о признании противоправным бездействия в отношении неопределенного круга потребителей



Дело № 2-1503/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Гуково Ростовской области                                                  30 декабря 2010 г.

    Гуковский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Сериковой В.И.,

при секретаре Писаревой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления "Р" к Муниципальному унитарному предприятию «В» о признании противоправным бездействия в отношении неопределенного круга потребителей,

УСТАНОВИЛ:

    Управление "Р" обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о признании противоправным бездействия МУП «В», мотивируя свои требования тем, что в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, а Управление "Р" - территориальным органом Федерального органа исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322 утверждено Положение «О Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека». Полномочия Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> утверждены приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.08.2006 г. . Статьей 46 ГПК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо неопределенного круга лиц. Преамбулой Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» установлено, что данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Право "Р" на подачу иска в защиту прав потребителей вытекает также из ст.17, 40, 46 Закона РФ «О защите прав потребителей». Кроме того, в преамбуле указанного Закона под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

    Территориальным отделом Управления "Р" на основании распоряжения от 30.07.2010 г. проведена внеплановая выездная проверка МУП «"В"» на предмет соблюдения законодательства в области защиты прав потребителей при предоставлении информации коммунальных услуг. В результате проведения мероприятий установлено, что МУП «"В"» до потребителей не доводилась следующая информация:

- наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);

- адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);

- размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы (размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);

- порядок и форма оплаты коммунальных услуг (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех посетителей);

- параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также информация о Правилах предоставления коммунальных услуг (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений, в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей);

- сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд (указываются в договоре);

- наименования, адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам.

    Данная информация отсутствовала в пунктах приема граждан по следующим адресам: <адрес> <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, а также на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка. В силу пп. «п» п.49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, исполнитель обязан предоставлять потребителям вышеуказанную информацию.

    "В" в отношении граждан, выбравших непосредственный способ управления многоквартирным домом и части жилых домов, является не только ресурсоснабжающей организацией, но и исполнителем коммунальной услуги водоснабжения, а, следовательно, обязано было доводить до потребителей вышеуказанную информацию. В связи с чем предприятие было привлечено к административной ответственности в виде штрафа. Не согласившись с постановлением административного органа, предприятие обратилось в Арбитражный суд. Решением Арбитражного суда Ростовской области, Постановлением пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, а также судом кассационной инстанции постановление административного органа оставлено в силе.

    Истец просит:

1. Признать противоправными бездействия МУП «В», выразившиеся в не доведении до неопределенного круга потребителей информации:

- наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя;

- адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб;

- размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы;

- порядок и форма оплаты коммунальных услуг;

- параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также информация о Правилах предоставления коммунальных услуг;

- сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд;

- наименования, адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам.

2. Довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации в течение 10 дней после его вступления в законную силу.

     В судебном заседании представитель истца В.А., действующий на основании доверенности от 20.12.2010 г., поддержал исковые требования в полном объеме.

    Представитель ответчика - МУП «В» А.Э., действующая на основании доверенности от 13.05.2010 г., исковые требования не признала, пояснив, что с января 2008 г. по 30.09.2009 г. МУП "В" осуществляло деятельность по водоснабжению и водоотведению в <адрес>. С 01.10.2009 г. указанную деятельность осуществляет вновь созданное предприятие - ОАО «ДВ», не являющаяся правопреемником МУП "В". С указанной даты МУП "В" не является ни исполнителем коммунальных услуг, к числу которых неправомерно их причислил истец, ни ресурсоснабжающей организацией. В нарушение ГПК РФ истец не указывает в своем исковом заявлении какие права и свободы граждан нарушены в настоящее время бездействием о недоведении указанных сведений МУП "В". Решением Арбитражного суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МУП «"В"» открыто конкурсное производство. С даты вынесения указанного ршения наступают последствия, указанные в ст.126 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ, пунктом 1 статьи 126 которого предусмотрено, что все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. Одним из требований истца, указанном в исковом заявлении, является доведение до сведения потребителей решения суда через средства массовой информации в течение 10 дней после его вступления в законную силу. При этом публикации в средствах массовой информации возмездны. Оплата публикации решения суда не являлась бы в настоящее время текущим платежом, соответственно, в случае удовлетворения исковых требований истца МУП "В" не имело бы возможности исполнить решение суда.

    Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд пришел к следующему.

