Решение о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья и регистрации по месту жительства



Дело №2-7(2010 г.)

                                                                                РЕШЕНИЕ

                                                       ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Гуково Ростовская область 30 марта 2010 года

Судья Гуковского городского суда Ростовской области Плохова Л.Е.

при секретаре Воркуновой Е.А.,

рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании дело по иску Нежданова Г.В., Никоненко Е.В., Никоненко С.В., Нежданова С.Г. к Администрации г. ..., Управлению Федеральной миграционной службы РФ по РО в лице Управления Федеральной миграционной службы РФ в г. ... о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья и регистрации по месту проживания,

                                                                                  УСТАНОВИЛ:

    Истцы обратились в суд с заявлением, в котором просят обязать УФМС РФ по РО в г. ... зарегистрировать Никоненко Е.Г., Никоненко С.В., Нежданова С. Г. в квартире ... ... по ... ... и обязать Администрацию г. ... заключить с Неждановым Г.В., Никоненко Е.Г., Никоненко С.В., Неждановым С.Г. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, ссылаясь на то, что Нежданов Г.В. является собственником квартиры Номер обезличен в ... по ... в .... Указанную квартиру он получил после смерти матери А.Ф., умершей Дата обезличена года.

    Согласно Постановлению Главы администрации г. ... № 583 от 16.11.2001 года жилое помещение по ..., ... в ... области включено в список пропущенных ветхих жилых домов, подлежащих сносу и попадающих в зону вредного влияния горных работ ликвидируемой шахты «А» ОАО «Г».

    В соответствии с постановлением Главы администрации г. ... № 348 от 02.07.2001 года прописка граждан в ветхие жилые дома была запрещена. В результате чего Нежданов Г.В. не смог зарегистрироваться по месту жительства в указанной квартире. Нежданов Г.В. состоит на учете в списках граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, но Администрации не предоставляет ему социальную выплату на приобретение жилья, так как он не имеет регистрации по вышеуказанному адресу.

    Нежданов Г.В. считает его законные права и интересы грубо нарушенными Администрацией г. .... Он не имеет никакого иного жилья, кроме квартиры Номер обезличен в ... по ... в .... В настоящее время он вынужден проживать в ..., по состоянию здоровья, как инвалид 1 группы, он нуждается в постороннем уходе, наблюдении участкового врача. Кроме того, его сын Нежданов С.Г., его дочь Никоненко Е.Г. и ее супруг Никоненко С.В. не имеют в собственности жилья, в связи с чем вынуждены проживать на частных квартирах. Истец считает, что в соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения имеет право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и согласно ст. 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

    Истцы неоднократно уточняли свои исковые требования и в окончательном варианте просят обязать:  1). УФМС РФ по РО в г. ... зарегистрировать Никоненко Е.Г., Никоненко С.В., Нежданова С.Г. в квартире ... ... по ... ...; 2) Администрацию г. ...: включить в списки граждан, подлежащих переселению, на предоставление социальных выплат для приобретения жилья, взамен сносимого (ветхого жилья), Нежданова Г.В. и членов его семьи - Никоненко Е.Г., Никоненко С.В., Нежданова С.Г. по норме социальной выплаты на приобретение жилья 18 кв. метров на человека и предоставить социальную выплату для приобретения жилья, взамен сносимого (ветхого жилья) на семью, состоящую из 4-х человек, из расчета 18 кв. метров на человека, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.

    Истец Нежданов Г.В. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

    В судебном заседании представитель истца Нежданова Г.В. - Нежданова Л.С., действующая на основании доверенности; истцы Нежданов С.Г., Никоненко Е.Г., Никоненко С.В. поддержали уточненные требования и просили удовлетворить их в полном объеме.

    Представитель ответчика УФМС РФ по РО и представитель Министерства энергетики Российской Федерации, привлеченные по делу в качестве 3-го лица на стороне ответчика в суд не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

    Представитель ответчика Администрации г. ... Е.Е., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал.

