К делу № 2-552/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Гулькевичи 24 мая 2012 года
Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего - Хайрутдиновой О.С.,
при секретаре - Гучуа Н.Ю.,
с участием истца - Валишвили А.З.,
представителя ответчика - Винокуровой Г.В. по доверенности от 22 февраля 2012 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Валишвили А.З. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Гулькевичском районе о признании отказа в перерасчете трудовой пенсии незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику и просит признать отказ комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) ГУ УПФР РФ в Гулькевичском районе в перерасчете ему трудовой пенсии незаконным, обязать ответчика произвести перерасчет трудовой пенсии Валишвили А.З. с 05.08.2008 года с учетом справки о зарплате за период работы 01.01.1979 года по 31.12.1983 года.
Свои требования обосновал тем, что 05.08.2008 года ГУ УПФР РФ в Гулькевичском районе Краснодарского края ему назначена пенсия по старости на основании справки о зарплате за период работы 01.01.1979 года по 31.12.1983 года, но размер пенсии был рассчитан без ее учета. 02.04.2012 года он повторно обратился с заявлением о перерасчете трудовой пенсии на основании справки о размере заработной платы за период с 01.01.1979 года по 31.12.1983 года от 21 июля 2008 года № 76. 4 апреля 2012 года ему отказано в перерасчете пенсии с учетом представленной справки, так как его пенсионное обеспечение осуществлено но нормам Соглашения от 16 мая 1997 года и пенсия исчислена из заработка, имевшего место в РФ после переселения из Республики Абхазия. Считает данный отказ незаконным, поскольку согласно Закону РФ «О трудовых пенсиях в РФ» размер трудовой пенсии определяется исходя из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года провозглашает, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства (статья 22). В статье 25 Декларации закрепляется право человека на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. В силу статьи 9 Международного пакта от 16 декабря 1966 года «Об экономических, социальных и культурных правах» признается право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование. Российская Федерация участвует в этом Пакте как правопреемник Союза ССР, который в 1968 году его подписал, а в 1973 году ратифицировал. Конституция России в соответствии с нормами Декларации и Пакта признает нашу страну социальным государством и предусматривает установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты. Из преамбулы Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года следует, что многонациональный народ России принимает Конституцию, сознавая себя частью мирового сообщества. Пунктом 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Вместе с тем, Федеральный закон от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не предусматривает возможности исчисления трудовой пенсии из среднемесячного заработка. Согласно данному Федеральному закону названная пенсия может состоять из базовой, страховой и накопительной частей. При этом размер страховой части трудовой пенсии определяется из расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, который формируется после 1 января 2002 года за счет общей суммы страховых взносов и иных поступлений в ПФР. Установление накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Поэтому для определения размера страховой и накопительной частей трудовой пенсии юридическое значение имеет не стаж и заработок, а поступившие на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Таким образом, страховая часть трудовой пенсии лицам, прибывшим из иных государств, может быть исчислена только из преобразованных в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 года. При оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года, применяется только фактический среднемесячный заработок гражданина, имевший место до указанной даты. Данный заработок за 2000 - 2001 годы определяется по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а за любые 60 месяцев подряд - на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Тем самым законодательством устанавливаются достаточно жесткие требования к подтверждению среднемесячного заработка, используемого в целях оценки пенсионных прав. Однако в отношении граждан, прибывших из государств - участников территориальных соглашений после 1 января 2002 года, нормы о подтверждении заработка по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета не могут применяться, поскольку они не были зарегистрированы в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации. Отношения между Россией и Грузией регулируются Соглашением между правительством Российской Федерации и Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения (Москва, 16 мая 1997 года), однако Абхазия, на территории которой он осуществлял трудовую деятельность, признана Российской Федерацией в качестве суверенного и независимого государства (Указ Президента РФ от 26 августа 2008 год № 1260 и № 1261) а, следовательно, Соглашение заключенное с иным государством, правовой силы не имеет, поскольку доказательств иного в самом Соглашении, а также в других международных договорах между Россией и Абхазией не предусмотрено, следовательно приоритет за имеющими высшую юридическую силу, а именно Всеобщей декларации прав человека, объявившей права и свободы человека, в том числе на социальное обеспечение высшей ценностью. Все пробелы в законодательстве не должны умалять общепризнанное право человека и гражданина на получение достойной пенсии.
В судебном заседании истец Валишвили А.З. поддержал заявленные требования, пояснил суду, что ему необоснованно рассчитали размер пенсии из заработка за один год, а не 60 месяцев, не учли предоставленную им справку. Он приехал сюда в 1996 году, зарегистрировался в 1997 году. С 1997 года работал в колхозе, зарплата была ниже, чем в Абхазии. Хочет, чтобы при расчете пенсии ему учли заработок при работе в Абхазии.
