о признании членами семьи собственника жилого помещения



Дело №2-423(11)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Гуково                                                                                      16 марта 2011 года

Гуковский городской суд Ростовской области в составе

судьи Абасовой С.Г.

при секретаре Сысак С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Абраменко Л.Г., Абраменко М.В., Абраменко А.М., Абраменко О.М., Абраменко Д.М., Абраменко Г.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери А.С., к Администрации г. Гуково, Министерству энергетики Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов «ГУРШ» о признании членами семьи собственника жилого помещения и обязании включить в список на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья взамен сносимого ветхого семью из 7 человек,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с иском, ссылаясь на то, что Абраменко Л.Г. является собственником квартиры <данные изъяты> на основании договора купли-продажи квартиры от 3.11.2001г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.11.2001г.(л.д.12). Постановлением Главы администрации г.Гуково от 9.08.2010г. дом <данные изъяты> признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу В связи с этим Абраменко Л.Г. как собственник жилья, подлежащего сносу, обратилась в Администрацию г.Гуково с заявлением о включении в Список на предоставление социальной выплаты членов ее семьи - супруга Абраменко М.В., сына Абраменко А.М., дочери Абраменко О.М., сына Абраменко Д.М., его супруги Абраменко Г.В. и несовершеннолетней дочери (внучки собственника) А.С.. Однако Администрация отказала в удовлетворении просьбы, ссылаясь на то, что указанные граждане не относятся к членам семьи собственника жилья. Отказ ответчика включить в список на переселение указанных членов семьи собственника жилого помещения истцы считают необоснованным, так как на момент формирования списков на переселение все они были зарегистрированы и проживали в спорной квартире, являлись и являются одной семьей, ведут совместное хозяйство, имеют общий семейный бюджет, заботятся друг о друге. На основании изложенного истцы просят суд признать Абраменко М.В., Абраменко А.М., Абраменко О.М., Абраменко Д.М., Абраменко Г.В., несовершеннолетнюю А.С., членами семьи собственника жилого помещения Абраменко Л.Г.; обязать Министерство энергетики Российской Федерации выделить денежные средства на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья семье Абраменко Л.Г. составом семьи 7 человек, включая саму Абраменко Л.Г., Абраменко М.В., Абраменко А.М., Абраменко О.М., Абраменко Д.М., Абраменко Г.В., несовершеннолетнюю А.С., из расчета 126 кв.м.

В судебном заседании истцы Абраменко Л.Г., Абраменко М.В., Абраменко А.М., Абраменко О.М., Абраменко Д.М., Абраменко Г.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери А.С., поддержали исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика - Администрации г.Гуково, действующий на основании доверенности, иск не признал, пояснив, что в соответствии с действующим законодательством жена сына, внучка не являются членами семьи собственника жилого помещения и могут быть признаны таковыми только по решению суда.

Представитель ответчика - Министерства энергетики Российской Федерации (Минэнерго России) в суд не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом; причины неявки не сообщил, об отложении судебного разбирательства не просил, письменные возражения по иску суду не представил. В соответствии со ст. 167 ч.4 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Минэнерго РФ.

Представитель соответчика - Федерального государственного учреждения по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов «ГУРШ» в суд не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом; представил в суд письменные возражения по иску, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В соответствии со ст. 167 ч.5 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ФГУ «ГУРШ».

В письменном отзыве, направленном в суд, представитель ФГУ «ГУРШ» указал, что Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г.№428, содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется в форме социальных выплат в соответствии со списками переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденных проектов ликвидации шахт; получателями средств федерального бюджета на финансирование сноса ветхого жилья и переселение граждан являются органы местного самоуправления. Формирование, уточнение списков и установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления - получателя бюджетных средств, то есть администрации. ФГУ «ГУРШ» не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку его Уставом не предусмотрены функции по распределению средств федерального бюджета и формированию списков граждан на переселение.

Выслушав истцов, представителя ответчика- Администрации г.Гуково, свидетелей, изучив материалы дела, суд пришел к следующему мнению.         

В судебном заседании установлено, что истец Абраменко Л.Г. на основании договора купли-продажи от 3.11.2011г. является собственником квартиры <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о регистрации права (л.д.12.22); вместе с ней в указанной квартире зарегистрированы и проживают муж Абраменко М.В., сын Абраменко А.М., дочь Абраменко О.М., сын Абраменко Д.М., его супруга Абраменко Г.В. и несовершеннолетняя дочь (внучка собственника) А.С.

Как показали допрошенные в судебном заседании свидетели Р.С., С.К., семья Абраменко проживает по соседству с ними - по <данные изъяты>, живут они одной семьей, ведут совместное хозяйство, заботятся друг о друге.

Судом обозрена домовая книга для прописки граждан, проживающих по <данные изъяты>, из которой явствует, что все истцы. включая малолетнюю внучку, зарегистрированы вместе с Абраменко Л.Г. по указанному адресу (л.д.13-21).

Постановлением Главы администрации г. Гуково от 9 августа 2010г. признаны непригодными для проживания и подлежащими сносу ветхие жилые дома, в списке таких домов указан и дом <данные изъяты>.

Согласно ч.1,2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Таким образом, супруг Абраменко М.В., сын Абраменко А.М., дочь Абраменко О.М., сын Абраменко Д.М. являются членами семьи Абраменко Л.Г. в силу закона.

По мнению суда, в судебном заседании нашел подтверждение тот факт, что сын Абраменко Л.Г. - Абраменко Д.М., его супруга Абраменко Г.В. и малолетняя дочь А.С., постоянно проживают в спорной квартире, зарегистрированы в ней, вселены собственником жилого помещения на правах членов семьи, ведут совместное хозяйство, то есть являются членами семьи собственника жилого помещения.

Все указанные граждане были зарегистрированы и проживали в квартире на момент принятия решения о признании жилого дома ветхим, непригодным для постоянного проживания в результате ведения горных работ ликвидируемого угольного предприятия - шахты «Антрацит» (на август 2010г.).

Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков. Согласно п. 5 указанных Правил межбюджетные трансферты направляются на финансирование сноса ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого, содействия в приобретении жилья по новому месту жительства работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче угля и т.д.

В соответствии с п. 8 Правил…содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов (в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.01.2006 N 44, от 29.04.2006 N 262, от 14.11.2007 N 778, от 01.10.2008 N 734).

Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет:

33 кв. метра - для одиноких граждан;

42 кв. метра - на семью из 2 человек;

18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.

Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, и подлежит сносу определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и является неизменным до момента приобретения жилья.

В соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков размер социальной выплаты на приобретение жилья при переселении из ветхого жилья определяется исходя из количества проживающих в ветхом жилье граждан и не зависит от принадлежности жилищного фонда - является жилье муниципальным, либо же находится в собственности гражданина, а также площади жилого помещения, признанного ветхим.

Указанные Правила не предусматривают обязанность Минэнерго предоставлять гражданам социальные выплат в определенном размере. Согласно п.6 Правил Министерство промышленности и энергетики РФ определяет размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных п.5 Правил, по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, и муниципальных программ создания новых рабочих мест.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2002 года №185 утверждено Положение о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, пунктом 10.5.11. которого предусмотрено, что безвозмездная жилищная субсидия предоставляется органом местного самоуправления шахтерского города (поселка) гражданину, внесенному в утвержденные и согласованные списки.

Право собственности Абраменко Л.Г. на квартиру <данные изъяты>, непригодном для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «А.», никем не оспаривается, следовательно, она как собственник имеет право на получение социальной выплаты в размере, определенном вышеуказанными нормами. Кроме собственника в принадлежащей ей квартире зарегистрированы также ее супруг, трое детей, которые являются членами ее семьи в силу ст. 31 ЖК РФ, а также невестка (жена одного из сыновей) и внучка, принадлежность которых к членам семьи установлена судом.

Поскольку судом установлено, что супруг собственника Абраменко Л.Г. - Абраменко М.В., сын Абраменко А.М., дочь Абраменко О.М., сын Абраменко Д.М. являются членами ее семьи в силу закона, принадлежность жены сына Абраменко Г.В. и малолетней внучки А.С. установлена судом, социальная выплата на приобретение жилья должна быть предоставлена с учетом всех членов семьи в количестве 7 человек для приобретения жилья площадью 126 кв.метров, исходя из установленной законодательством нормы.

Поскольку формирование, уточнение списков и установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления - получателя бюджетных средств, суд считает необходимым обязать Администрацию г. Гуково включить в списки на предоставление социальных выплат на приобретение жилья взамен сносимого ветхого Абраменко Л.Г. и ее семью, всего 7 человека, рассчитав размер социальной выплаты для приобретения жилья по норме, установленной для семьи из 7 человек - 126 кв. метров.

Внесение Администрацией г.Гуково семьи Абраменко Л.Г. в Списки на переселение влечет за собой обязанность Минэнерго России выделить денежные средства на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья семье Абраменко Л.Г. в количестве 7 человек из расчета 126 кв.м.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать Абраменко Г.В., несовершеннолетнюю А.С., членами семьи Абраменко Л.Г. для получения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ликвидируемой шахты «А».

Обязать Администрацию г. Гуково включить в списки на предоставление социальных выплат на приобретение жилья взамен сносимого ветхого - квартиры <данные изъяты> семью Абраменко Л.Г. в составе 7 человек - саму Абраменко Л.Г., ее супруга Абраменко М.В., сына Абраменко А.М., дочь Абраменко О.М., сына Абраменко Д.М., жену сына Абраменко Г.В, и несовершеннолетнюю внучку А.С. и определить размер социальной выплаты на приобретение жилья общей площадью 126 кв. метров для семьи из 7 человек.

Обязать Министерство энергетики Российской Федерации определить размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий по переселению граждан из ветхого жилья, в соответствии со списком граждан, подлежащих переселению, с учетом предоставления социальной выплаты на приобретение жилья семье Абраменко Л.Г. составом семьи 7 человек, включая саму Абраменко Л.Г., Абраменко М.В., Абраменко А.М., Абраменко О.М., Абраменко Д.М., Абраменко Г.В., несовершеннолетнюю А.С., из расчета 126 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Гуковский городской суд в 10-дневный срок со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 21 марта 2011 года.

Судья                                                                       Абасова С.Г.