    Выслушав истцов, представителя Администрации г. ..., изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии с п. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

    В судебном заседании установлено, что истец Нежданов Г.В. является собственником квартиры Номер обезличен в ... по ... в ... на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, удостоверенного нотариусом ... Дата обезличена года и зарегистрированного в реестре за Номер обезличен (л.д.4).

    В соответствии с Постановлением Главы администрации г. ... № 583 от 16.11.2001 года жилое помещение по ..., ... в ... области признано ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности и в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «А» ОАО «Н», подлежит сносу.

    В соответствие с ч.1 ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

    Судом установлено, что истцы Никоненко Е.Г., Никоненко С.В., Нежданова С.Г. являются членами семьи Нежданова Г.В., проживают по ..., ..., ... .... Данный дом подключен к энергоснабжению и водоснабжению, проживающие в квартире истцы оплачивают данный вид коммунальных услуг и задолженности не имеют ( справки л.д. 29,30). Иного жилья истцы не имеют, что подтверждается справками ГУПТИ РО ... филиала и МУП БТИ ... (л.д. 31-35). Однако в указанной квартире истцы не зарегистрированы, в связи с тем, что постановлением Главы администрации г. ... №348 от 2.07.2001 г. регистрация граждан в ветхие жилые дома была запрещена.

    В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

     Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона (ст. 1 Закона). Ограничения этого права с исчерпывающей полнотой установлены в ст. 8 настоящего Закона; ограничения могут быть введены в пограничной полосе, в закрытых военных городках, в закрытых административно-территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в  случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение. Только эти ограничения могут служить основанием для разрешительной регистрации места пребывания и места жительства.

    Правила регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 713 от 17.7.1995 года в п. 12 и 21 содержали перечень случаев, при наличии которых гражданину могло быть отказано в регистрации по месту пребывания и месту жительства.

    Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации № 4-п от 2.2.1998 года пункты 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ признаны не соответствующими Конституции РФ, а признание вышеуказанных пунктов Правил.., содержащих запрет на регистрацию по месту жительства не соответствующими Конституции РФ, является в соответствии с ч.2 Постановления основанием отмены в установленном порядке положений и других нормативных актов, основанных на них либо воспроизводящих их или содержащих такие же положения. При этом Положения нормативных актов, запрещающих регистрацию граждан по месту жительства не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами до приведения их в соответствие с Постановлением Конституционного Суда.

    Нормы Гражданского кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ, Семейного кодекса РФ, иных федеральных законов, которые регламентируют правовой режим жилого помещения и проживания в нем, не содержат оснований отказа в регистрации по месту пребывания и по месту жительства указано в Постановлении Конституционного Суда РФ и, следовательно, законных оснований для отказа истцам в регистрации по месту жительства не имелось.

    Постановление Главы Администрации г. ... № 348 от 2.07.2001 года издано с нарушением действовавшего законодательства, регламентирующего правовой режим жилого помещения и проживания в нем и, в соответствии с п.2 резолютивной части постановления Конституционного Суда РФ № 4-П от 2.2.1998 года не могло применяться должностными лицами, ответственными за регистрацию граждан по месту жительства.

     На основании изложенного, требования истцов о регистрации их по месту фактического проживания, в кв. Номер обезличен дома Номер обезличен по ... в ... подлежат удовлетворению.

     Нежданов Г.В. состоит на учете в списках граждан, проживающих в ветхом жилом фонде (л.д. 20-21).

     Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, а также субсидий гражданам для приобретения (строительства) жилья взамен сносимого. Согласно п. 5 указанных Правил, межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации следующих мероприятий: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого, содействия в приобретении жилья по новому месту жительства работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче угля и т.д.

    В соответствии с п. 8 Правил… содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов (в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.01.2006 N 44, от 29.04.2006 N 262, от 14.11.2007 N 778, от 01.10.2008 N 734).

    Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Министерством энергетики. Российской Федерации и является неизменным до момента приобретения жилья, (в редакции Постановления Правительства РФ от 14.11 2007 г. № 778 от 01.10.2008 г. № 734).

    В соответствии с пунктами 10 и 11 Правил, норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера субсидии, составляет:

33 кв. метра - для одиноких граждан;

42 кв. метра - на семью из 2 человек;

18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.

    Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).

    Тот же норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты установлен и в Постановлении Правительства РФ от 21.03.2006 года №153 п.16.

    Приказом Минпромэнерго России от 12.12.2007 года № 550 утверждено Распределение межбюджетных трансфертов бюджетов Российской Федерации на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков на 2009 год, где в п.6 получателем межбюджетных трансфертов указана Ростовская область, в том числе, Администрация г. ....

     В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005г. №. 428 «О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММ МЕСТНОГО РАЗВИТИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ ДЛЯ ШАХТЕРСКИХ ГОРОДОВ И ПОСЕЛКОВ» размер социальной выплаты на приобретение жилья при переселении из ветхого жилья определяется исходя из количества проживающих в ветхом жилье граждан и не зависит от принадлежности жилищного фонда - является жилье муниципальным, либо же находится в собственности гражданина, а также площади жилого помещения, признанного ветхим.

    Указанные Правила не предусматривают обязанность Минэнерго предоставлять конкретным гражданам конкретные социальные выплаты. Согласно п.6 Правил Министерство промышленности и энергетики РФ определяет размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных п.5 Правил., по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, и муниципальных программ создания новых рабочих мест. Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2002 года №185 разработано Положение о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, пунктом 10.5.11. которого предусмотрено, что безвозмездная жилищная субсидия предоставляется органом местного самоуправления шахтерского города (поселка) гражданину, внесенному в утвержденные и согласованные списки.

    В имеющийся на сегодняшний день Список граждан, подлежащих переселению, по ..., ..., ... ..., внесен истец Нежданов Г.В.

    Право собственности истца Нежданова Г.В. на спорную квартиру Номер обезличен, в доме Номер обезличен. по ..., в ... никем не оспаривается, он состоит в соответствующем списке и имеет право на получение социальной выплаты в размере, определенном вышеуказанными нормами.

    Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают для граждан условия для осуществления права на жилище.

    В соответствии со ст.ст. 1-2 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на безопасное жилище. В этих целях используются бюджетные и иные не запрещенные законом источники финансирования.

    Реализация на своей территории программ муниципальных образований по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда является собственными расходами муниципальных образований. При этом каждое участвующее в реализации Программы муниципальное образование использует собственные, а также федеральные и областные бюджетные средства в своих интересах.

    Поскольку формирование, уточнение списков и установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления- получателя бюджетных средств, суд считает необходимым обязать Администрацию г. Гуково включить в списки на предоставление социальных выплат на приобретение жилья взамен сносимого ветхого Нежданова Г.В. и членов его семьи - Никоненко Е.Г., Никоненко С.В., Нежданова С.Г., рассчитав размер социальной выплаты для приобретения жилья по норме, установленной 18 кв. метров на каждого члена семьи.

    Именно таким образом будет восстановлено законное и нарушенное право истцов на получение социальной выплаты в связи со сносом ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности (ветхое жилье).

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                                         РЕШИЛ:

    Обязать Межрайонный отдел УФМС по Ростовской области в городе ... зарегистрировать Никоненко Е.Г., Никоненко С.В., Нежданова С.Г. в квартире ... ...   по ... ... Ростовской области.

    Обязать Администрацию г. ... включить в списки граждан, подлежащих переселению, на предоставление социальных выплат для приобретения жилья, взамен сносимого (ветхого жилья), Нежданова Г.В., Никоненко Е.Г., Никоненко С.В., Нежданова С.Г. по норме социальной выплаты на приобретение жилья 18 кв. метров на человека.

    Обязать Администрацию города ... предоставить Нежданову Г.В., Никоненко Е.Г., Никоненко С.В., Нежданову С.Г. социальную выплату для приобретения жилья, взамен сносимого (ветхого жилья) на семью, состоящую из 4-х человек, из расчета 18 кв. метров на человека, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.

           Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Гуковский городской суд в 10-дневный срок со дня изготовления решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 05 апреля 2010 года.

            Решение в окончательной форме изготовлено 05 апреля 2010 г.

Судья Гуковского городского суда подпись Л.Е. Плохова