Представитель ответчика Винокурова Г.В. иск не признала и пояснила, что решение Комиссии вынесено в строгом соответствии с действующим законодательством по следующим основаниям. Валишвили А.З. с 30 июля 2008 года была назначена трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года №173-ФЗ. Для определения размера пенсии принят среднемесячный заработок за 24 месяца работы в СПК «Мир» Гулькевичского района с 1 января 2000 года по 31 декабря 2002 года, где отношение заработной платы пенсионера к среднемесячной заработной плате по стране составило 0,525 при предельной величине 1,2. При первичном обращении за назначением пенсии истцом была представлена справка о заработной плате за 60 месяцев работы с 01.01.1979 года по 31.12.1983 года в Государственной Компании «Апсныргылара» города Сухуми Республика Абхазия, однако для расчета пенсии не была принята и возвращена заявителю. На дату обращения Валишвили за назначением пенсии в отношении лиц, переселившихся в Российскую Федерацию с территории Абхазии до 26 августа 2008 года применялись нормы Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 года, вступившего в действие с 28 июня 2002 года. Согласно пункту 3 статьи 6 Соглашения от 16 мая 1997 года для граждан государства одной стороны, переселившихся на территорию государства другой стороны и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется исходя из заработка, получаемого после переселения. Для граждан государства одной стороны, которые после переселения на территорию другого государства не работали или не имеют минимального требуемого периода работы для исчисления заработной платы, при назначении пенсии для исчисления заработной платы по законодательству государства переселения, размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации. В случае невозможности определения среднемесячного заработка в указанном порядке, размер пенсии исчисляется исходя из среднемесячной заработной платы в Российской Федерации по состоянию на декабрь 2001 года в размере 1671 рубль, утвержденной Правительством Российской Федерации для исчисления размеров государственных пенсий, который соотносится с заработком в стране за аналогичный период (1671 руб.). Соответственно отношение заработков в этом случае составляет величину 1,0 (при предельной величине 1,2). Соглашением от 16 мая 1997 года регулируются вопросы пенсионного обеспечения граждан, переселившихся на постоянное жительство в Российскую Федерацию из Грузии (включая и Республику Абхазия) после распада СССР. Поскольку переезд Валишвили из Абхазии в Российскую Федерацию состоялся после распада Союза ССР (после 30.11.1991 года), а после переселения на территорию России имела место работа с 1 октября 1997 года по 30 декабря 2005 года в СПК «Мир» Гулькевичского района, то есть период, достаточный для определения среднемесячной заработной платы за работу в Российской Федерации за 2000-2001 годы, то принять для перерасчета размера пенсии справку о заработной плате за период работы с 1 января 1979 года по 31 декабря 1983 года в Республике Абхазия нет законных оснований.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования Валишвили А.З. удовлетворению не подлежат.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, установленных законом (ч.1).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливаются Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу ч. 3 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Валишвили А.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец города <данные изъяты> является пенсионером по старости, пенсия ему назначена с 30 июля 2008 года Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Гулькевичском районе.
Поскольку Валишвили А.З. прибыл на территорию РФ из Грузии в 1996 году (после распада СССР), пенсия ему 30 июля 2008 года была назначена в соответствии с нормами Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 года, вступившего в действие с 28 июня 2002 года.
Согласно пункту 3 статьи 6 Соглашения от 16 мая 1997 года для граждан государства одной стороны, переселившихся на территорию государства другой стороны и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется исходя из заработка, получаемого после переселения.
Для граждан государства одной стороны, которые после переселения на территорию другого государства не работали или не имеют минимального требуемого периода работы для исчисления заработной платы, при назначении пенсии для исчисления заработной платы по законодательству государства переселения, размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации.
Учитывая, что после переезда на территории РФ из Грузии истец работал, для исчисления размера пенсии в соответствии с Соглашением от 16 мая 1997 года принят размер заработка на территории РФ за период с 1 января 2000 года по 31 декабря 2001 года. Таким образом, ответчиком соблюдена процедура исчисления размера пенсии истца, предусмотренная законодательством и международными соглашениями Российской Федерации, действовавшими в период назначения пенсии ответчику и обоснованно не принята во внимание справка о заработке истца за период работы в Абхазии.
Довод истца о том, что в отношении граждан, прибывших из государств - участников территориальных соглашений после 1 января 2002 года, нормы о подтверждении заработка по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета не могут применяться, поскольку они не были зарегистрированы в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации, суд считает не относящимся к предмету иска, поскольку сам истец прибыл в Российскую Федерацию в 1996 году.
Ссылку истца на положения Всеобщей Декларации прав человека от 10 декабря 1948 года о том, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства, суд считает несостоятельной, поскольку сам истец, получающий с 2008 года пенсию по возрасту, не лишен в Российской Федерации права на пенсионное обеспечение в соответствии со структурой и ресурсами государства, в котором он проживает.
26 августа 2008 года Абхазия, на территории которой истец осуществлял трудовую деятельность, признана Российской Федерацией в качестве суверенного и независимого государства (Указ Президента РФ от 26 августа 2008 год № 1260 и № 1261), Соглашение между правительствами РФ и Грузии от 16 мая 1997 года в отношении истца в настоящее время не применяется, каких-либо других соглашений между Россией и Абхазией по вопросам пенсионного обеспечения не имеется.
Статья 8 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
Судом не установлено каких-либо нарушений прав истца, в связи, с чем суд признает отказ Управления Пенсионного Фонда РФ в Гулькевичском районе соответствующим закону, а требования истца – не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Валишвили Александра Захаровича к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Гулькевичском районе о признании отказа в перерасчете трудовой пенсии незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет трудовой пенсии – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 28 мая 2012 года.
Председательствующий