Статья 111 ч.1 УК РФ



Номер обезличен

Приговор

Именем Российской Федерации

г. Губкин Белгородской обл. «2» августа 2010 г.

Губкинский городской суд Белгородской обл.

в составе председательствующего судьи Илиевой А.Я.,

при секретаре Журавлевой Л.В.,

с участием государственного обвинителя – помощника Губкинского городского прокурора Ожерельева М.А.,

защитника – адвоката Чернова О.В., представившего удостоверение №528, ордер № 002277,

потерпевшего Яшкина П.В.,

гражданского истца Яшкина П.В.,

гражданского ответчика Суляева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в общем порядке уголовное дело по обвинению:

Суляева Александра Анатольевича, родившегося Дата обезличена г. в ... р-на Белгородской обл., прожив. ... р-он Белгородская обл., гражданина РФ, военнообязанного, холостого, образование высшее, работающего рабочим по обслуживанию здания Масловской основной общеобразовательной школы, не судимого,

- в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 111 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Суляев совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека.

Преступление совершено в г. Губкин Белгородской обл. во времянке расположенной на ул. Слободская ..., при таких обстоятельствах:

5 октября 2009 г. в период времени с 19 час. до 21 час. 30 мин. между Суляевым и Яшкиным неоднократно происходили ссоры, инициатором которых был как Суляев, так и Яшкин. Поводом к ссорам был непристойный разговор Яшкина по телефону с женщиной, поездка Суляева и Амелина без Яшкина на пос. Лебеди, отказ Яшкина продолжить распивать спиртные напитки с Суляевым, высказывания Суляевым недовольства, с недостаточным темпом выполняемых ими работ. В этот же день, около 21 час. 40 мин., когда Яшкин находился на кровати, Суляев подошел к нему, и кухонным ножом, который взял с табурета, нанес ему один удар в область грудной клетки и один удар в левую ягодицу, причинив тяжкий вред здоровью, по признаку опасности для жизни.

В судебном заседании Суляев, не признавая себя виновным, пояснил, что между ним и Яшкиным после окончания работы возникали ссоры, инициатором которых был Яшкин, из-за его отъезда с Амелиным на пос. Лебеди без него и по поводу того, что он сделал замечание Яшкину ввиду непристойного разговора по телефону. Когда он делал замечание Яшкину, по поводу его разговора по телефону, тот взял возле входной двери топор и замахнулся на него. Встав с кровати, он взял с табурета кухонный нож, выбил топор у Яшкина, нанес ему удар ножом в грудь и оттолкнул на кровать. Удерживая Яшкина одной рукой за шею, другой нанес удар по голове. Не отрицал, что мог нанести, по неосторожности Яшкину, удар ножом в ягодицу, когда удерживал того, так как нож у него был в руке.

Вина подсудимого Суляева подтверждается показаниями потерпевшего Яшкина, свидетелей Драчева, Драчевой О.А., Драчевой С.М., Гриценко, Винюковой, протоколами осмотра места происшествия, предметов, следственных экспериментов, заключениями экспертиз.

Потерпевший Яшкин пояснил, что после работы между ним и Суляевым произошла ссора, так как тот мешал ему разговаривать по телефону. После возвращения Суляева и Амелина с пос. Лебеди, вновь между ними возникла ссора из-за того, что он отказался с ним употреблять спиртное. В ходе ссоры, когда он лежал на кровати, Суляев ударил его 1-2 раза кулаком в лицо. Подойдя к двери, он взял топор и, демонстрируя его возле двери, сказал о том «не буди во мне зверя» и оставил топор там же. Возле кровати, когда он возвращался от двери, Суляев толкнул его на кровать и стал душить. Освободившись от Суляева, он сел на кровать, и Суляев, сидя с правой стороны от него, ударил его ножом в левую часть грудной клетки. Упав с кровати, он стал выползать из времянки, и Суляев нанес ему удар ножом в ягодицу.