    Согласно ч.2 ст.8 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 информация, в том числе об исполнителе, о реализуемых им услугах в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей. В соответствии с ч.1 ст.10 Закона исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

    На основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой, выездной проверки Муниципального унитарного предприятия «В» (МУП "В"), изданного начальником Территориального отдела Управления "Р", от 30.07.2009 г. в отношении МУП "В" была проведена проверка, по результатам которой составлен акт от 31.08.2009 г. Из акта следует, что в ходе проведения проверки 31.07.2009 г. в 11.05 час. по адресу: <адрес>; 31.07.2009 г. в 12.20 час. по адресу: <адрес>; 04.08.2009 г. в 10.05 час. по адресу: <адрес>; 19.08.2009 г. в 14.55 час. по адресу: <адрес>; 24.08.2009 г. по адресу: <адрес> выявлены нарушения обязательных требований, установленных правовыми актами. Согласно актам обследования от 04.08.2009 г., 19.08.2009 г., 24.08.2009 г. на территории <адрес> расположены пункты приема граждан МУП <адрес> по следующим адресам: <адрес>»; <адрес>»; <адрес>»; <адрес>»; <адрес>; <адрес>». В данных пунктах приемов граждан, а также на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирных домов или в пределах земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов, было выявлено непредставление потребителям информации, установленной нормативными правовыми актами.

    Согласно пп. «п» п.49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, исполнитель обязан предоставить потребителю следующую информацию:

    наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, а для индивидуального предпринимателя - дополнительно сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);

    адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);

    размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы (размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);

    порядок и форма оплаты коммунальных услуг (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех посетителей);

    параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также информация о настоящих Правилах (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей);

    сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд (указываются в договоре);

    наименования, адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил.

    23.10.2009 г. ведущим специалистом-экспертом Территориального отдела Управления "Р" при рассмотрении материалов по результатам внеплановых мероприятий по надзору в отношении деятельности МУП «В» связи с выявленными нарушениями был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.8 КоАП РФ. Постановлением по делу об административном правонарушении Территориального отдела Управления "Р" от 25.11.2009 г. МУП «В» привлечено к административной ответственности в виде штрафа. Как следует из уазанного постановления, МУП "В" не доведена до сведения граждан перечисленная в пп. «п» п.49 Правил предоставления коммунальных услуг информация.

    Не согласившись с постановлением Территориального отдела управления "Р" от 25.11.2009 г. МУП "В" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене указанного постановления. Решением суда от 25.01.2010 г. МУП «В» в удовлетворении заявленных требований было отказано на том основании, что действия общества образуют вмененный ему в вину состав администратвного правонарушения. На решение Арбитражного суда Ростовской области МУП "В" была подана апелляционная жалоба, в которой предприятие просило решение суда отменить. Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2010 г. решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.01.2010 г. оставлено без ихменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

    Таким образом, указанная в постановлении Территориального отдела управления "Р" от 25.11.2009 г. информация, установленная нормативными правовыми актами, не доводилась до сведения потребителей.

    Положения Закона о защите прав потребителей, иных нормативных правовых актов предусматривают право потребителей на информацию, право на государственную и общественную защиту прав потребителей. Ненадлежащее исполнение обязанности по доведению до сведения потребителей информации нарушает их права. Бездействия МУП "В", выразившиеся в не доведении до неопределенного круга потребителей информации, являются противоправным.

    Ссылка представителя ответчика на то, что МУП "В" с 01.10.2009 г. не осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению, не состоятельна, поскольку установленные истцом нарушения при проверке деятельности МУП "В" имели место до 01.10.2009 г.

    В силу ст.46 Закона «О защите прав потребителей» ступившее в законную силу решение суда о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей обязательно для суда, рассматривающего иск потребителя о защите его прав, возникших вследствие наступления гражданско-правовых последствий действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), в части вопросов, имели ли место такие действия и совершены ли они изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером).

    С учетом изложенного суд считает, что требования истца о признании противоправными бездействия МУП "В", выразившиеся в не доведении до сведения потребителей информации, установленной нормативными правовыми актами, и об обязании ответчика довести через средства массовой информации до сведения потребителей решение суда обоснованны и подлежат удовлетворению. Ссылка представителя ответчика на то, что в случае удовлетворения исковых требований истца МУП "В" не имело бы возможности исполнить решение суда, а именно: довести до сведения потребителей решение суда через средства массовой информации в течение 10 дней после его вступления в законную силу, необоснованна, поскольку ответчиком не представлено доказательств невозможности исполнения решения суда в этой части.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Признать противоправными в отношении неопределенного круга потребителей бездействия Муниципального унитарного предприятия «В», выразившиеся в не доведении до сведения неопределенного круга потребителей в наглядной и доступной форме сведений о наименовании, местонахождении (адресе его постоянно действующего исполнительного органа), сведений о государственной регистрации, режиме работы, фамилии, имени и отчестве руководителя; адресе и номере телефона диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб; о размерах тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизитах нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы; о порядке и форме оплаты коммунальных услуг; о параметрах качества предоставления коммунальных услуг, о предельных сроках устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации, информации о Правилах предоставления коммунальных услуг; о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд; о наименовании, адресе и телефоне федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

    Обязать Муниципальное унитарное предприятие «В» довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации в течение 10 дней после его вступления в законную силу.

    Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Гуковский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

    Решение в окончательной форме изготовлено 11.01.2011 г.

Судья                                                                                                   В.И.Серикова