решение о включении в списки на предоставление социальных выплат на приобретение жилья взамен сносимого



Дело №2-1167(10)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Гуково 2 ноября 2010 года

Гуковский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Абасовой С.Г.

при секретаре Сысак С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рукасевич О.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Р.Д., к Администрации <данные изъяты> об обязании включить ее и несовершеннолетнего ребенка в список на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья взамен сносимого ветхого на семью из 4 человек,

У С Т А Н О В И Л:

Рукасевич О.А. обратилась в суд с иском, ссылаясь на то, что ей на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <данные изъяты> принадлежит квартира <адрес> в 1/2 доле; право собственности зарегистрировано в ЕГРП <данные изъяты> Собственником этой же квартиры в 1/2 доле является ее родной брат Быкадоров С.А.. Все они – сама Рукасевич О.А., ее дочь Р.Д., мать Быкадорова О.А. и брат Быкадоров С.А. проживают в указанной квартире и зарегистрированы в ней. Постановлением Главы администрации <данные изъяты> дом <адрес>, непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидируемой шахты «<данные изъяты>», подлежит сносу. Однако в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, не включены Рукасевич О.А. и ее несовершеннолетняя дочь со ссылкой на то, что на момент составления списка они в указанном жилье не значились. Отказ ответчика включить в список на переселение ее как собственника квартиры и ее несовершеннолетнюю дочь истец считает незаконным и необоснованным, так как все они проживают одной семьей в указанной квартире, ведут совместное хозяйство, проявляют заботу друг о друге. Невключение в список истца и несовершеннолетней Р.Д. нарушает их право на получение социальной выплаты на семью из 4 человек в соответствующем размере. Согласно п.10 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005г., норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете социальной выплаты, составляет 18 кв. м на каждого члена семьи, состоящей из 3 и более человек. Исходя из этого, на их семью, состоящую из 4 человек, должна быть предоставлена социальная выплата на приобретение жилья в размере 72 кв.м. На основании изложенного истец просит суд обязать Администрацию <данные изъяты> включить в списки граждан на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, расположенного по адресу <данные изъяты>, их семью в составе 4 человек по норме 72 кв.м, включая Рукасевич О.А., ее несовершеннолетнюю дочь Р.Д., а также Быкадорова С.А. и Быкадорову О.А..

В судебном заседании истец Рукасевич О.А. поддержала исковые требования.

3-и лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Быкадорова О.А. и Быкадоров С.А. считают требования истца обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика – Администрации <данные изъяты>., действующая на основании доверенности, иск не признала.

Поскольку в соответствии Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, согласование списков граждан на переселение из ветхого жилья производится с Минтопэнерго РФ, при подготовке дела к судебному разбирательству судом привлечено к участию в деле в качестве 3 лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России).

Представитель привлеченного судом в качестве 3 лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерства энергетики Российской Федерации (Минэнерго России) в суд не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом; причины неявки не сообщил, об отложении судебного разбирательства не просил. В соответствии со ст. 167 ч.5 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Минэнерго РФ.

Выслушав истца, 3-х лиц на стороне истца, представителя ответчика, свидетелей, изучив материалы дела, суд пришел к следующему мнению.

В судебном заседании установлено, что истец Рукасевич О.А. на основании свидетельства о праве на наследство по закону является собственником квартиры <адрес> в 1/2 доле, что подтверждается свидетельством о регистрации права (л.д.9); собственником в 1/2 доле этой же квартиры является брат истца Быкадоров С.А. (л.д.10).

Судом обозрена домовая книга для прописки граждан, проживающих по <адрес>, из которой явствует, что сама истец и ее несовершеннолетняя дочь Р.Д. зарегистрированы вместе по указанному адресу (л.д.11-21).

Как показали допрошенные в судебном заседании свидетели М.И., Т.А., истец Рукасевич О.А., ее ребенок, мать Быкадорова О.А. и брат Быкадоров С.А. проживают постоянно в квартире <адрес> одной семьей, ведут совместное хозяйство.

Таким образом, все члены семьи – истец, ее несовершеннолетняя дочь Р.Д., мать Быкадорова О.А. и брат Быкадоров С.А. зарегистрированы и фактически проживают в спорном жилом помещении.

Постановлением Главы администрации <данные изъяты> от 16.11.2001г. признаны непригодными для проживания и подлежащими сносу ветхие жилые дома, попадающие в зону вредного влияния горных работ ликвидируемой шахты «<данные изъяты>», входящей в состав ОАО «<данные изъяты>». В списке таких домов указан и дом <адрес>. В утвержденных по состоянию на 1.01.2004г. Списках жильцов, проживающих в домах, подлежащих сносу, составленных на момент принятия решения о ликвидации угольного предприятия, значилась семья Быкадоровой В.П. в составе 4 человек – собственник Быкадорова В.П., ее сын Б.А. невестка Быкадорова О.А. и внук Быкадоров С.А. Б.А. умер в 2004 году, Б.В.- в 2005 году. В настоящее время в списках на переселение значатся Быкадорова О.А. и Быкадоров С.А.

Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков. Согласно п. 5 указанных Правил межбюджетные трансферты направляются на финансирование сноса ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого, содействия в приобретении жилья по новому месту жительства работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче угля и т.д.

В соответствии с п. 8 Правил…содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов (в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.01.2006 N 44, от 29.04.2006 N 262, от 14.11.2007 N 778, от 01.10.2008 N 734).

Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет:

33 кв. метра - для одиноких граждан;

42 кв. метра - на семью из 2 человек;

18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.

Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, и подлежит сносу определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и является неизменным до момента приобретения жилья.

В соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков размер социальной выплаты на приобретение жилья при переселении из ветхого жилья определяется исходя из количества проживающих в ветхом жилье граждан и не зависит от принадлежности жилищного фонда - является жилье муниципальным, либо же находится в собственности гражданина, а также площади жилого помещения, признанного ветхим.

Указанные Правила не предусматривают обязанность Минэнерго предоставлять гражданам социальные выплат в определенном размере. Согласно п.6 Правил Министерство промышленности и энергетики РФ определяет размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных п.5 Правил, по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, и муниципальных программ создания новых рабочих мест.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2002 года №185 утверждено Положение о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, пунктом 10.5.11. которого предусмотрено, что безвозмездная жилищная субсидия предоставляется органом местного самоуправления шахтерского города (поселка) гражданину, внесенному в утвержденные и согласованные списки.

Право собственности истца на квартиру <адрес>, непригодном для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «<данные изъяты>», никем не оспаривается, следовательно, она как собственник имеет право на получение социальной выплаты в размере, определенном вышеуказанными нормами. Кроме истца в принадлежащей ей квартире зарегистрирована также ее несовершеннолетняя дочь, являющаяся согласно ст. 31 ЖК РФ членом ее семьи.

Поскольку судом установлено, что истец и ее дочь Р.Д. проживают постоянно в квартире, подлежащей сносу, вместе с другим сособственником - Быкадоровым С.А., а также его и истца матерью Быкадоровой О.А., социальная выплата на приобретение жилья, по мнению суда, должна быть предоставлена на всю их семью в составе 4 человек, включая истца Рукасевич О.А. и ее дочь Р.Д., для приобретения жилья площадью 72 кв.метров, исходя из установленной законодательством нормы.

Формирование, уточнение списков и установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления - получателя бюджетных средств, в связи с чем суд считает необходимым обязать Администрацию <данные изъяты> включить в списки на предоставление социальных выплат на приобретение жилья взамен сносимого ветхого - квартиры <адрес> семью из 4 человек, включая Быкадорова С.А., Быкадорову О.А., Рукасевич О.А., Р.Д., рассчитав размер социальной выплаты для приобретения жилья по норме, установленной для семьи из 4 человек - 72 кв. метра.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию <данные изъяты> включить в списки на предоставление социальных выплат на приобретение жилья взамен сносимого ветхого – квартиры <адрес> области семью из 4 человек, включая Быкадорова С.А., Быкадорову О.А., Рукасевич О.А., Р.Д., и определить размер социальной выплаты на приобретение жилья общей площадью 72 кв. метра для семьи из 4 человек.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Гуковский городской суд в 10-дневный срок со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 8 ноября 2010 года.

Судья С.Г. Абасова