Присутствующий при конфликте очевидец Амелин, показал, что между Суляевым и Яшкиным, в это вечер неоднократно возникали ссоры, по поводу разговора Яшкина по телефону, а после возвращения его с Суляевым с пос. Лебеди по поводу работы, и из-за того, что Яшкин отказался распивать спиртные напитки с Суляевым. В ходе ссоры, между ними произошла драка. Суляев кулаком в лицо ударил Яшкина. Яшкин взял топор, стоящий у двери, демонстрируя его там же, сказал Суляеву, что если тот не прекратит драться, то он его ударит и поставил топор у двери. После этой ссоры спустя 1-2 мин., когда Яшкин сидел на кровати, Суляев подошел к нему, повалил на кровать и стал душить левой рукой, а правой рукой, он видел, как делал движения. Когда Суляев отходил от Яшкина, у него в руке был нож.

Драчева О.А., Драчева С.М., Драчев показали, что, выйдя во двор дома, они увидели, что к ним зашел Амелин, который на себе тащил Яшкина, так как тот не мог самостоятельно идти. Со слов Амелина им стало известно, что Яшкина порезал его друг. До приезда скорой помощи, разорвав одежду, Драчева О.А. и Драчев оказывали ему помощь, и видели, что одежда у Яшкина была в крови, в области левой части грудной клетки было ножевое ранение, лицо разбито.

Гриценко показала, что от Амелина ей стало известно, что в ходе ссоры с сыном, Суляев ножом ударил сына. После со слов Яшкина, ей стало известно, что телесные повреждения ему причинил Суляев, нанеся удары ножом в грудь и ягодицу.

Винюкова показала, что в составе бригады скорой медицинской помощи она выезжала по поводу оказания медицинской помощи, в связи с ножевым ранением. У потерпевшего были ножевые ранения в левую часть грудной клетки и ягодицу, а также ушибленные раны носа и губы. Со слов присутствующих ей стало известно, что потерпевшему нанес ножевые ранения в ходе драки, его друг.

При осмотре места происшествия на мешке, лежащем на полу возле кровати Яшкина обнаружено вещество бурого цвета. С места происшествия изъяты нож, топор, следы вещества бурого цвета.

При осмотре одежды Яшкина, на куртке, комбинезоне, свитере, футболке, обнаружены наслоение и пятна вещества бурого цвета. На футболке, свитере с левой стороны имелись разрезы, располагающиеся вдоль по центру футболки, свитера на одежде также имелись разрывы.

Обнаруженный на месте происшествия нож длиной 22,5 см и длиной клинка 12 см имеет следы вещества бурого цвета. На топоре: клинке, боковой поверхности обуха и топорище имелись следы вещества бурого цвета.

Судебно-биологической экспертизой установлено, что на указанных предметах и на фрагменте мешка, изъятых с места происшествия, имеется кровь, которая по групповой принадлежности совпадает с группой крови Яшкина, ее происхождение от Суляева, исключается.

Экспертизой холодного оружия установлено, что нож, изъятый в ходе осмотра места происшествия, холодным оружием не является, является хозяйственно – бытовым ножом, изготовленный самодельным способом.

Тяжесть причиненного вреда здоровью Суляевым Яшкину подтверждена заключением судебно-медицинской экспертизы, согласно которой у Яшкина имелись телесные повреждения в виде: колото резаной раны передней поверхности грудной клетки слева, во 2-3 межреберье по средне-ключичной линии, проникающая в левую плевральную полость, с ранением левого легкого и наличием в плевральной полости воздуха и крови, и образованием подкожной эмфиземы в мягких тканях левой половины грудной клетки, осложненная коллапсом левого легкого и плевро-пульмональным шоком, причинившая тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни и колото-резаной раны левой ягодицы, причинившая легкий вред здоровью по признаку кратковременного расстройства здоровья, которые образовались от действия колюще-режущего орудия, каковым мог явиться нож, предоставленный на экспертизу в качестве вещественного доказательства, в срок, который может соответствовать 5 октября 2009 года.

