о включении в списки граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого



Дело № 2-774

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Гуково                                                                                04 сентября 2012 года

Гуковский городской суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Плоховой Л.Е.,

при секретаре Волобуевой В.В.,

рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании дело по иску Склярук Т.В. к Администрации г. Гуково о включении в списки граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого,

УСТАНОВИЛ:

Склярук Т.В. обратилась в суд с иском к Администрации г. Гуково, ссылаясь на то, что она является собственником квартиры <адрес>. Постановлением Мэра Г. от 17.11.2010 дом признан аварийным и подлежащим сносу. Письмом администрации от 12.07.2012 ей отказано во включении в списки на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого, в связи с тем, что она не были зарегистрированы в указанной квартире до принятия решения о ликвидации ОАО «А» (ш.Т). Отказ ответчика нарушает права истца на жилище, гарантируемое Конституцией РФ, поскольку местом жительства гражданина является место, где он постоянно и преимущественно проживает, регистрация, либо отсутствие таковой не влияют на права граждан на жилище. В Постановлении Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 оговаривается, что социальные выплаты предоставляются гражданам, проживающим в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности и не имеющим обременений. Тем более, что списки формируются и уточняются ежегодно. Истец Склярук Т.В. просит суд обязать администрацию г. Гуково включить ее в списки граждан на приобретение жилья взамен сносимой ветхой квартиры <адрес>.

В судебном заседании истец и исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Администрации г. Гуково Шишкин Ю.А., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал.

Выслушав стороны, свидетелей, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права серии Склярук Т.В. является собственником <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).

Из ответа заместителя главы администрации Г. Ростовской области от 12.07.2012 данному Склярук Т.В. следует, что согласно Постановлению Администрации г. Гуково от 17.11.2010 «О признании многоквартирный жилых домов аварийными и подлежащими сносу», заключению СКП ОАО «В» от 28.02.2011 о степени влияния горных работ на состояние жилого дома, расположенного по <адрес>, ее дом признан аварийным и подлежащим сносу. Администрация г. Гуково не может включить в списки на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья взамен сносимого ФИО2, так как она не была зарегистрированы на данной площади на дату принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности ОАО «А» (шахта «Т»), что противоречит Правилам предоставления социальных выплат, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 (в соответствии с п.8 Правил).

В домовой книге на квартиру <адрес> имеется запись о регистрации истца Склярук Т.В. 26.05.2011 с момента вступления в наследство (л.д.8-10).

         Свидетели А.П. и З.П. пояснили в судебном заседании, что Скрярук Т.В. постоянно проживает в квартире <адрес> с 1995 года.

         Как указывалось выше, дом <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения СКП ОАО «В» от 28.02.2011.

       В соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков /утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года № 428/ в действующей редакции, содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется в форме предоставления социальных выплат в соответствии со списками переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденных проектов ликвидации шахт.

Данными Правилами установлено, что получателями средств федерального бюджета по направлениям финансирования «снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности», а также «содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности» являются органы местного самоуправления.

Предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется Министерством энергетики РФ /правопреемник Федерального агентства по энергетике/ на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (п. 2.).

Размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, указанных в п. 5 данных Правил, в том числе на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, определяется Министерством энергетики РФ по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, и муниципальных программ создания новых рабочих мест (п. 6).

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов /п. 8/.

Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и является неизменным до момента приобретения жилья. В случае приобретения жилья, стоимость которого превышает размер социальной выплаты, доплата производится гражданином /п. 9/.

Таким образом, вышеназванными Правилами установлен способ реализации возникшего у граждан, подлежащих переселению в связи со сносом ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, права на получение социальной выплаты в целях содействия указанным гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.

Результаты анализа изложенных выше фактических обстоятельств дела применительно к нормам действующего законодательства, в частности указанным пунктам Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, позволяют суду сделать следующий вывод: поскольку истец Склярук Т.В. постоянно зарегистрирована и проживает в доме <адрес>, ставшим в соответствии с заключением СКП ОАО «В» от 28.02.2011 непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, учитывая, что иного жилья истец не имеет, она должна быть включена в список переселяемых граждан.

Поскольку формирование, уточнение списков и установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления- получателя бюджетных средств, суд считает необходимым обязать Администрацию г. Гуково включить в списки на предоставление социальных выплат на приобретение жилья взамен сносимого ветхого Склярук Т.В.

Суд считает несостоятельными доводы ответчика о том, что истец не подлежат включению в списки на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья взамен сносимого, так как она не была зарегистрирована на данной площади на дату принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности ОАО «Антаком» (шахта «Антрацит»), что необходимо согласно п.8 Правила предоставления социальных выплат, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Как закреплено в ст. 35 Конституции РФ, право частной собственности охраняется законом... Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Утверждая Правила предоставления социальных выплат, Правительство Российской Федерации предоставило ответчику возможность ежегодно уточнять списки граждан, подлежащих переселению и списки жильцов сносимых домов, предусмотрев это в П.8 указанных Правил.

Ч. 3 ст. 55 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Отказывая истцу включить их в списки граждан, подлежащих переселению, ответчик нарушает ее законное право на получение социальной выплаты в связи со сносом ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах.

        На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию г. Гуково включить в списки граждан, подлежащих переселению, на предоставление социальных выплат для приобретения жилья, взамен сносимого (ветхого жилья) Склярук Т.В..

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Гуковский городской суд в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 07 сентября 2012 года.

Судья          Л.Е. Плохова