об обязании обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем создания дополнительных мест



Дело № 2- 839

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Гуково 7 июня 2011года

Гуковский городской суд Ростовской области в составе

председательствующего судьи Балабейкиной Р.И.,

при секретаре Сухоруковой А.С.,

с участием помощника прокурора г. Гуково Февралевой М.В.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Гуково Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Гуково, Отделу образования Администрации г. Гуково об обязании обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем создания дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях;

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Гуково обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Гуково, Отделу образования Администрации г. Гуково об обязании обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем создания дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в количестве не менее числа детей, состоящих в очереди на получение мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.

Заявленные требования обосновывает тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения администрацией г. Гуково действующего законодательства при предоставлении несовершеннолет­ним жителям г. Гуково дошкольного образования. Важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права на образование, в том числе дошкольного, общедос­тупность и бесплатность которого в государственных и муниципальных образова­тельных учреждениях гарантируется частями 1 и 2 статьи 43 Конституции Рос­сийской Федерации на основе конституционного принципа юридического равен­ства. Закрепляя право на образование и, в качестве одного из его элементов, право на общедоступное и бесплатное образование в государственных и муници­пальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации не­посредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагаю­щую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из кон­ституционного требования общедоступности дошкольного образования незави­симо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имею­щиеся дошкольные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает личные формы образования и самообразования. При этом положение статьи 43, гарантирующей право на дошкольное образование, находится во взаимосвязи с положениями статьи 38 Конституции Российской Федерации, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1), а забота о детях, их воспитании - равно право и обязанность родителей (часть 2).
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266-1 (с последующими изменениями), закрепляя положение о том, что родители являются первыми педагогами и обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте, в пункте 3 той же статьи предусматривает, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных общеобразовательных учреждений. Пункт 3 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 12.09.2008 года № 677 (далее - Положение) определяет дошкольное образовательное учреждение как тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования.

Такие учреждения согласно, пункту 3 Положения, обеспечивают воспитание, обучение и развитие, а также присмотр и уход, оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В соответствии с п.п. 2 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» и ст. 16 Феде­рального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года №131-Ф3 организация предоставле­ния общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории город­ского округа относится к полномочиям городского округа. Указанные полномочия отнесены к вопросам местного значения городского округа Гуково. Пунктом 12 части 1 статьи 3 Устава муниципального образования «<данные изъяты>» к вопросам местного значения города отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразователь­ным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению об­разовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Ростовской области; организация предоставления дополнительного обра­зования детям (за исключением предоставления дополнительного образования де­тям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного до­школьного образования на территории города Гуково, а также организация отды­ха детей в каникулярное время.