В ходе следственного эксперимента Яшкин воспроизвел обстоятельства причинения ему Суляевым телесных повреждений и показал, как Суляев, сидя рядом с ним на кровати с правой стороны, наносил ему удар ножом в область грудной клетки слева и когда он упал с кровати, наносил удар ножом в левую ягодицу.

Суляев в ходе следственного эксперимента показывал, как после нападения на него Яшкина с топором, он упал на пол, от нанесенного Яшкиным одновременно удара ногой по туловищу, и лежа на полу, на спине, наносил склонившемуся над ним Яшкину удар ножом, в область грудной клетки слева.

По заключениям судебно-медицинских экспертиз исходя из механизма причинения Суляевым телесного повреждения в виде колото-резаной раны левой половины передней поверхности грудной клетки, проникающей в левую плевральную полость, с ранением левого легкого и наличием в плевральной полости воздуха и крови, указанного Яшкиным в ходе следственного эксперимента, а также данных медицинской документации, в которой описано направление раневого канала: сверху вниз и это телесное повреждение у Яшкина могло образоваться при механизме травматического воздействия, указанного Яшкиным в ходе следственного эксперимента, и не могло образоваться при механизме травматического воздействия, указанного Суляевым в ходе следственного эксперимента.

Колото-резаная рана левой ягодицы у Яшкина, также могла образоваться у него при таком механизме воздействия, о котором он показывал в ходе следственного эксперимента.

Из показаний эксперта Манохина установлено, что заключения судебно-медицинских экспертиз им даны на основании медицинской документации, где указано направление раневого канала: сверху вниз и данных следственных экспериментов, проведенных с его участием, с Яшкиным и Суляевым. При этом Суляев в ходе следственного эксперимента указал, что удар ножом им был нанесен перпендикулярно туловищу, что исключает причинение Яшкину при таком ударе обнаруженных, согласно медицинской документации, телесных повреждений Яшкину, в виде колото-резанной раны левой половины грудной клетки.

Выводы экспертиз основаны на научно-обоснованных результатах исследований и их правильность не вызывает сомнений.

Доводы подсудимого Суляева о том, что телесное повреждение, в виде резаной раны грудной клетки, им было причинено Яшкину в состоянии необходимой обороны, суд оценивает критически и не принимает их во внимание по тем основаниям, что его доводы опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями судебно-медицинских, биологической экспертиз, протоколом осмотра места происшествия, протоколом осмотра предметов.

Яшкин показал, что в ходе конфликта между Суляевым и им, после того, как Суляев избил его, он сел на кровать и рукой вытирал кровь с лица. Чтобы пресечь действия Суляева, который продолжал ссору, он взял топор у двери и оставаясь на месте, демонстрировал его Суляеву, при этом не угрожал ему, не приближался, не замахивался, и оставил топор на месте.

Суляев отрицает факт нанесения Яшкину ударов по лицу, до того момента, как Яшкин взял топор.

Свидетель Винюкова, оказывающая медицинскую помощь, видела на лице Яшкина телесные повреждения.

Свидетель Амелин, очевидец происшествия, подтверждает показания Яшкина в той части, что тот демонстрировал топор, находясь у двери, к Суляеву не подходил, топором не замахивался, оставил его у входа после того, как Яшкина избил Суляев.

Указанные обстоятельства, в совокупности с заключением биологической экспертизы, согласно которой, на топорище, который демонстрировал Яшкин, обнаружена кровь Яшкина, свидетельствуют о том, что кровь Яшкина на топоре образовалась после того, как Суляев избил Яшкина и опровергают доводы Суляева, что инициатором конфликта был Яшкин и свидетельствует о том, что Яшкин не нападал на Суляева с топором.

Обнаружение в ходе осмотра места происшествия топора возле дивана, где по утверждению Суляева Яшкин напал на него, при наличии совокупности вышеуказанных доказательств, не свидетельствует о том, что в действиях Суляева имело место необходимая оборона.

