о взыскании компенсации морального вреда



2-415 (2011г.)                                   

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Гуково, Ростовская область                                           «16» марта 2011 года

Гуковский городской суд Ростовской области

в составе:

председательствующего федерального судьи Козинцевой И.Е.,

при секретаре Матвиевской Л.Ю.,

с участием помощника прокурора г. Гуково Косачевой И.В.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Романова Ю.В. к ОАО «Шахта Восточная» о взыскании компенсации морального вреда,

                                             

УСТАНОВИЛ:

       

        Романов Ю.В. обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что он длительное время работал у ответчика в качестве <данные изъяты>, в результате чего получил профессиональное заболевание - <данные изъяты>. 03 ноября 2009 года бюро МСЭ филиала установило ему 30% утраты профессиональной трудоспособности в связи с выявленным профессиональным заболеванием. Данная ситуация заставляет истца переживать по поводу обеспечения нормального уровня проживания его семьи, так как на его иждивении находятся дети, которые обучаются в высших учебных заведениях и продолжают находиться на его содержании. При этом состояние его здоровья требует периодических обследований и лечения, на которое также необходимо находить денежные средства, что в целом повергает его в депрессивное состояние и ухудшает его здоровье и благосостояние его семьи, так как многочисленные обследования и лечение стоят немалых денег. В связи с чем истец полагает, что имеет право на возмещение ему морального вреда и просит суд взыскать в его пользу с причинителя вреда ОАО «Шахта Восточная» компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.

       Истец Романов Ю.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.

       Представитель ответчика Гетман И.И., действующая на основании доверенности от 11.01.2011 года, исковые требования Романова Ю.В. не признала, поскольку ему выплачена в счет возмещения морального вреда единовременная компенсация в размере 245388,60 рублей.

       Выслушав истца, представителя ответчика, заключение помощника прокурора г. Гуково Косачевой И.В., полагавшей, что исковые требования Романова Ю.В. подлежат частичному удовлетворению, изучив материалы дела, суд считает, что иск обоснован и подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

        Установлено, что истец с 1988 года работает на подземных работах на предприятиях угольной промышленности. В ОАО «Шахта Восточная» работает с 1 сентября 2007 года в качестве <данные изъяты>. С 25.11.2010 года переведен поверхностным <данные изъяты>. В общей сложности истец отработал на предприятиях угольной отрасли более 20 лет.

        25 сентября 2009 года в период работы в ОАО «Шахта Восточная» у истца было выявлено профессиональное заболевание - <данные изъяты>, что подтверждается Актом о случае профессионального заболевания (л.д.6-7).

        Согласно справке ФБУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» филиал от 03.11.2009 года ему установлено 30% утраты профессиональной трудоспособности в связи с профессиональным заболеванием (л.д.8). Филиалом ГУ РРО ФСС РФ истцу назначены ежемесячные страховые выплаты, а также единовременная страховая выплата.

        В соответствии с приказом по ОАО «Шахта Восточная» и на основании решения Гуковского городского суда от 18.10.2010года в пользу Романова Ю.В. взыскано единовременное пособие в связи с утратой профессиональной трудоспособности в размере 245388,60 рублей.

        Согласно статье 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При этом учитывается степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

        В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года № 1 « О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», «учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. Независимо от вины причинителя вреда осуществляется компенсация морального вреда, если вред жизни или здоровью гражданина причинен источником повышенной опасности (статья 1100 ГК РФ). При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда».

       Суд считает, что в результате профессионального заболевания истцу причинены нравственные и физические страдания в виде болезненных ощущений, необходимости постоянно обращаться за медицинской помощью, а также психоэмоциональных переживаний своей физической неполноценности. Таким образом, истцу причинен моральный вред, компенсацию которого он вправе требовать с ответчика в соответствии со ст.151 ГК РФ.

      Согласно ч.2 п.3 ст. 8 Федерального Закона № 125-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» возмещение застрахованному морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда.

      По смыслу закона возмещение морального вреда является самостоятельным видом возмещения вреда, причиненного здоровью.

      Учитывая фактические обстоятельства дела, характер причиненных истцу физических и нравственных страданий, степень вины причинителя вреда, семейное и имущественное положение потерпевшего, состояние здоровья истца, то обстоятельство, что утрата профтрудоспособности у истца возникла в результате не обеспечения ответчиком безопасных условий труда и факт профессионального заболевания установлен именно в период работы у ответчика, кроме того, судом учитывается стаж работы истца в угольной отрасли. В связи с чем, руководствуясь принципом разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 45 000 рублей.

       В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ надлежит также взыскать с ответчика госпошлину, от уплаты которой истец был освобожден, в доход местного бюджета в сумме 200 руб.

       На основании изложенного, а также ст.ст. 11, 12, 151, 1084, 1099-1101 ГК РФ, 237 ТК РФ, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

       Исковые требования Романова Ю.В. удовлетворить частично.

       Взыскать с ОАО «Шахта Восточная» в пользу Романова Ю.В. компенсацию морального вреда в сумме 45 000 рублей.                

       В остальной части иска отказать.

       Взыскать с ОАО «Шахта Восточная» госпошлину в доход местного бюджета в сумме 200 руб.

       Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Гуковский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

        Решение в окончательной форме изготовлено 21 марта 2011 года.

Федеральный судья                                                                И.Е.Козинцева