В ходе проверки установлено, что на территории <данные изъяты> скла­дывается неблагополучная ситуация с обеспечением детей дошкольными образо­вательными услугами. Проверка показала, что на территории <данные изъяты> проживает 4261 ребе­нок в возрасте до семи лет, фактическое количество мест в дошкольных образова­тельных учреждениях соответствует количеству мест по лицензии всех функцио­нирующих муниципальных дошкольных учреждений города и составляет 1879. Дефицит мест в детских дошкольных учреждениях города состав­ляет 2382 места. Фактическое количество детей, не обеспеченных местами в ДОУ в 2010 году, составило 1386. Система дошкольного образования объединяет 21 дошкольное образова­тельное учреждение, из которых функционирует 19, в связи с тем, что деятель­ность двух детских садов приостановлена. Приказом заведующего <данные изъяты> и администрации г. Гуково деятельность муниципального дошкольного образовательного учрежде­ния детский сад третьей категории «<данные изъяты>» временно приостановлена на основании санитарно-эпидемиологического заключения от 25.03.2008 территориального отдела <данные изъяты> по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РО в городах <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> до устранения недостатков в работе. Дети распределены в другие детские сады согласно наличию свободных мест. До настоящего времени недостатки в ра­боте детского сада «<данные изъяты>» не устранены, образовательная деятельность не возобновлена. Согласно ранее действовавшей лицензии на образовательную деятельность <данные изъяты> «<данные изъяты>» (<данные изъяты>), срок которой истек 11.04.2008, предельная численность контингента обучающихся воспитанников составляла 80 человек. В связи с произошедшим пожаром 12.09.2010 в муниципальном дошколь­ном образовательном учреждении детском саду комбинированного вида второй категории «<данные изъяты>» приказом от 13.09.2010 заведующего <данные изъяты> «<данные изъяты>» И.В. деятельность детского сада приостановлена. Согласно лицензии на образовательную деятельность <данные изъяты> «<данные изъяты>» предельная численность контингента обучающихся составляет 227 человек. До настоящего времени ремонт детского сада «<данные изъяты>» не произведен, об­разовательная деятельность не восстановлена. В связи с приостановлением деятельности <данные изъяты> детского сада «<данные изъяты>» по причине произошедшего пожара и возникшей необходимостью предоставления детям дошкольного образования на основании постановления мэ­ра г<данные изъяты> В.А. от 17.11.2010 и приказа заведующей отделом образования администрации <данные изъяты> Е.К. от 17.11.2010 в <данные изъяты> детском саду третьей категории «<данные изъяты>» открыта временно до­полнительная ясельная группа на 15 детей в возрасте от 1,5 до 3 лет и на основа­нии постановления и.о. мэра <данные изъяты> А.В. от 20.09.2010 и при­каза заведующей отделом образования администрации г<данные изъяты> Е.К. от 20.09.2010 в <данные изъяты> детском саду третьей категории «<данные изъяты>» от­крыта временно дополнительная группа на 13 детей в возрасте с 6 лет. Согласно лицензии на образовательную деятельность <данные изъяты> «<данные изъяты>­чок» предельная численность контингента обучающихся составляет 227 человек. До настоящего времени ремонт детского сада «<данные изъяты>» не произведен, образовательная деятельность не восстановлена. На территории <данные изъяты> имеется два дошкольных образовательных учреждения общей вместимостью 307 человек, деятельность которых до настоящего времени приостановлена, но администрацией города никаких действенных мер, направленных на восстановление деятельности и образовательного процесса не предпринимается. В очереди на получение мест в дошкольных общеобразовательных учреж­дениях по состоянию на 01.04.2011 состоит 1 524 ребенок (от 0 до 1 года 6 меся­цев - 378 детей; от 1 года 6 месяцев до 3 лет - 529 детей; от 3 лет до 7 лет - 617 детей), при этом ежегодно количество нуждающихся в получении данных услуг растет, так как по состоянию на 01.01.2011 в очереди на получение мест в дошко­льных общеобразовательных учреждениях состояло 1386 детей, то есть прирост за 3 месяца составил 138 человек (приведенные статистические данные офици­ально опубликованы на сайте администрации г. Гуково). Проведенной проверкой установлено, что на территории <данные изъяты> складывается не благополучная ситуация с обеспечением детей дошкольными образовательными услугами, в связи с тем, что обеспеченность потребности населения в дошкольных образовательных учреждениях составляет 44 % - из расчета общей численности населения в возрасте до 7 лет, и 55% - из расчета поданных родителями заявлений о постановке ребенка на очередь в муниципальные дошкольные образовательные учреждения города. Сложившаяся ситуация стала возможна ввиду ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами администрации города, которые исхо­дя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные учреждения и, при необходимости, расширять их сеть. В нарушение требований основного закона РФ - Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании», Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией города Гуково должные меры, направленные на организацию предоставления общедос­тупного бесплатного дошкольного образования на территории города не предпринимаются, о чем свидетельствуют приведенные статистические данные, чем нарушается конституционное право граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного образования. Необходимость направления данного искового заявления в интересах госу­дарства вызвана тем, что выявленные в ходе проверки нарушения существенно нарушают конституционные права граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного образования. В связи с изложенным истец просит обязать администрацию г. Гуково Ростовской области обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем создания дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в количестве не менее числа детей, состоящих в очереди на получение мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.

В судебном заседании помощник прокурора Февралева М.В. поддержала исковые требования в полном объеме, пояснив, что создание дополнительных мест в существующих дошкольных образовательных учреждениях возможно путем расширения их площадей.