Суляев на предварительном следствии об обстоятельствах причинения Яшкину телесного повреждения давал противоречивые показания.

При допросе в качестве обвиняемого 7.10.2009 г. он показывал, что после нападения на него Яшкина с топором, он от удара ногой, нанесенного Яшкиным, упал на пол, и ногой продолжал наносить удары по туловищу и лицу. Когда Яшкин упал на пол, он в ходе борьбы с ним, нанес Яшкину удар ножом.

На очной ставке с Яшкиным и в ходе следственного эксперимента, показывал, что Яшкину нанес удар ножом лежа на полу, на спине, когда Яшкин с топором склонился над ним.

После ознакомления с заключениями судебно-медицинских экспертиз, проведенных по результатам следственного эксперимента, показывал, что он Яшкину удар ножом в грудь наносил, когда они оба стояли.

Непоследовательны показания Суляева и об обстоятельствах, при которых у него в руке оказался нож.

В первоначальных показаниях Суляев пояснял, что он не помнит, при каких обстоятельствах у него в руке оказался нож, затем утверждал, что, находясь на полу, когда Яшкин напал на него с топором, он нож обнаружил на полу, после утверждал, что нож взял с табурета.

Показания Суляева об обстоятельствах нападения на него Яшкина также противоречивы. Показывал, что Яшкин, вооружившись топором, нанес ему удар ногой по туловищу, от чего он упал на пол. Утверждал также, что Яшкин душил его, нанес ему по лицу, туловищу несколько ударов.

По заключению судебно-медицинской экспертизы у Суляева телесных повреждений на лице, туловище не обнаружено, что опровергает доводы Суляева об избиении его Яшкиным.

Доводы защиты, оспаривающей результаты следственного эксперимента, с участием Суляева, по тем основаниям, что при его проведении не были в полном объеме соблюдены требования ст. 181 УПК РФ, не состоятельны.

Как следует из протокола следственного эксперимента, замечаний от участников данного следственного действия, в том числе Суляева и его защитника не было. Суляев добровольно в ходе следственного эксперимента воспроизвел события, в ходе которых он показал, как и при каких обстоятельствах он причинил Яшкину телесные повреждения.

Заключения судебно-медицинских экспертиз подтверждены экспертом Манохиным в судебном заседании. Выводы экспертиз соответствуют установленным в судебном заседании обстоятельствам совершенного Суляевым преступления и не вызывают сомнения у суда. Результаты исследования соответствуют предъявляемым им требованиям. Консультативное мнение эксперта, как следует из примечания к нему, не имеет юридической силы, и не может являться доказательством, поскольку не отвечает требованиям ст. 204 УПК РФ.

Доводы защиты, оспаривающей достоверность показаний свидетелей Гриценко и Амелина, суд отвергает и расценивает их как способ защиты. У суда нет оснований сомневаться в достоверности показаний этих свидетелей, поскольку сведения, содержащиеся в показаниях Амелина, об обстоятельствах причинения Суляевым Яшкину телесных повреждений, не противоречат установленным судом обстоятельствам совершенного Суляевым преступления, в связи с чем, у суда нет оснований критически оценивать показания свидетеля Гриценко, которой об обстоятельствах совершенного Суляевым преступления, стало известно от Амелина.

Действия Суляева суд квалифицирует по ч. 1 ст. 111 УК РФ – умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека.

Суляев преступление совершил с прямым умыслом, нанося удар ножом, в область грудной клетки и ягодицы, осознавал, что совершает деяние, в том числе опасное для жизни Яшкина, предвидел возможности причинения тяжкого вреда здоровью и желал наступления таких последствий. О направленности умысла свидетельствует характер причинения телесных повреждений, удар наносился ножом в жизненно важный орган.

Поведение Яшкина, выразившееся в демонстрации топора Суляеву, не было провоцирующим, поскольку было предпринято Яшкиным на свою защиту в связи с неправомерным поведением Суляева.

При назначении наказания подсудимому Суляеву, суд учитывает, что объектом его преступного посягательства является здоровье человека. Преступление относится к категории тяжких преступлений. Обстоятельства содеянного Суляевым свидетельствуют о повышенной опасности совершенного им преступления: он осуществил в полной степени преступное намерение, применил для этого нож в качестве орудия преступления, которым причинил Яшкину, в том числе тяжкий вред здоровью.

Обстоятельств, смягчающих наказание Суляеву, судом не установлено.

Обстоятельств, отягчающих наказание Суляеву, судом не установлено.

Суляев до совершения преступления по месту жительства и работы характеризовался положительно.

При определении вида и размера наказания Суляеву суд назначает наказание в виде лишения свободы в пределах санкции ч. 1 ст. 111 УК РФ.

Суляев по данному уголовному делу в период с 6 октября 2009 г. по 8 октября 2009 г. находились под стражей.

Указанное время содержания Суляева под стражей, подлежит зачету в срок отбывания наказания, в силу ч. 3 ст. 72 УК РФ.

Отбывание наказания Суляеву суд назначает в исправительной колонии общего режима, согласно п. «б» ч. 1 ст. 58 УК РФ, так как он осуждается к лишению свободы за совершение тяжкого преступления и ранее не отбывал лишения свободы.

Потерпевшим Яшкиным заявлен гражданский иск о взыскании с подсудимого Суляева моральный вред в сумме 300 000 руб. В обоснование заявленных требований сослался на то, что ему был причинен моральный вред, выразившийся в физических и нравственных страданиях.

Судом установлено что, Суляев виновен в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью Яшкину и в результате этого Яшкину причинен моральный вред, то есть физические и нравственные страдания, которые согласно ст. 151 ГК РФ, подлежат денежной компенсации.

Определяя размер денежной компенсации морального вреда, суд руководствуется ст.ст. 151, 1101 ГК РФ, в связи с чем, учитывая требования разумности и справедливости, приходит к выводу, что размер денежной компенсации морального вреда в сумме 300 000 руб. соответствует степени причиненных Яшкину Суляевым физических и нравственных страданий.

Руководствуясь ст.ст. 307-309 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Суляева Александра Анатольевича признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 111 УК РФ и назначить ему наказание по этой статье в виде лишения свободы сроком на 2 (два) года, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Меру пресечения Суляеву А.А. в виде подписки о невыезде до вступления приговора в законную силу изменить на заключение под стражу.

Взять Суляева А.А. под стражу из зала суда.

Срок отбывания наказания Суляеву А.А. исчислять со Дата обезличена г..

Зачесть Суляеву А.А. срок отбывания наказания время содержания под стражей с 6 октября 2009 г. по 8 октября 2009 г..

Взыскать с Суляева Александра Анатольевича в пользу Яшкина Павла Владимировича в счет денежной компенсации морального вреда 300 000 (триста тысяч) руб.

По вступлению приговора в законную силу, вещественные доказательства по делу, хранящиеся:

- в камере хранения вещественных доказательств ОВД по г. Губкину - фрагмент мешка с веществом бурого цвета, нож, топор, образцы крови Яшкина П.В. и Суляева А.А. – уничтожить;

- комбинезон с курткой зеленого цвета, свитер серого цвета и футболку – возвратить Яшкину П.В.;

- журнал приема вызова по Губкинской ССМП за период времени с 29.09.2009 г. по 9.10. 2009 г. и карту вызова ССМП от 5.10.2009 г. на Яшкина П.В. оставить на станции скорой медицинской помощи МУЗ «Губкинская ЦРБ».

Приговор может быть обжалован в судебную коллегию по уголовным делам Белгородского областного суда в течение 10 суток со дня провозглашения через Губкинский городской суд, а осужденным, содержащимся под стражей, в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В этот же срок, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении его жалобы или представления судом кассационной инстанции.

Председательствующий: (подпись) А.Я. Илиева

...

...