Дело № 2-630(2011г.) Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Ростовская область г. Гуково 25 апреля 2011 года Гуковский городской суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Батура Н.В. при секретаре Волобуевой В.В., с участием пом. прокурора г. Гуково Косачевой И.В., представителя ответчика - Зыбиной В.А., действующей на основании доверенности № от 18.02.2011г., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Красносулинского городского прокурора в интересах Российской Федерации к ОАО «Замчаловский Антрацит» о понуждении к совершению действий, У С Т А Н О В И Л : Красносулинский городской прокурор обратился в суд с иском к ОАО «Замчаловский Антрацит» о понуждении к совершению действий. Заявленные требования обосновывает тем, что Красносулинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о недрах ОАО «Замчаловский антрацит», осуществляющего свою деятельность на территории <адрес>, в ходе которой установлено, что ОАО «Замчаловский антрацит» осуществляет свою деятельность по использованию недр в соответствии с имеющейся лицензией на право пользования от 18.12.2008 №. В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 4.1 Лицензионного соглашения к лицензии от 18.12.2008 №, ОАО «Замчаловский антрацит» до 31.05.2009 должно было произвести переоценку запасов на лицензионном участке, подготовить и утвердить технико - экономическое обоснование (ТЭО) кондиций и предоставить их на государственную экспертизу, а также до 31.05.2010 подготовить и утвердить в установленном порядке технический проект освоения лицензионного участка. Однако, ОАО «Замчаловский антрацит» требования п.п. 2, 3, 4 Федерального закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», а также условия недропользования, содержащиеся в лицензии от 18.12.2008 №, не исполнены. Так, Обществом не произведена переоценка запасов, не подготовлено и не утверждено технико - экономическое обоснование (ТЭО) кондиций, государственная экспертиза не проведена; технический проект освоения лицензионного участка не подготовлен. Ранее, по результатам проверки выполнения условий недропользования, проведенной 20.05.2010, Управлением Росприроднадзора <данные изъяты> ОАО «Замчаловский антрацит» было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300000 руб. Управлением было выдано предписание от 03.06.2010 № ОАО «Замчаловский антрацит» со сроком исполнения до 01.10.2010, которое до настоящего времени не исполнено. Статья 23 Федерального закона от 21.02.1992 № 2395-1 (в ред. от 26.07.2010) «О недрах» определяет основные требования по рациональному использованию и охране недр. Часть 1 статьи 28 указанного выше Федерального закона устанавливает, что государственному учету и включению в государственный реестр подлежат: работы по геологическому изучению недр; участки недр, предоставленные для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей; лицензии на пользование недрами. В соответствии со статьей 29 Закона, в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе. Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов. Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет. Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народно-хозяйственного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется за счет пользователей недр. Истец просит суд обязать ОАО «Замчаловский антрацит» в срок до 01.07.2011 исполнить требования п.п. 2, 3, 4 Федерального закона РФ от 21.02.1992 № (в ред. от 26.07.2010) «О недрах», а также условия недропользования, содержащихся в лицензии от 18.12.2008 № а именно: осуществить переоценку запасов угля (подпункт «а» пункта 4.1 лицензионного соглашения к лицензии от 18.12.2008 №); подготовить и утвердить технико-экономическое обоснование кондиций и представить их на государственную экспертизу (подпункт «а» пункта 4.1. лицензионного соглашения к лицензии от 18.12.2008 №); подготовить и утвердить в установленном порядке технический проект освоения лицензионного участка (подпункт «б» пункта 4.1 лицензионного соглашения к лицензии от 18.12.2008 №). Помощник прокурора г. Гуково Косачева И.В. в судебном заседании исковые требования поддержала. Представитель ответчика ОАО «Замчаловский антрацит» Зыбина В.А. исковые требования признала, пояснив, что действительно указанные нарушения имеют место, не устранены ввиду отсутствия необходимых денежных средств. В настоящее время принимаются меры к устранению нарушений, заключению договора на выполнение научно-исследовательских работ по теме «Проведение геологоразведочных работ по переоценке запасов антрацита на участке Замчаловский Южный с подготовкой ТЭО кондиций». Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению. Установлено, что Красносулинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о недрах в ОАО «Замчаловский антрацит», осуществляющего свою деятельность на территории <адрес>. Проверкой установлено, что ОАО «Замчаловский антрацит» осуществляет деятельность по использованию недр в соответствии с имеющейся лицензией на право пользования от 18.12.2008 № (л.д. 12-23). В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 4.1 Лицензионного соглашения к лицензии от 18.12.2008 № РСТ 01948 ТЭ, ОАО «Замчаловский антрацит» до 31.05.2009 должно было произвести переоценку запасов на лицензионном участке, подготовить и утвердить технико - экономическое обоснование (ТЭО) кондиций и предоставить их на государственную экспертизу, а также до 31.05.2010 подготовить и утвердить в установленном порядке технический проект освоения лицензионного участка на площадях с утвержденными запасами. Однако, ОАО «Замчаловский антрацит» условия недропользования, содержащиеся в лицензии от 18.12.2008 №, не исполнены. Так, ответчиком не произведена переоценка запасов, не подготовлено и не утверждено технико - экономическое обоснование (ТЭО) кондиций, государственная экспертиза не проведена; технический проект освоения лицензионного участка не подготовлен, что подтверждается письмом ОАО «Замчаловский антрацит» № от 24.01.2011г. (л.д.7), актом проверки Управления Росприроднадзора по <данные изъяты> (л.д. 37-43). По результатам проверки выполнения условий недропользования, проведенной Управлением Росприроднадзора <данные изъяты>, 20.05.2010 ОАО «Замчаловский антрацит» было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300000 руб. (л.д. 33-34).Управлением было выдано предписание от 03.06.2010 № ОАО «Замчаловский антрацит» со сроком исполнения до 01.10.2010, которое до настоящего времени не исполнено (л.д.32). Согласно ст. 23 Федерального закона «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 (в ред. от 26.07.2010), основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых; охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод; соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях; предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или промышленного водоснабжения либо резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Частью 1 статьи 28 Федерального закона «О недрах» от 21.02.1992 № установлено, что государственному учету и включению в государственный реестр подлежат работы по геологическому изучению недр, участки недр, предоставленные для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензии на пользование недрами. В соответствии со статьей 29 Федерального закона «О недрах» от 21.02.1992 №, в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе. Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов. Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет. Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народно-хозяйственного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологитческой, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется за счет пользователей недр. В соответствии с пунктом 8 Положения о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.02.2005 № 69 (в ред. от 22.04.2009), государственная экспертиза осуществляется путем проведения анализа документов и материалов (далее - материалы) по: подсчету запасов полезных ископаемых всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений вне зависимости от вида, количества, качества и направления использования полезных ископаемых; технико-экономическому обоснованию кондиций для подсчета запасов полезных ископаемых в недрах, коэффициентов извлечения нефти, газа и газового конденсата; оперативному изменению состояния запасов полезных ископаемых по результатам геолого-разведочных работ и переоценки этих запасов; геологической информации об участках недр, намечаемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений для хранения нефти и газа, захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов, сброса сточных вод и иных нужд, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых; подсчету запасов полезных ископаемых выявленных месторождений полезных ископаемых. В соответствии со статьей 1.2 Федерального закона «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 (в ред. от 26.07.2010), недра в границах территории России, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью, вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении России и субъектов РФ. Ответчик ОАО «Замчаловский антрацит», в нарушение вышеуказанных требований закона, не принял мер к своевременному выполнению требований, указанных в Лицензионном соглашении к лицензии от 18.12.2008 № В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Таким образом, требования Красносулинского городского прокурора к ответчику ОАО «Замчаловский антрацит» законны и обоснованы и подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Красносулинского городского прокурора в интересах Российской Федерации удовлетворить. Обязать Открытое акционерное общество «Замчаловский антрацит» в срок до 01.07.2011 исполнить требования Федерального закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 (в ред. от 26.07.2010), а также условия недропользования, содержащихся в лицензии от 18.12.2008 №, а именно: осуществить переоценку запасов угля (подпункт «а» пункта 4.1 лицензионного соглашения к лицензии от 18.12.2008 №); подготовить и утвердить технико-экономическое обоснование кондиций и представить их на государственную экспертизу (подпункт «а» пункта 4.1. лицензионного соглашения к лицензии от 18.12.2008 №); подготовить и утвердить в установленном порядке технический проект освоения лицензионного участка (подпункт «б» пункта 4.1 лицензионного соглашения к лицензии от 18.12.2008 №). Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Гуковский городской суд в течение 10 дней. Судья Н.В. Батура