Дело № 2-315/12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г. Гулькевичи 19 марта 2012 года
Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего: Назаренко Н.И.
При секретаре: Чеботаревой В.Н.
С участием прокурора: Колесникова А.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Гулькевичского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Гулькевичский район о расширении сети дошкольных образовательных учреждений,
У с т а н о в и л :
Прокурор обратился с иском к Администрации МО Гулькевичский район о расширении сети дошкольных общеобразовательных учреждений.
Свои требования прокурор обосновывает тем, что прокуратурой Гулькевичского района проведена проверка доступности дошкольного образования на территории муниципального образования Гулькевичский район. В ходе проверки установлено, что на территории Гулькевичского района по состоянию на 1.01.2012 года проживает 7 420 детей в возрасте до 7 лет. Детские сады посещает 3 281 человек, в том числе в группах раннего развития при учреждениях культуры и дополнительного образования - 234 человека, итого 3 515 человек. Таким образом, услугами дошкольного образования в разных формах охвачено 57,2% детей дошкольного возраста. Также установлено, что общая очередь на получение места в ДОУ, зарегистрированная в управлении образования, составляет 1 843 ребенка, из которых нуждаются в услугах детского сада 1 287 детей. Наибольшее количество детей, нуждающихся в предоставлении места в дошкольное учреждение: Гулькевичское городское поселение; Новоукраинске сельское поселение; Красносельское городское поселение; Гирейское городское поселение; сельское поселение Кубань. Таким образом, количество мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждений района не достаточно для удовлетворения потребностей граждан в посещении их детьми детских садов. Установлено, что ответчиком принимаются меры, направленные на расширение сети дошкольных образовательных учреждений. Вместе с тем, такие меры являются недостаточными, поскольку количество мест в детских садах не соответствует потребностям населения. Ранее прокуратурой района принимались меры к устранению указанных нарушений. Однако до настоящего времени нарушения в полном объеме не устранены. Просит обязать администрацию МО Гулькевичский район расширить сеть дошкольных образовательных учреждений, путем создания не менее 1 287 дополнительных мест. С учетом реальных возможностей органов местного самоуправления в силу требований ст.ст. 204, 206 ГПК РФ, определить срок исполнения решения суда до 01.09.2012 года 500 мест; до 01.09.2013 года 787 мест.
В судебном заседании старший помощник прокурора Колесников А.Н. поддержал требования прокурора Гулькевичского района.
Представитель администрации МО Гулькевичский район по доверенности Шкилева Е.В. в судебном заседании исковые требования прокурора Гулькевичского района не признала и пояснила, что на сегодняшний день завершен ремонт МБ ДОУ детский сад № 2 на 80 мест, в ближайшее время начнется ремонт МБ ДОУ детского сада № 26, по его окончанию будет увеличено количество мест на 80. Сформирован земельный участок общей площадью 11 794 кв.м., расположенный примерно в 200 м по направлению на запад от ориентира -пересечение улиц Короткова и Красная, почтовый адрес ориентира: г.Гулькевчи, Краснодарский край; кадастровый номер № для объектов учебно-образовательного назначения. Договор аренды земельного участка от 16 февраля 2012 года № находиться у генерального директора ОАО АПСК «Гулькевичский» на согласовании. Планируется на данном земельном участке строительство детского сада на 245 мест. Выполнение требований прокуратуры Гулькевичского района о расширении сети дошкольных образовательных учреждений администрацией муниципального образования Гулькевичский район до 1 сентября 2012 года на 500 мест не реально. За пять месяцев невозможно построить и ввести в эксплуатацию новый детский сад, так как кроме строительства необходимы и другие крупные материальные затраты на его оснащение в соответствии с пожарными, санитарными нормами, приобретение кухонного инвентаря, кроватей, столов, стульев и т.п. Таких средств у администрации муниципального образования Гулькевичский район нет. Просит суд в удовлетворении искового заявления прокуратуры Гулькевичского района отказать в части установления сроков исполнения расширения сети дошкольных образовательных учреждений администрацией муниципального образования Гулькевичский район до 1 сентября 2012 года на 500 мест, до 1 сентября 2013 года на 787 мест и установить срок до 1 сентября 2013 года на 405 мест, до 1 сентября 2014 года на 882 места.
