевичском районе о признании незаконным отказа в назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой отечественной войны, ссылаясь на то, что она является матерью военнослужащего Проценко А.С., который погиб ДД.ММ.ГГГГ при исполнении обязанностей военной службы. В обоснование требований истец ссылается на то, что ранее, в соответствии ст. 7 Закона «О неотложных мерах по улучшению пенсионного и социального обслуживания населения» льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих, были распространены на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте.Закон СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного и социального обслуживания населения» распространял льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих, на родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, признавая тем самым их особый правовой статус и соответствующий этому статусу уровень защиты.С принятием ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему мер социальной поддержки, в рамках которой, ежемесячная денежная выплата заменила натуральные льготы и гарантии.

Считая, что ежемесячная денежная выплата подлежала назначению ей, как лицу, приравненному в части пользования льготами к участникам ВОВ, начиная с 1 января 2005 года, она обратилась с заявлением к ответчику о перерасчете и выплате ей суммы ЕДВ с 1 января 2005 года, в удовлетворении которого ей было отказано ответчиком со ссылкой на то, что на нее распространяются льготы в соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах», с чем не согласна,так как ее право на льготы возникло с момента гибели сына, в связи с чем, до 1 января 2005 года она пользовалась натуральными льготами, установленными законом СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного и социального обслуживания населения», ей было выдано соответствующее удостоверение о праве на льготы.

Определением КС РФ от 4 апреля 2007 года № 331-О-П установлено, что взаимосвязанные положения ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) и п.19 ст.44 ФЗ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не могут рассматриваться, как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату женам (родителям) военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года в соответствии с предписаниями ФЗ «О ветеранах» и Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного и социального обслуживания населения», то есть данная социальная выплата для данной категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны. Она полагает, что относится к категории лиц, указанных в Определении КС РФ № 331-О-П от 4 апреля 2007 года и ей положена выплата ЕДВ в размере для участников ВОВ,поэтому просит суд признать отказ УПФ РФ в Гулькевичском районе от 25 ноября 2011 года в назначении и выплате ей ЕДВ в размере для участников ВОВ, незаконным, обязав ответчика произвести перерасчет суммы ЕДВ и выплатить ей указанную выплату с 1 января 2005 года по день вынесения решения суда,взыскать судебные расходы.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержала и настаивала на их удовлетворении.

Представитель истца, по доверенности Аксенова А.А., в судебном заседании поддержала заявленные требования и настаивала на их удовлетворении, суду пояснила, что сын Проценко И.В. погиб при исполнении обязанностей военной службы, являясь военнослужащим. После гибели сына ее доверителю было выдано удостоверение, дающее право на получение льгот и преимуществ, установленных для родителей и жен погибших военнослужащих. Родители погибших военнослужащих по предоставляемым льготам приравнены к участникам Великой Отечественной войны в соответствии с Законом СССР № 313-1 от 1 августа 1989 года «О неотложных мерах по улучшению пенсионного и социального обслуживания населения». До принятия ФЗ №122 от 22 августа 2004 года ее доверитель пользовался льготами, установленными для участников ВОВ. С принятием ФЗ № 122 от 22 августа 2004 года, который вступил в законную силу 1 января 2005 года, натуральные льготы и гарантии, а это бесплатный проезд на транспорте, 50%процентные скидки на коммунальные услуги, были заменены на ежемесячную денежную выплату. В назначении и выплаты денежной выплаты как участнику ВОВ отказано незаконно,так как родители должны получать ЕДВ как лица, приравненные к участникам ВОВ со ссылкой на их статус по законам, указанным в исковом заявлении, Определении Конституционного суда РФ, международному соглашению «О взаимном признании прав и на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним» и приложением к указанному соглашению от 12 марта 1993 года,по которому родители погибших военнослужащих приравниваются к участникам ВОВ.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Гулькевичском районе, по доверенности Барабанчикова Л.С. в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд в удовлетворении иска отказать, в обоснование возражений ссылаясь на то, что в соответствии с Определением Конституционного суда РФ от 4 апреля 2007 года № 331-О-П не допускается установление родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы у которых до 1 января 2005 года в соответствии с Законом СССР от 1 августа 1989 года № 313-1 « О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной     войны, из числа военнослужащих,ежемесячной денежной выплаты в размере не ниже размера данной выплаты,назначаемой в настоящее время в соответствии с п.п. 2 п.4 ст. 23.1 ФЗ»О ветеранах» участникам ВОВ. К кругу лиц, у которых до 1 января 2005 года по Закону СССР от 1 августа 1989 года возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников ВОВ из числа военнослужащих, относятся родители и жены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы,гибель которых или смерть наступила до 16 января 1995 года,то есть до даты вступления в силу Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О Ветеранах». В соответствии же с Законом «О Ветеранах» меры социальной поддержки членов семей погибших участников ВОВ и ветеранов боевых действий предусмотрены ст. 21, а для участников и инвалидов ВОВ статьей 15 указанного Закона и нельзя производить выплаты ЕДВ родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы в размере, определенном как для участников Великой Отечественной войны.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований истца.

