решение об обязании принять меры по обеспечению пожарной безопасности



Дело №2-1074 (10)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Гуково                                                                                   8 октября 2010 года

Гуковский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Абасовой С.Г.

при секретаре Шмелевой Е.В.

с участием прокурора Февралевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Гуково в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа , Отделу образования администрации <данные изъяты> об обязании принять меры по обеспечению пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Гуково обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что прокуратурой г. Гуково Ростовской области проведена проверка законности в деятельности образовательных учреждений в части исполнения законодательства о пожарной безопасности. В ходе проверки установлено, что 06 августа 2009 года Отделом государственного пожарного надзора по городу Гуково была проведена проверка соблюдения в МОУ СОШ , расположенном в <адрес> обязательных требований пожарной безопасности, в результате которой были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: на потолке 1-го этажа имеется горючая отделка, двери лестничных клеток не оборудованы приспособлениями для самозакрывания с уплотнителями в притворах, в тамбуре выхода левого крыла и на кухне светильники не оборудованы колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, не проведена проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердачного помещения, у водоема (водоисточника), а также по направлению движения к нему не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. По результатам проверки директору МОУ СОШ было внесено предписание от 06.08.2009 г. об устранении нарушений требований пожарной безопасности, согласно которому на основании ст.ст.34, 37 ФЗ РФ от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности» было предложено выполнить мероприятия по устранению выявленных нарушений. Однако на момент проведения проверки прокуратурой города совместно с Отделом государственного пожарного надзора в целях подготовки к новому 2010-2011 учебном году было установлено, что МОУ СОШ не было исполнено в полном объеме предписание Отдела государственного пожарного надзора по городу Гуково от 06.08.2009, в частности, деревянные конструкции чердачных помещений здания учебного корпуса не обработаны огнезащитным составом по истечении срока действия огнезащитной обработки, у водоема (водоисточника), а также по направлению движения к нему не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. В соответствии с требованиями ст.51 Закона РФ от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании» общеобразовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Статьей 32 Закона РФ от 10.07.1992 г. №3266-1 (в ред. от 25.12.2008г.) «Об образовании» на образовательное учреждение возложена обязанность оборудовать помещения в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, а также ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Статья 37 ФЗ «О пожарной безопасности» обязывает руководителей организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, осуществлять меры по пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты и т.д. Учредителем и распорядителем бюджетных средств, выделяемых школам, является отдел образования администрации <данные изъяты>, который согласно ст.158 Бюджетного кодекса РФ распределяет бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств местного бюджета, утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений. Непринятие МОУ СОШ , Отделом образования администрации <данные изъяты> мер по устранению нарушений правил пожарной безопасности создает угрозу пожарной безопасности неопределенному кругу лиц: несовершеннолетним учащимся МОУ СОШ , которые самостоятельно в силу возраста не могут отстаивать свои интересы в суде, работникам МОУ СОШ , родителям учащихся и иным посетителям МОУ СОШ. На основании изложенного, прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просит суд обязать МОУ СОШ и Отдел образования администрации <данные изъяты> принять меры по обеспечению пожарной безопасности: деревянные конструкции чердачных помещений здания учебного корпуса обработать огнезащитным составом; у водоема (водоисточника), а также по направлению движения к нему установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

В судебном заседании помощник прокурора г. Гуково Февралева М.В. уточнила исковые требования; просит суд обязать МОУ СОШ и Отдел образования администрации <данные изъяты> принять меры по обеспечению пожарной безопасности: провести проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердачного помещения МОУ СОШ в 30-дневный срок; у водоема (водоисточника), а также по направлению движения к нему установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Представитель ответчика - МОУ СОШ иск признала.

Представитель ответчика-отдела образования администрации <данные изъяты> иск не признала, пояснив, что обязанность по выполнению противопожарных мероприятий возложена на руководителя школы; отдел образования, являясь распорядителем бюджетных средств, выделяет денежные средства на проведение мероприятий по заявкам школы.

Выслушав пояснения помощника прокурора, представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд пришел к следующему мнению.

В судебном заседании установлено, что 6 августа 2009 года в результате проведенной проверки МОУ СОШ инспектором по пожарному надзору <данные изъяты> было выдано предписание по устранению выявленных при проверке нарушений требований пожарной безопасности в установленный срок - в течение 1 года.

При проверке в августе 2010года прокуратурой города совместно с Отделом государственного пожарного надзора подготовки к новому учебному 2010-2011 году было установлено, что мероприятия, указанные в упомянутом предписании, выполнены не в полном объеме. Так, не была проведена проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердачного помещения; у водоема (источника), а также по направлению движения к нему не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

В соответствии со ст. 32 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения; к компетенции образовательного учреждения относятся в том числе материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса образовательное учреждение несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Согласно Уставу Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа является муниципальным некоммерческим средним общеобразовательным учреждением; функции учредителя Учреждения выполняет отдел образования администрации <данные изъяты>; непосредственное управление учреждением осуществляет директор, назначенный отделом образования администрации <данные изъяты>.

Статьей 37 ФЗ «О пожарной безопасности» на руководителя организации возлагаются обязанности:

-соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

-разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

-содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению и т.д.; руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В силу ст. 6 этого же Закона должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности.

Таким образом, выданное сотрудником пожнадзора предписание обязательно для исполнения.

Однако, как установлено в судебном заседании, требования предписания, выданного 6 августа 2009г., в течение установленного для исполнения срока МОУ СОШ не были исполнены.

Исходя из изложенного, суд считает необходимым обязать МОУ СОШ в целях обеспечения пожарной безопасности провести проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердачного помещения МОУ СОШ ; установить у водоема (водоисточника), а также по направлению движения к нему соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника, в течение 30 суток.

Поскольку отдел образования администрации <данные изъяты>, выполняющий функции учредителя, является распорядителем бюджетных средств и при этом не вмешивается в хозяйственную деятельность Учреждения, оснований для обязания отдела образования принять меры по обеспечению пожарной безопасности в МОУ СОШ - выполнить указанные в предписании мероприятия по проверке состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердачного помещения МОУ СОШ и     установке у водоема (водоисточника), а также по направлению движения к нему соответствующих указателей не имеется. Отдел образования администрации <данные изъяты> обязан разрешить вопрос о финансировании противопожарных мероприятий в случае подачи МОУ СОШ заявки на выделение бюджетных средств для проведения таковых.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора города Гуково в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа в целях обеспечения пожарной безопасности провести проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердачного помещения МОУ СОШ ; установить у водоема (водоисточника), а также по направлению движения к нему соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника, в течение 30 суток со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Гуковский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 13 октября 2010года.

Судья                                                С.Г. Абасова