Представитель Управления образования администрации МО Гулькевичский район по доверенности Верещагина в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что общая очередь на получение места в ДОУ детей до 7 лет, зарегистрированная в управлении образования, составляет 11 843 ребенка, из которых нуждаются в услугах детского сада 1 287 детей. Наибольшее количество детей, нуждающихся в предоставлении места в дошкольное учреждение в городе Гулькевичи - 625 человек, учитываются дети от 2-х лет и старше, затем в Новоукраинском поселении, с учетом ситуации отсутствия там детского сада по опросу населения, детей фактически нуждающихся в услугах ДОУ, на территории поселения проживает 210 человек, в очереди в управлении образования зарегистрированы только 37. Далее следуют такие поселения, как Красносельское - 139 человек, Гирейское - 98 человек, п. Кубань - 75 человек. Проблему очередности на предоставление мест в ДОУ на территории муниципального образования Гулькевичский район возможно и планируется решить путем восстановления групповых ячеек и предоставления мест в дошкольном учреждении № 39 с. Соколовского, который принят в муниципальную собственность в 2012 году, мест 140, а детей пока 70; строительство 3-х детских садов по 280 мест каждый: один в с. Новоукраинском. При необходимости его смогут посещать дошкольники из сельских поселений Кубань, Красносельского и Гирейского; два сада планируется построить в г. Гулькевичи: на Гражданской площади, в районе улицы Российской и Ленинградской. Для выполнения плана муниципалитетом уже выделены два земельных участка в г. Гулькевичи и с. Новоукраинском, землеотводные документы на третий - в стадии согласования.
Выслушав старшего помощника прокурора Гулькевичского района, представителей администра3ции МО Гулькевичский район и Управления образования администрации МО Гулькевичский район, изучив материалы дела, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства относятся решения и действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
В судебном заседании установлено, что на территории Гулькевичского района по состоянию на 1.01.2012 года проживает 7 420 детей в возрасте до 7 лет. Детские сады посещает 3 281 человек, в том числе в группах раннего развития при учреждениях культуры и дополнительного образования - 234 человека, итого 3 515 человек. Общая очередь на получение места в ДОУ, зарегистрированная в управлении образования, составляет 1 843 ребенка, из которых нуждаются в услугах детского сада 1 287 детей. Наибольшее количество детей, нуждающихся в предоставлении мест в дошкольное учреждение Гулькевичское городское поселение; Новоукраинске сельское поселение; Красносельское городское поселение; Гирейское городское поселение; сельское поселение Кубань.
Статья 43 Конституции РФ за каждым закрепляет право на образование, гарантирует общедоступность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» № 266-1 от 10.07.1992 года право на образование является одним из основных конституционных прав граждан Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998 года государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.
Государственная политика в области образования основывается на принципе общедоступности образования (ст. 2 Федерального закона «Об образовании»).
Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Государство гарантирует гражданам общедоступность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов (части 2 и 3 ст. 5 Федерального закона «Об образовании»).
В соответствии с ч. 3 ст. 18 названного закона сеть дошкольных образовательных учреждений действует для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района является вопросом, решение которого отнесено к полномочиям муниципального района.
В соответствии с п. 2.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 № 5-п важнейшем функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется на основе конституционного принципа юридического равенства.
Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Таким образом, непринятие мер к расширению сети дошкольных образовательных учреждений, а также к созданию дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях влечет нарушение конституционного права граждан Российской Федерации на образование, а также невыполнение основных направлений государственной политики по охране материнства и детства, в части обеспечения полноценного воспитания, подготовки несовершеннолетних к полноценной жизни в обществе.
Учитывая изложенное, суд считает заявление прокурора Гулькевичского района обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Однако, суд приходит к убеждению, что сроки исполнения требований прокурора подлежат изменению с учетом поступления средств в районный бюджет и реальных возможностей муниципального образования Гулькевичский район.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
Р е ш и л :
Заявление прокурора Гулькевичского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Гулькевичский район о расширении сети дошкольных образовательных учреждений удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Гулькевичский район, с учетом поступления средств в районный бюджет, расширить сеть дошкольных образовательных учреждений в срок до 01 сентября 2012 года на 250 мест, до 1 сентября 2013 года - 500 мест, до 1 сентября 2014 года - 537 мест.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: