решение об отказе в удовлетворении выкупной цены квартиры



Дело № 2-1044(2010)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Гуково 17 ноября 2010 года

Гуковский городской суд Ростовской области в составе:

судьи Абасовой С.Г.

при секретаре Сысак С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дементьева Е.В., Огуло Н.В. к Администрации <данные изъяты> о взыскании выкупной цены квартиры , признанном непригодным для проживания и подлежащим сносу,

У С Т А Н О В И Л:

Дементьев Е.В., Огуло Н.В. обратились в суд с иском, ссылаясь на то, что им на праве собственности принадлежит квартира в 1/2 доле каждому. Постановлением Администрации <данные изъяты> от 9 марта 2007г. дом был признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, а граждане, в нем проживающие, переселению. Они обратились к ответчику с заявлением о выплате каждому из них в 1/2 доле выкупной цены квартиры, однако ответчиком в выплате было отказано со ссылкой на Программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда в 2010 году, утвержденную Постановлением Администрации <данные изъяты> от 5 марта 2010г. , предусматривающую только предоставление иного жилого помещения с выплатой разницы в выкупной цене. Отказ ответчика истцы считают незаконным, противоречащим ст.242, 306 ГК РФ, 32 ЖК РФ, поскольку Программа переселения граждан… входит в противоречие со ст. 242, 306 ГК РФ, 32 ЖК РФ. Согласно ч.2 ст.1 ЖК РФ граждане свободны в реализации своих прав. Рыночная стоимость принадлежащей им квартиры составляет 1498770 руб. По мнению истцов, они имеют право получить компенсацию стоимости квартиры в 1/2 доле каждый. В связи с изложенным истцы просят суд взыскать с ответчика - Администрации <данные изъяты> в пользу каждого из них по 749385 руб. - выкупную цену принадлежащей им доли в праве собственности на квартиру.

Истцы Дементьев Е.В., Огуло Н.В. в суд не явились, будучи извещены о дне рассмотрения дела, просили рассмотреть иск в их отсутствие. В соответствии со ст. 167 ч.5ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов, с участием их представителя по доверенности.

Представитель истцов Дементьева Л.Ф., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования в полном объеме, пояснив, что истцы, являющиеся собственниками жилого помещения, подлежащего сносу, проживают не в <данные изъяты>, а в других населенных пунктах <данные изъяты>, а потому желают приобрести жилье по месту фактического проживания.

Представитель ответчика - Администрации <данные изъяты>, будучи извещен надлежащим образом о дне рассмотрения дела, в суд не явился, причины неявки не сообщил, об отложении судебного заседания не просил. В соответствии со ст. 167 ч.4 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации г.<данные изъяты>. Ранее присутствовавшая в судебном заседании представитель ответчика <данные изъяты> иск не признала, пояснив, что дом, в котором находится квартира истцов, включен в Областную Программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда в 2010году, которой предусмотрено только предоставление иного жилого помещения с выплатой разницы в выкупной цене, а не выплата выкупной цены квартиры.

Представитель привлеченного судом в качестве соответчика Государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в суд не явился, о дне рассмотрения дела извещен; представил в суд письменный отзыв, в котором иск не признал, указав, что Фонд предоставляет целевые средства бюджетам субъектов Российской Федерации на безвозвратной или безвозмездной основе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется исключительно на приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах, поэтому выплата администрацией <данные изъяты> выкупной цены за изымаемое жилое помещение в признанном аварийным многоквартирном доме за счет средств Фонда будет расцениваться как нецелевое расходование бюджетных средств. Выплата истцам выкупной цены за изымаемое у них жилое помещение возможно только за счет средств местного бюджета муниципального образования при условии исключения жилого помещения из региональной адресной программы Ростовской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2010 году».

Представитель привлеченного судом в качестве соответчика Министерства территориального развития и градостроительства <данные изъяты> в суд не явился, о дне рассмотрения дела извещен; просил дело рассмотреть в его отсутствие, в представленном письменном отзыве против исковых требований возражает, ссылаясь на то, что жилой дом заключением межведомственной комиссии от 22.12.2006г. признан аварийным, подлежащим сносу, в связи с чем включен в Областную целевую программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в Ростовской области на 2004-2011 годы». Постановлением Администрации Ростовской области от 5.03.2010г. утверждена областная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2010г.», в которую включен и . Переселение граждан в рамках указанной программы осуществляется на условиях софинансирования средств Фонда содействия реформированию ЖКХ и средств областного бюджета путем приобретения у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах, а также строительства многоквартирных домов; переселение собственников жилых помещений будет осуществляться в соответствии с п.8 ст.32 ЖК РФ путем предоставления иного жилого помещения в зачет выкупной цены, определенной на основании оценки, выполненной специализированной лицензированной организацией

Выслушав истца, изучив материалы дела, суд пришел к следующему мнению.

Статьей 2 п.4 ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» предусмотрено предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном Федеральным законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Частью 1 статьи 4 ФЗ от 17 июля 2009г. №147-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства «и Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» установлено, что со дня вступления в силу ФЗ №147 –ФЗ по 31 декабря 2010г. включительно предоставление финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) на переселение граждан из аварийного жилищного фонда субъектам Российской Федерации или в случае, установленном частью 3 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", муниципальным образованиям осуществляется исключительно на приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) и (или) на строительство многоквартирных домов; средства долевого финансирования переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета муниципального образования, находящегося на территории указанного субъекта Российской Федерации и претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, расходуются исключительно на приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) и (или) на строительство многоквартирных домов.

Установлено, что Дементьев Е.В. и Огуло Н.В. являются собственниками квартиры на основании договора дарения от <данные изъяты> в 1/2 доле каждый; право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельствами о регистрации права от <данные изъяты> (л.д.11,12).

Постановлением Главы администрации <данные изъяты> от 9 марта 2007г. на основании заключения межведомственной комиссии от 22.12.2006г. дом признан аварийным и включен в Программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2008-2011гг.», финансируемую за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Постановлением Администрации <данные изъяты> от 5 марта 2010г. утверждена Программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2010 году». Дом, в котором находится квартира истцов, включен в указанную Программу.

В соответствии с п.1 пп.1 Программы… граждане, являющиеся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, имеют право в соответствии с пунктом 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации на предоставление взамен изымаемого жилого помещения (по договору мены) другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену. В силу пп.3 п.1 Программы переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется следующими способами переселения:

приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц и вводимые в эксплуатацию в 2010 и 2011 годах;

строительство многоквартирных домов;

Согласно Отчету об оценке, произведенной ООО «<данные изъяты>», рыночная стоимость принадлежащей истцам квартиры на июль 2010г. составляет 1 498 770 руб. (л.д.13-48), при инвентаризационной оценке квартиры по данным ГУПТИ <данные изъяты> в 97 272 руб.(л.д.42 об.).

Как следует из Приложения № 3 к указанной Программе…финансовые средства для решения проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда формируются за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и областного бюджета.

Исходя из изложенного, выплата собственникам жилых помещений выкупной цены не предусмотрена, следовательно, истцам, как собственникам жилого помещения, включенного в Областную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2010году», не может быть выплачена выкупная стоимость квартиры за счет целевых денежных средств.

Статья 32 Жилищного кодекса РФ предусматривает обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ст.32 п.10 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. В случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

Таким образом, предоставление другого жилого помещения возможно как с согласия собственника, так и органа местного самоуправления.

Указанные положения закреплены и в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 2.07.2009г. №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации» (п.20- 22).

В рассматриваемом случае квартира истцов была включена в Областную адресную программу переселения, которой предусмотрено лишь предоставление взамен изымаемого жилого помещения (по договору мены) другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену, с согласия собственников жилого помещения и органа местного самоуправления.

Заявление собственников об исключении их из указанной Программы не поступало; на день рассмотрения дела в суде квартира значится в Программе…; на предоставление другого жилого помещения взамен указанного произведено финансирование в рамках Программы…

Таким образом, оснований для взыскания с Администрации <данные изъяты> выкупной цены квартиры в соответствии со ст. 32 ЖК РФ в настоящее время не имеется.

Доводы представителя истцов о противоречии действий ответчика требованиям ст. 242 ГК, ст. 306 ГК РФ суд находит несостоятельными.

Так, в силу ст. 242 ГК РФ в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).

Из буквального толкования данной правовой нормы следует, что квалифицирующим признаком реквизиции является изъятие имущества у его собственника на условиях, установленных законом, т.е. принудительная смена собственника при сохранении самого имущества. В данном же случае, как установлено судом, причиной утраты истцами своего имущества (жилого помещения) расположенного по <адрес>, стало не изъятие этого имущества у истцов, а признание дома ветхим, подлежащим сносу в связи с аварийным состоянием дома.

В связи с изложенным по указанному основанию иск о взыскании выкупной цены квартиры не может быть удовлетворен, поскольку в данном случае реквизиция не имеет место.

Ссылка истцов на ст. 306 ГК РФ, предусматривающую возмещение государством убытков, причиненных собственнику в результате принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, также несостоятельна, поскольку в данном случае право собственности истцов не прекращено; имеет место признание принадлежащего им на праве собственности жилого помещения ветхим и, как следствие, предоставление им на праве собственности другого равноценного жилого помещения. По указанному основанию иск также не может быть удовлетворен.

Иных оснований для взыскания с Администрации <данные изъяты> суммы компенсации, помимо ссылок на ст. 242,306 ГК РФ и ст.32 ЖК РФ истец не привел.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Дементьеву Е.В., Огуло Н.В. в иске к Администрации <данные изъяты> о взыскании выкупной цены квартиры , признанном непригодным для проживания и подлежащим сносу, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ростовский областной суд через Гуковский городской суд в 10-дневный срок со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 22 ноября 2010г.

Судья Абасова С.Г.