Представитель Администрации г. Гуково Яковлев Е.В, действующий на основании доверенности, иск не признал и пояснил, что администрация города знает о существующей проблеме с обеспеченностью детей местами в детских садах и, в рамках своих полномочий, принимает меры для обеспечения расширения сети дошкольных учреждений. Из бюджета города выделены средства на формирование земельного участка и проектно-сметную документацию для строительства нового детского сада по <адрес> на 240 мест, строительство которого запланировано на 2012-2013 годы. Проведен конкурс на разработку проектно-сметной документации по ремонту детских садов « <данные изъяты> » и « <данные изъяты>», ремонт которых намечен на 2012 год.1.4.2011 года утвержден план мероприятий по развитию сети дошкольных образовательных учреждений в городе на 2011-2013 годы. В связи с утвержденной программой, по предложению мэра <данные изъяты> <данные изъяты> городская Дума внесла изменения в решение « О бюджете города <данные изъяты> » на 2011 год, включив в структуру расходов бюджета 91421800 рублей на дошкольное образование и, в том числе, на подпрограмму « Развитие дошкольного образования» 90045200 рублей. 20.4.2011 года, после утверждения плана мероприятий по развитию сети дошкольных учреждений, прокурор города внес представление в администрацию города об устранении нарушений закона при предоставлении общедоступного бесплатного дошкольного образования, однако в представлении, как и исковом заявлении, прокурор сам отражает, что меры по обеспечению доступным бесплатным дошкольным образованием администрация принимает. После пожара в детском саду « <данные изъяты>» были созданы временные дополнительные группы в действующих детских садах для размещения в них детей из детского сада, пострадавшего при пожаре. На это были использованы средства, которые планировалось использовать на ремонт детского сада « <данные изъяты> ». Создание дополнительных мест в действующих муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в количестве не менее 1524 невозможно, поскольку детские сады уже переполнены за счет создания в них временных ( на период ремонта детских садов, деятельность которых приостановлена) групп. Имеющиеся площади, с учетом требований СанПин,не позволяют не только создать новые группы в имеющихся помещениях детских садов, но и осуществить к ним пристройку, поскольку на игровые площадки для детей так же распространяются требования санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.

Представитель Отдела образования Администрации г. Гуково Лиманская Н.Ю., действующая на основании доверенности, иск не признала по основаниям, изложенным в возражениях на иск прокурора, которые приобщены к материалам дела.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд не установил оснований для удовлетворения иска.

Пункт 2 ч.1 ст.31 Закона РФ « Об образовании»от 10.7.1999 года № 3266-1,пункт 11 ч.1 ст.15 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6.10.2003 года № 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относит организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

На 1.4.2011 года система дошкольного образования города состоит из 21 дошкольного образовательного учреждения. Деятельность одного из них – детского сада « <данные изъяты> », приостановлена в мае 2008 года в связи с необходимостью реконструкции здания и его переоборудования. Деятельность второго – детского сада « <данные изъяты> », приостановлена в сентябре месяце 2010 года после пожара.

Предельная численность контингента воспитанников по лицензиям на образовательную деятельность в действующих детских садах города составляет 1879 мест. Все места в дошкольных образовательных учреждениях заполнены, свободных мест нет. Очередь на устройство детей в детские сады составляет 1524 человека.

1.4.2011 года Постановлением Мэра города <данные изъяты> утвержден план мероприятий по развитию сети дошкольных образовательных учреждений города на 2011-2013 года за счет финансирования из местного и областного бюджетов. 28 апреля 2011 года решением <данные изъяты> городской Думы внесены изменения в решение « О бюджете города <данные изъяты> на 2011 год », в соответствии с которым на дошкольное образование выделено 91428800 рублей и, в том числе, 90045200 рублей на подпрограмму « Развитие дошкольного образования ».В судебном заседании установлено, что план намеченных мероприятий по развитию сети дошкольных образовательных учреждений города выполняется: проведен конкурс на разработку и выполнение проектно-сметной документации по ремонту <данные изъяты> « <данные изъяты>», <данные изъяты> « <данные изъяты>»,запланированных на 2 квартал 2011 года, произведены работы по выделу земельного участка под строительство нового детского сада на <адрес>, открыты дополнительные временные группы в <данные изъяты> , <данные изъяты> , <данные изъяты> и других. Дополнительные временные группы созданы за счет уплотнения существующих групп в детских садах, при этом допущены нарушения действующих требований САН ПИН 2.4.1.2660-10.