В судебном заседании установлено, что Проценко И.В. является матерью Проценко А.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении.

Согласно извещению войсковой     части 1481 от 2 февраля 2004 года сын истца умер ДД.ММ.ГГГГ в городской больнице г.Кропоткина Краснодарского края,смерть связана с исполнением обязанностей военной службы, что также подтверждается свидетельством о смерти, выданным 2 февраля 2004 года.

Истцу выдано удостоверение, подтверждающие право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен военнослужащих,погибших при исполнении обязанностей военной службы.

Истец обратился в УПФ РФ в Гулькевичском районе с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, установленной в размере для участников ВОВ, ГУ Управлением Пенсионного фонда РФ в Гулькевичском районе Краснодарского края 25 ноября 2011 года в назначении Проценко И.В. ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны отказано.     Отказ суд считает необоснованным по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 7 Закона СССР от 1 августа 1989 года №313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» действовавшего до вступления в законную силу Закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года №5-ФЗ, на родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, были распространены льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих.

В соответствии с п. 3 ст. 11 ФЗ «О ветеранах» от 12 января 1995 года №5-ФЗ (в редакции действовавшей до 1 января 2005 года) права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены.

С принятием ФЗ от 22 августа 2004 года №122-ФЗ основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой.

Согласно Преамбулы ФЗ «О ветеранах» от 22 августа 2004 года №122-ФЗ данный закон принят в целях защиты прав и свобод гражданина РФ, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина…, приведению социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствии с принципами правового государства и социально ориентированной рыночной экономикой.

По смыслу ст. 23.1 указанного закона ЕДВ представляют собой неотъемлемую часть социальной поддержки ветеранов и членов их семей, а поэтому, предусмотренный взамен ранее установленных натуральных льгот компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь в денежном выражении, должен соответствовать по своему объему ранее предоставленным социальным благам, указанным категориям лиц в натуральной форме. Положения ст. 23.1 ФЗ и п. 19 ст. 44 ФЗ «О ветеранах» в из взаимосвязи не могут рассматриваться, как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года.

У истца право на получение данных льгот возникло с момента гибели сына и выдачи удостоверения, подтверждающего право на льготы, а именно с 1 февраля 2004 года.

Таким образом, поскольку право на льготы в размере, установленном для участников ВОВ из числа военнослужащих, у истца возникло до 1 января 2005 года, поэтому она не может быть ущемлена в правах на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для данной категории граждан.

Право истца на получение ежемесячной денежной выплаты как родителя военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, возникло с момента гибели сына, следовательно, указанные ежемесячные денежные выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, должны быть назначены с 1 января 2005 года, при этом ГУ УПФ РФ в Гулькевичском районе необходимо самостоятельно произвести перерасчет указанных выплат с этого момента в соответствии с действующим законодательством по день вынесения судебного решения, а также края производить начисление и выплачивать истцу ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, с 1 февраля 2012 года пожизненно.

Подлежат удовлетворению и требования истца о взыскании с ответчика судебных расходов, так как в соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Таким образом, судебные расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей, расходы    по удостоверению доверенности в размере 500 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

На основании и изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконным отказ Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Гулькевичском районе Краснодарского края от 25 ноября 2011 года № 08-7921 в назначении Проценко И.В. ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны.     

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Гулькевичском районе Краснодарского края произвести перерасчет Проценко И.В. суммы ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.,за период с 1 января 2005 года по 31 января 2012 года включительно.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Гулькевичском районе Краснодарского края производить начисление и выплачивать Проценко И.В. ежемесячную денежную выплату в размере,установленном для участников Великой Отечественной войны, с 1 февраля 2012 года пожизненно.

Взыскать с Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Гулькевичском районе Краснодарского края в пользу Проценко И.В. судебные расходы по оплате госпошлины в размере двести рублей, по оплате удостоверения доверенности представителю в размере пятьсот рублей, всего семьсот рублей.

Апелляционная жалоба может быть подана в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий