Приговор
Именем Российской Федерации
г. Губкин Белгородской обл. «8» октября 2010 г.
Губкинский городской суд Белгородской обл. в составе:
председательствующего судьи Илиевой А.Я.,
при секретаре Журавлевой Л. В.,
с участием:
государственного обвинителя - помощника Губкинского городского прокурора Горбатых А.Ю.,
защитника - адвоката Куприяшкина Ю.Н., представившего удостоверение №173, ордер №009116,
потерпевшего Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в общем порядке уголовное дело по
обвинению:
Зацепина Сергея Васильевича, родившегося * года в г. * * обл., прожив. Белгородская обл. г. Губкин ул. * д. * кв. * без регистрации, гражданина РФ, военнообязанного, разведенного, образование *, не работающего, судимого:
- 4 мая 2009 г. по ч. 1 ст. 1 12 УК РФ к исправительным работам на 1 год,
- 2 февраля 2010 г. неотбытое наказание заменено на 4 мес. лишения свободы, наказание не отбыто, - в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Зацепин совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, с особой жестокостью и мучениями для потерпевшего, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.
Преступление совершено в г. Губкине Белгородской обл. при таких обстоятельствах:
14 июня 2010 г. в период времени с 4 час, до 6 час. Зацепин и Н. распивали спиртные напитки в кв. * д. * по ул. *.
После 6 час. Зацепин, используя малозначительный повод, так как потерпевший Н., во время сна храпел и мешал ему спать, стал избивать руками и ногами Н., проявляя особую жестокость, выразившуюся в нанесении потерпевшему Н. большого количества ударов, не менее 26-ти, в область жизненно важных органов: головы, туловища, шеи, конечностей, причинил тем самым потерпевшему мучения. От полученных повреждений, вызвавших травматический и геморрагический шок, потерпевший Н. скончался 14 июня 2010 г. на месте происшествия.
Подсудимый Зацепин виновным себя признал частично, в судебном заседании показал, что под утро, когда он просунулся от храпа Н., между ними возникла ссора. Он ударил Н. рукой по лицу, дернул за ногу и тот упал головой об пол. Он нанес Н. 3 удара рукой по ребрам с левой стороны и 2 удара с правой стороны. Когда Н. затих, он рукой на шее проверил пульс.
В ходе предварительного следствия, при допросе в качестве подозреваемого, обвиняемого, проверки показаний на месте, Зацепин показывал, что бил Н. наотмашь по лицу, в область подбородка, грудной клетки и наносил Н. удары до тех пор, пока тот не перестал дышать, (л.д. 152-156, 168-170, 137-145,191-194),
Вина подсудимого Зацепина подтверждается показаниями потерпевшего НС., свидетелей Х., Г., К., Ш., судебно-медицинского эксперта Белокопытова, протоколами осмотра места происшествия, явки с повинной Зацепина, заключениями судебно-медицинских экспертиз.
НС. показал, что о смерти брата узнал 14 июня 2010 г. от его соседки. Н. злоупотреблял спиртными напитками. Приходя к нему домой, видел там Зацепина. В последнее время видел у брата синяк под глазом, на лице царапины.
Х. показал, что к Г., где также находился он и Ш., во второй половине дня приходил Зацепин и сказал, что Н. умер. Слышал, что Г. говорил Зацепину, что тот его убил, так как он ранее избивал Н., о чем ему говорил Н.
Из показаний Г. установлено, что в дневное время к нему домой приходил Зацепин и сказал, что Н. умер и стал угрожать ему, говорил, чтобы он ни кому не рассказывал о том, что он ранее избивал Н.
К. подтвердил, что 14 июня 2010 г. к нему приходил Зацепин и сказал, что Н. умер, и требовал, чтобы он никому ничего не говорил. Так как ему было известно, что Зацепин избивал Н., он понял, что не должен говорить об этом.
Ш. показал, что когда находился у Г., где был и Х., он проснулся от стука в окно, а потом слышал, что в квартире, кто-то с кем-то ругался. Об убийстве Н. ему стало известно от сотрудников милиции.
Согласно протоколу осмотра места происшествия от 14 июня 2010 г., на месте происшествия был обнаружен труп Н. с множественными кровоподтеками в области головы, туловища и конечностей. В ходе осмотра, следов крови и биологического происхождения не обнаружено, порядок вещей не нарушен, следов борьбы не установлено (л.д. 9-20).
В протоколе явки с повинной от 16.06.2010 г., Зацепин сообщил правоохранительным органам о том, что он 14 июня 2010 г. в кв. * д. * ул. * нанес Н. несколько ударов кулаком в область грудной клетки, в результате которых последний скончался ( л.д. 47).
Тяжесть причиненного вреда здоровью Зацепиным Н. подтверждена заключением судебно-медицинской экспертизы, согласно которой у Н. имелись телесные повреждения соответствующие 14 июня 2010 г. в виде: - закрытой черепно-мозговой травмы, компонентами которой явились: кровоподтеки и ссадины на голове, кровоизлияние под конъюнктиву правого глаза, ушибленные раны верхней губы слева и нижней губы слева с кровоизлиянием вокруг, кровоизлияние в мягкие ткани головы - в левой теменно-затылочной области и левой височной области головы, субдуральное (под твердой мозговой оболочкой) кровоизлияние передней, средней и задней черепных ямок слева, задней черепной ямки справа, субарахноидальное (под мягкие мозговые оболочки), кровоизлияние правой затылочной доли головного мозга. Обширный кровоподтек шеи. Кровоизлияния в мягкие ткани шеи. Закрытый перелом правого большого рога подъязычной кости, щитовидного хряща с обеих сторон. Кровоизлияния в мягких тканях корня и кончике языка. Множественные кровоподтеки на туловище, кровоизлияния в мягкие ткани грудной клетки, переломы ребер справа - 2,3,4,5,6,7,8,9; переломы ребер слева - 3,4,5,6,7,8,9 с разрывом пристеночной плевры и нижней доли левого легкого. Переломы ребер справа 2-9, слева 3-9 с разрывом пристеночной плевры. Тупая травма живота: кровоизлияние в мягкие ткани живота, разрыв левой доли печени с кровоизлиянием в брюшную полость, объемом 750 мл. крови, кровоизлияние в корень брыжейки тонкой кишки. Множественные кровоизлияния верхних и нижних конечностей, которые образовались от не менее 26-ти травматических воздействий, в том числе в область головы - 5, в область шеи -1, в область грудной клетки - 12, в область живота - 2, в область верхних и нижних конечностей -6. Все указанные повреждения осложнились травматическим и геморрагическим шоком, что применительно к живому лицу расценивается как причинивший тяжкий вред здоровью, по признаку опасности для жизни человека, вызвавший расстройство жизненно важных функций организма человека, которое не может быть компенсировано организмом самостоятельно и обычно заканчивается смертью - угрожающее жизни состояние.
Смерть Н. наступила в результате травматического и геморрагического шока 14.06.2010 г. на месте происшествия. Все телесные повреждения имеют прижизненное происхождение (л.д. 56-60).
Выводы экспертизы основаны на научно-обоснованных результатах исследований и их правильность не вызывает сомнений.
В части причинения Зацепиным Н. телесных повреждений, предшествующих 14 июня 2010 г. органами предварительного следствия вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по основанию п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, отсутствие заявления потерпевшего, в связи с чем подлежит исключению из обвинения Зацепина обвинение его в нанесении в период времени с 6 июня 2010 г. по 14 июня 2010 г. в ходе совместного распития спиртных напитков множественных ударов руками и ногами в область головы и туловища, а также обвинение его в причинении Н. 14 июня 2010 г. телесного повреждения в виде кровоизлияния под конъюнктиву левого глаза, поскольку оно было причинено Зацепиным Н. до 14 июня 2010 г.
Показания потерпевшего НС. о том, что он видел на лице у Н., в дни предшествующие 14 июня 2010 г., телесные повреждения в виде царапины и кровоподтека на лице, не свидетельствуют об избиении Н. другими лицами, кроме Зацепина, поскольку материалами дела установлено, что Зацепин и ранее до 14 июня 2010 г. избивал Н.
Доводы Зацепина оспаривающего в судебном заседании количество нанесенных им Н. телесных повреждений и наступление смерти Н. от причиненных им Н. телесных повреждений и ссылавшегося в обоснование доводов на те обстоятельства, что 6 июня 2010 г. Н. избили неизвестные лица, он видел у Н. была разбита голова, в связи с чем тот доставлялся в больницу в бессознательном состоянии, и у Н. имелись телесные повреждения в дни, предшествующие 14 июня 2010 г., образовавшиеся при падениях, когда он находился в состоянии алкогольного опьянения, опровергаются материалами уголовного дела.
Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, проведенной по медицинской документации, Н. 6 июня 2010 г. находился в Губкинской ЦРБ в терапевтическом отделении с диагнозом: алкогольная интоксикация тяжелой степени, кома (л.д. 66-67).
При судебно - медицинском исследовании трупа, телесных повреждений на трупе Н., соответствующих 6 июня 2010 г. в области головы, не выявлено.
Свидетели Г. и К. показали, что со слов Н. им известно, что, опасаясь за свою жизнь, так как его неоднократно избивал Зацепин, он по требованию Зацепина никому не говорил, что тот его избивает, а ссылался на разные обстоятельства получения им телесных повреждений, в том числе и избиение его неизвестными лицами. Также показали, что были очевидцами того, как Зацепин избивал Н. в дни, предшествующие 14 июня 2010 г.
При проведении судебно-медицинской экспертизы трупа Н., на трупе были обнаружены телесные повреждения имеющие давность 3-5 суток в виде: кровоподтеков: вокруг левого глаза с кровоизлиянием под конъюнктиву, на левой половине носа, левой щеке и области сосцевидного отростка, левой половины грудной клетки с переходом на левый плечевой сустав, в области средней трети левой ключицы, левой половине грудной клетки на уровне 3,4,6,7 ребер, верхней трети правого плеча, тыле правой кисти, средней трети левого плеча по передней поверхности, верхней трети левого плеча по передней поверхности, верхней трети левого предплечья, на передней поверхности левого коленного сустава, на передней внутренней поверхности левого коленного сустава, левом бедре в средней трети, на передней поверхности нижней трети правого бедра, которые не оказали существенного влияния на формирование признаков шокового состояния и расцениваются как повреждения, не причинившие вреда здоровью человека.
Согласно показаниям эксперта Белокопытова, указанные телесные повреждения не оказали существенного влияния на формирование признаков шокового состояния, поскольку они уже были у Н. ранее и имели влияние на состояние его здоровья, вызывали болевые ощущения и могли ухудшить общее самочувствие и причинной связи со смертью Н. не имеют.
Действия Зацепина суд квалифицирует по ч. 4 ст. 111 УК РФ - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, с особой жестокостью и мучениями для потерпевшего, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.
Действия Зацепина по признаку причинения Н. тяжкого вреда здоровью, с особой жестокостью и мучениями, суд квалифицирует по тем основаниям, что подсудимый нанес потерпевшему не менее 26 ударов в жизненно важные органы, о чем свидетельствует и локализация телесных повреждений и повреждений жизненно важных органов человека которые были причинены Н. с особой жестокостью и мучениями для потерпевшего.
Исходя из совокупности всех обстоятельств, совершенного Зацепиным преступления, суд приходит к выводу, что у Зацепина имел место умысел лишь на причинение тяжкого вреда здоровью Н., что же касается наступления смерти потерпевшего, то по отношению к такому исходу, не охватывающемуся предвидением подсудимого, имеется неосторожная вина.
Нанося Н. множественные удары руками, ногами, в жизненно важные органы, Зацепин осознавал общественную опасность, характер своих действий, предвидел, что может причинить потерпевшему тяжкие телесные повреждения, и допускал наступление этих последствий.
При назначении наказания Зацепину, суд учитывает, что объектом его преступного посягательства является здоровье человека. Преступление относится к категории особо тяжких преступлений. Преступный умысел Зацепиным был доведен до конца.
Обстоятельством, смягчающим наказание Зацепину, суд признает явку с повинной.
В явке с повинной Зацепин сообщил органам милиции о причинении им Н. телесных повреждений, от которых тот скончался.
Обстоятельством, отягчающим наказание Зацепину, суд признает рецидив преступлений, поскольку он, имея не погашенную судимость по приговору суда от 4 мая 2009 г. за умышленное причинение средней тяжести, вновь совершил умышленное преступление.
Зацепин до совершения преступления характеризовался участковым уполномоченным - отрицательно, привлекался к административной ответственности.
Суд считает, что исправление Зацепина не возможно без изоляции его от общества, и он подлежит наказанию в виде лишения свободы.
Суд не находит оснований для назначения Зацепину наказания с применением правил ч. 2 ст. 68 УК РФ.
Неотбытое наказание Зацепину по приговору мирового суда г. Губкина от 4 мая 2009 г. в виде исправительных работ постановлением мирового суда г. Губкина 2 февраля 2010 г. заменено лишением свободы на срок 4 месяца, наказание не отбывал.
Окончательное наказание Зацепину суд назначает по правилам ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров.
Разрешая вопрос о дополнительном наказании в виде ограничения свободы, суд считает необходимым назначить Зацепину ограничение свободы, поскольку он неоднократно привлекался к административной ответственности, преступление совершил в состоянии алкогольного опьянения, в его действиях имеется рецидив преступлений.
В силу п. «в» ч. 1 ст. 58 УК РФ, суд Зацепину отбывание наказания назначает в исправительной колонии строгого режима, так как он совершил особо тяжкое преступление, при рецидиве преступлений, ранее не отбывал лишение свободы.
Срок отбывания наказания Зацепину исчислять с 18 июня 2010 г., с момента задержания в порядке ст. 91 УПК РФ.
В.судебных заседаниях по назначению суда, в порядке ст. 131 УПК РФ, расходы федерального бюджета в сумме * руб. * коп. и * руб. * коп. судом отнесены к процессуальным издержкам, которые подлежат взысканию с подсудимого.
Гражданский иск по делу не заявлен. Руководствуясь ст.ст. 307-309 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Зацепина Сергея Васильевича признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ и назначить ему наказание по этой статье в виде лишения свободы сроком 10 (десять) лет, с ограничением свободы сроком 2 (два) года.
С применением правил ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров, к наказанию назначенному по настоящему приговору частично присоединить неотбытое наказание по приговору суда от 4 мая 2009 г. и окончательно назначить Зацепину С.В. наказание в виде лишения свободы сроком 10 (десять) лет 2 (месяца) с ограничением свободы на 2 (два) года, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Установить Зацепину следующие ограничения: не выезжать за пределы г. Губкина и Губкинского р-на Белгородской обл. без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за осужденным, периодически, два раза в месяц, являться для регистрации в этот орган.
Срок отбывания наказания Зацепину С.В. исчислять с 18 июня 2010 г. Меру пресечения Зацепину С.В. до вступления приговора в законную силу оставить без изменения, в виде заключения под стражей.
Взыскать с Зацепина Сергея Васильевича в пользу Федерального бюджета РФ процессуальные издержки за участие в деле в порядке ст. 51 УПК РФ адвокатов Гордиенко А.Н. (предварительное слушание) - * (сумма прописью) рублей * коп. и Куприяшкина Ю.Н. - * (сумма прописью) рубля * коп.
Приговор может быть обжалован в судебную коллегию по уголовным делам Белгородского областного суда в течение 10 суток со дня провозглашения через Губкинский городской суд, а осужденным, содержащимся под стражей, в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В этот же срок, осужденный вправе ходатайствовать 6 своем участии в рассмотрении его жалобы или представления судом кассационной инстанции.
Председательствующий: А.Я. Илиева
Кассационным определением Белгородского областного суда от 24 ноября 2010 года приговор изменен: Зацепину окончательно назначено лишение свободы сроком на 10 лет.