Изложенное свидетельствует о том, что администрация города Гуково и отдел образования Администрации г. Гуково свои полномочия по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования реализуют. Не смотря на принимаемые Администрацией города меры, проблема с обеспечением детей местами в детских садах города остается, однако разрешить ее путем удовлетворения поданного прокурором иска невозможно.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главный государственный санитарный врач РФ своим Постановлением № 91 22.7.2010 года утвердили САНПИН 2.4.1.2660-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», которые, согласно пункту 1.1, направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях и распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые объекты дошкольных организаций независимо от их вида, организационно –правовых форм и форм собственности ( п.1.3).

Согласно п.1.10 САНПИН 2.4.1.2660-10 количество детей в группах дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется из расчета площади групповой ( игровой ) – для ясельных групп не менее 2.5 метров квадратных, в дошкольных группах не менее 2 квадратных метров на одного ребенка ( в редакции Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 года). Предоставленная суду ответчиками информация об используемых площадях действующих <данные изъяты> свидетельствует о том, что в настоящее время, с учетом количества детей, посещающих действующие детские сады, свободных используемых площадей для размещения на них дополнительных мест не имеется. Более того, в нарушение требований САНПИН отдельные детские сады не имеют физкультурных залов ( детские сады « <данные изъяты> » и другие), музыкальных залов ( детсады « <данные изъяты>»), спален ( детсад « <данные изъяты> »), раздевалок <данные изъяты> умывальных помещений ( детсад « <данные изъяты>») и даже подсобных помещений ( детсад « <данные изъяты> »), наличие которых является обязательным в детских садах по требованиям САНПИН. Свободных площадей в детских садах не имеется даже для размещения помещений, наличие которых является обязательным в детсаду. Следовательно, возможности создания в детских садах дополнительных групп ( мест ) в количестве уже имеющихся мест, не имеется.

Пункт 3.5 САНПИН содержит указание о том, что групповые площадки для игр детей должны быть индивидуальными для каждой группы из расчета не менее 9 квадратных метров на 1 ребенка дошкольного возраста ( ясельных групп в детских садах нет). Уточняя исковые требования, помощник прокурора Февралева М.В. указала, что создание дополнительных мест в действующих детских садах возможно путем расширения их площадей. Доказательств того, что имеющиеся земельные участки, на которых расположены действующие детские сады, по своей площади позволяют расширить площадь помещения детских садов путем реконструкции или осуществления пристроек, истец суду не предоставил. Наличие возможности для расширения площадей действующих детских садов в судебном заседании опровергли представители ответчиков, указав, что существующие в детских садах зоны игровых территорий для каждой группы значительно ниже полагающихся 150 квадратных метров на 1 группу, из-за отсутствия территорий для физкультурных площадок, занятия по физкультуре проводятся на игровых площадках, что так же является нарушением САНПИН.

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.

Заявив требование в интересах неопределенного круга лиц об обязании администрацию города Гуково обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем создания дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в количестве, не менее числа детей, состоящих в очереди на получение мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, прокурор не предоставил суду доказательств того, что в действующих муниципальных дошкольных образовательных учреждениях имеется возможность создания дополнительных мест ( наличие свободных площадей ). Ответчики предоставили суду доказательства невозможности создания дополнительных мест в действующих муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, следовательно, при удовлетворении иска прокурора по заявленным им требованиям, решение суда будет неисполнимым.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Прокурору города Гуково в удовлетворении иска, заявленного в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Гуково и Отделу образования Администрации г. Гуково об обязании обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем создания дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в количестве не менее числа детей, состоящих в очереди на получение мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Гуковский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено судьей 9 июня 2011 года.

Судья: Р.И. Балабейкина